С 1 января 2020 года правила, по которым территориальные органы Федерального казначейства предоставляют муниципальным образованиям бюджетные кредиты, стали более жесткими. Речь идет о кредитах на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов. По новым правилам такой кредит нельзя выдать муниципальному образованию, бюджет которого не соответствует требованиям, установленным в Бюджетном кодексе. Это осложнит жизнь тем, кто не соблюдает ограничения по объемам дефицита бюджета, муниципального долга и заимствований. Раньше такие муниципалитеты часто обращались за кредитами на пополнение остатков средств, получали их, а затем не возвращали либо возвращали несвоевременно. Теперь они не могут быть получателями таких кредитов. Расскажем подробно о требованиях к бюджетам муниципалитетов-заемщиков.
Документ: Кредиты на пополнение остатков средств на счетах предоставляют по правилам, утвержденным постановлением Правительства от 20.08.2013 № 721. Эти правила Правительство изменило постановлением от 09.12.2019 № 1620
Установили требования к объему бюджетного дефицита
Дефицит бюджета муниципального образования не должен быть более 10 процентов от утвержденного общего годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Если уровень дотационности бюджета превышает 50 процентов, то действует более строгое ограничение. Максимально допустимый дефицит — 5 процентов от утвержденного годового объема доходов.
Исключение — случаи, когда в составе источников финансирования дефицита бюджета предусмотрены:
— поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности;
— снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
В этом случае муниципальное образование может рассчитывать на получение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, даже если дефицит выше 5 или 10 процентов. Но есть условие: превышение должно быть не больше, чем то, которое муниципалитет планирует профинансировать за счет обоих источников.
Для справки:
Когда муниципалитеты привлекают бюджетные кредиты на пополнение остатков
Кредиты на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов используют для покрытия временных кассовых разрывов. Такие разрывы образуются при исполнении расходных обязательств. В отдельные периоды финансового года доходов становится недостаточно для осуществления неотложных расходов с учетом источников финансирования дефицита бюджета. Эта проблема часто возникает из-за непредвиденных, чрезвычайных ситуаций или носит сезонный характер. Кассовые разрывы, как правило, кратковременны. Для их погашения муниципалитеты привлекают денежные средства в виде краткосрочных займов из различных источников, в том числе из бюджетов других уровней.
Ввели ограничение на объем заимствований
Чтобы рассчитывать на бюджетный кредит на пополнение остатков, муниципальное образование не должно нарушать ограничение по объему привлеченных заимствований.
| Общий объем привлеченных в финансовом году средств | ≤ | Средства, направляемые на финансирование дефицита местного бюджета | + | Объем погашения долговых обязательств муниципального образования согласно решению о местном бюджете |
Ужесточили платежную дисциплину
Еще одно обязательное условие для получения кредита — платежная дисциплина. Муниципальное образование, которое в отчетном финансовом году не вернуло бюджетный кредит или погасило его с задержкой, не может претендовать на получение новых кредитов, в том числе кредитов на пополнение остатков средств.
На заметку:
В каком размере и на какой срок выдают бюджетный кредит
Максимальный размер бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете — 1/12 объема доходов местного бюджета за вычетом субсидий, субвенций и иных целевых трансфертов. Срок кредита — не более 90 дней при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего года. Заемщик не должен предоставлять обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита, уплате процентов, штрафов и пеней. При этом реструктуризация задолженности невозможна.
Установили уровень дотационности
10 процентов — максимально допустимый дефицит бюджета с уровнем дотационности не более 50 процентов
С 2020 года бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета стали недоступными для большинства дотационных муниципальных образований. Такие кредиты больше не выдают муниципалитетам, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних лет превышала 5 процентов. При расчете этой доли не учитывают субвенции и иные межбюджетные трансферты на финансирование вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом с поселениями.
В 2018 году муниципальных образований с уровнем дотационности бюджета более 5 процентов было 13,8 процента.
Из этого правила есть два исключения. На кредит могут рассчитывать:
— муниципальные образования, которые в течение одного года из трех последних лет получали и своевременно вернули такой кредит;
— городские округа и городские округа с внутригородским делением с высоким или средним уровнем долговой устойчивости.
Новое правило существенно сузит возможный круг получателей бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, особенно среди муниципальных районов и сельских поселений. Наиболее вероятными получателями такого финансирования будут городские округа независимо от уровня дотационности. Им достаточно только соответствовать требованиям по уровню долговой устойчивости. Такие требования установлены в статье 107.1 БК и различаются для муниципалитетов с высоким и средним уровнем дотационности.

















