Муниципалитетам стало сложнее привлекать бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете

Тип: статья

С 1 января 2020 года правила, по которым территориальные органы Федерального казначейства предоставляют муниципальным образованиям бюджетные кредиты, стали более жесткими. Речь идет о кредитах на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов. По новым правилам такой кредит нельзя выдать муниципальному образованию, бюджет которого не соответствует требованиям, установленным в Бюджетном кодексе. Это осложнит жизнь тем, кто не соблюдает ограничения по объемам дефицита бюджета, муниципального долга и заимствований. Раньше такие муниципалитеты часто обращались за кредитами на пополнение остатков средств, получали их, а затем не возвращали либо возвращали несвоевременно. Теперь они не могут быть получателями таких кредитов. Расскажем подробно о требованиях к бюджетам муниципалитетов-заемщиков.

Документ: Кредиты на пополнение остатков средств на счетах предоставляют по правилам, утвержденным постановлением Правительства от 20.08.2013 № 721. Эти правила Правительство изменило постановлением от 09.12.2019 № 1620

Установили требования к объему бюджетного дефицита

Дефицит бюджета муниципального образования не должен быть более 10 процентов от утвержденного общего годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Если уровень дотационности бюджета превышает 50 процентов, то действует более строгое ограничение. Максимально допустимый дефицит — 5 процентов от утвержденного годового объема доходов.

Исключение — случаи, когда в составе источников финансирования дефицита бюджета предусмотрены:

— поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности; 
— снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

В этом случае муниципальное образование может рассчитывать на получение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, даже если дефицит выше 5 или 10 процентов. Но есть условие: превышение должно быть не больше, чем то, которое муниципалитет планирует профинансировать за счет обоих источников.

Для справки:

Когда муниципалитеты привлекают бюджетные кредиты на пополнение остатков

Кредиты на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов используют для покрытия временных кассовых разрывов. Такие разрывы образуются при исполнении расходных обязательств. В отдельные периоды финансового года доходов становится недостаточно для осуществления неотложных расходов с учетом источников финансирования дефицита бюджета. Эта проблема часто возникает из-за непредвиденных, чрезвычайных ситуаций или носит сезонный характер. Кассовые разрывы, как правило, кратковременны. Для их погашения муниципалитеты привлекают денежные средства в виде краткосрочных займов из различных источников, в том числе из бюджетов других уровней.

Ввели ограничение на объем заимствований

Чтобы рассчитывать на бюджетный кредит на пополнение остатков, муниципальное образование не должно нарушать ограничение по объему привлеченных заимствований.

Общий объем привлеченных в финансовом году средств Средства, направляемые на финансирование дефицита местного бюджета + Объем погашения долговых обязательств муниципального образования согласно решению о местном бюджете

Ужесточили платежную дисциплину

Еще одно обязательное условие для получения кредита — платежная дисциплина. Муниципальное образование, которое в отчетном финансовом году не вернуло бюджетный кредит или погасило его с задержкой, не может претендовать на получение новых кредитов, в том числе кредитов на пополнение остатков средств.

На заметку:

В каком размере и на какой срок выдают бюджетный кредит

Максимальный размер бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете — 1/12 объема доходов местного бюджета за вычетом субсидий, субвенций и иных целевых трансфертов. Срок кредита — не более 90 дней при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего года. Заемщик не должен предоставлять обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита, уплате процентов, штрафов и пеней. При этом реструктуризация задолженности невозможна.

Установили уровень дотационности

10 процентов — максимально допустимый дефицит бюджета с уровнем дотационности не более 50 процентов

С 2020 года бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета стали недоступными для большинства дотационных муниципальных образований. Такие кредиты больше не выдают муниципалитетам, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних лет превышала 5 процентов. При расчете этой доли не учитывают субвенции и иные межбюджетные трансферты на финансирование вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом с поселениями.

В 2018 году муниципальных образований с уровнем дотационности бюджета более 5 процентов было 13,8 процента.

Из этого правила есть два исключения. На кредит могут рассчитывать:

— муниципальные образования, которые в течение одного года из трех последних лет получали и своевременно вернули такой кредит; 
— городские округа и городские округа с внутригородским делением с высоким или средним уровнем долговой устойчивости.

Новое правило существенно сузит возможный круг получателей бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, особенно среди муниципальных районов и сельских поселений. Наиболее вероятными получателями такого финансирования будут городские округа независимо от уровня дотационности. Им достаточно только соответствовать требованиям по уровню долговой устойчивости. Такие требования установлены в статье 107.1 БК и различаются для муниципалитетов с высоким и средним уровнем дотационности.

ВЕРА ЛЕВИНА, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, д. э. н.