Как использовать механизм концессии при строительстве социальных объектов

Тип: статья

— Максим Павлович, как удалось одержать победу в престижном федеральном конкурсе?

На номинацию, в которой город принял участие, муниципалитетами было подано 156 заявок. Конкурсная комиссия обратила внимание на опыт Ханты-Мансийска по реализации концессионных соглашений в сфере строительства социальных объектов. Также была отмечена бюджетная политика, направленная на увеличение доходов и оптимизацию расходов, улучшение качества бюджетного планирования.

— Вы первыми в России стали использовать механизмы концессии для строительства социальных объектов. Что это за объекты?

В декабре 2018 года я подписал первые в России концессионные соглашения о строительстве зданий для учреждений образования. В рамках реализации соглашений в городе началось строительство двух общеобразовательных школ в микрорайонах Учхоз и Иртыш-2 на 1056 и 1725 мест. Инвестиционная емкость заключенных концессионных соглашений составляет около 5 млрд руб.

— Почему местная администрация решила в рамках концессионных соглашений строить школы?

Количество детей и подростков школьного возраста в Ханты-Мансийске постоянно растет. В 2014 году их было 10 622, а в 2019-м — уже 14 054. 48 процентов детей сегодня вынуждены учиться во вторую смену. Президент России поставил задачу обеспечить с 2025 года возможность обучения школьников только в одну смену. Чтобы этого добиться, в Ханты-Мансийске до 2030 года необходимо построить 9 общеобразовательных школ проектной мощностью 8356 мест. В целях оптимизации бюджетных расходов пять из девяти школ мы решили построить на условиях концессии. В нашем стремлении реализовать эти проекты нас поддержала губернатор ХМАО-Югры Наталья Владимировна Комарова.

— Каких результатов ожидаете от реализации проектов?

К 2021–2022 учебному году доля обучающихся во вторую смену должна снизиться с 48 до 26,2 процента.

— Что дает механизм концессии органу власти и частному инвестору?

Концессионное соглашение — это взаимовыгодная форма партнерства между муниципалитетом и частным сектором. Строительство школ с применением концессионного механизма позволяет снизить финансовую нагрузку на местный бюджет, минимизировать сроки строительства и риски муниципалитета в сфере строительства. Инвестор заинтересован в строительстве объекта в соответствии со строительными нормами и правилами, так как на последующие три года на него возлагаются обязанности по эксплуатации объекта.

— Расскажите об этапах реализации проектов.

На подготовительном этапе администрация города Ханты-Мансийска приняла постановление от 11.10.2018 № 1081. Им мы утвердили порядок принятия решения о заключении концессионных соглашений. Также администрация города приняла постановления о возможности заключения концессионных соглашений, о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, о заключении концессионных соглашений.

27 декабря 2018 года мы приняли решение заключить концессионные соглашения, а уже на следующий день подписали их. В январе 2019 года начались проектно-изыскательские работы. В июне того же года мы получили положительное заключение госэкспертизы, а в июле — заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства. В июле 2019 года начались строительно-монтажные работы.

— Когда будет закончено строительство школ?

Завершение строительно-монтажных работ и ввод объектов в эксплуатацию запланированы на ноябрь 2021 года.

— Какова доля частного инвестора в финансировании проектов?

В реализацию проекта строительства школы на 1056 мест в микрорайоне Учхоз инвестор вложил 1148,3 млн руб. Частные инвестиции в строительство школы на 1725 мест в микрорайоне Иртыш-2 составили 1874,6 млн руб.

— Конкурсная комиссия отметила работу городских властей по увеличению доходов местного бюджета. Как вы решаете проблему недоимок по налогам?

Администрация города организует совместные рейды налоговой инспекции со службой судебных приставов и членов комиссии по адресам должников. Рейды проводятся совместно с корреспондентами городской студии телевидения. Телевизионные сюжеты входят в новостные блоки.

По 200 крупнейшим налогоплательщикам проводим ежемесячный мониторинг налоговых поступлений. По итогам этой работы составляем перечень должников, приглашаем их на заседания комиссии по мобилизации дополнительных доходов в городской бюджет. На заседаниях выясняем, почему возникла недоимка, и информируем должника о необходимости ее погасить.

Также мы проводим информационную кампанию, чтобы как можно больше горожан использовали интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Он позволяет получать актуальную информацию об имеющемся имуществе, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей.

— На рост доходов местного бюджета оказывает влияние развитие малого и среднего бизнеса. Как поддерживаете предпринимателей?

Мы реализуем муниципальную программу «Развитие отдельных секторов экономики города Ханты-Мансийска». В 2019 году объем средств, направленных на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий, составил 17,2 млн руб.

По Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО должны составлять не менее 15 процентов совокупного годового объема конкурентных закупок. Но мы для дополнительной поддержки субъектов малого предпринимательства и СОНКО увеличили долю закупок у СМП и СОНКО. В Ханты-Мансийске она должна составлять не менее 48 процентов совокупного годового объема конкурентных закупок. В результате на протяжении 3 последних лет этот показатель превышает 55 процентов.

Мы предоставляем предпринимателям и имущественную поддержку: передаем во владение или пользование муниципальное имущество. При расчете суммы арендной платы используем льготный понижающий коэффициент 0,5.

— Как информируете налогоплательщиков о необходимости своевременно платить налоги?

Мы проводим специальную информационную кампанию. Размещаем информацию о сроках уплаты налогов на официальном портале органов МСУ, в СМИ, на информационных стендах организаций и предприятий города, на лайт-боксах, остановочных комплексах, уличных баннерах. Делаем голосовые объявления в парках города. Информацию о сроках уплаты имущественных налогов размещаем также на оборотной стороне счетов на оплату коммунальных услуг.

— Как привлекаете жителей к решению вопросов местного значения?

С 2011 года в городе реализуется проект «Народный бюджет». В рамках проекта каждый житель города имеет возможность направить свои предложения по расходованию средств бюджета. За 7 лет реализации «Народного бюджета» поступило 316 предложений и обращений. Это проекты по ремонту дорог, благоустройству городских скверов и парков, строительству и ремонту спортивных и детских площадок, созданию музеев и возведению храмов. Большинство идей граждан мы воплотили. 54 предложения находятся на контроле. Расходы на их реализацию уже включены в муниципальные программы.

С 2016 года в городе реализуется краудсорсинговый проект «Мы вместе». В рамках этого проекта мы определили основные направления расходов, решения по которым принимаются с учетом мнения жителей города:

  • формирование перечня городских улиц для ремонта дорожного полотна;
  • благоустройство территории города;
  • высадка зеленых насаждений;
  • развитие транспортно-дорожной сети.

За период реализации проекта в онлайн-опросах и очных встречах приняли участие 4 тыс. человек. В 2019 году на 19 общественных обсуждениях был рассмотрен 21 вопрос. В их числе вопросы об обращении с отходами, благоустройстве территории, организации пассажирских перевозок, дизайн-коде города.

— Вы упомянули онлайн-опросы. Расскажите, как они проходят.

Перед каждой встречей мы проводим онлайн-опрос на сайте администрации города и краудсорсинговом портале crowd.admhmansy.ru. Например, в декабре 2019 года мы проводили опрос на тему «Как будет светиться по ночам мост „Красный дракон“»? Горожанам предложили на выбор два варианта подсветки, каждый из которых продемонстрировали в анимационном фильме. Вариант, собравший больше голосов, вынесли на общественное обсуждение. Горожане опасались, что яркий мерцающий свет будет опасен для движения транспорта, интересовались сроками. Все вопросы были сняты в ходе обсуждения.

— Проходят ли в Ханты-Мансийске публичные слушания и общественные обсуждения параметров проекта бюджета?

Да. Они проходят при формировании проекта бюджета на будущий год. Также мы предлагаем горожанам высказаться о проекте расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ на краудсорсинговом портале «Мы вместе».

К обсуждению мы готовим презентации и другие наглядные материалы. Так, в 2019 году, чтобы объяснения были более понятны, городскую казну на презентации изобразили в виде торта. Его слои были источниками доходов, а доли — сегментами расходов. В конце мероприятия организаторы предложили участникам общественного обсуждения отведать точную копию нарисованной модели — торт, испеченный специально к мероприятию.

В 2018 году начата реализация проекта инициативного бюджетирования «Мы планируем бюджет вместе». На конкурс поступило 42 проекта на общую сумму 31,5 млн руб. Их рассмотрела инициативная комиссия, в которую вошли жители города. Она отобрала проекты на общую сумму 7,8 млн руб. Большинство проектов-победителей сегодня уже реализовано.

МАКСИМ РЯШИН, глава городского округа Ханты-Мансийск