Распространение коронавирусной инфекции и меры по борьбе с ним влияют на реализацию бюджетного процесса. Муниципальные финансисты вынуждены пересматривать расходы местных бюджетов. В связи с этим возникла необходимость изменить правовое регулирование исполнения бюджетов. Был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 103-ФЗ. Он затронул все вопросы исполнения местных бюджетов в 2020 году: формирование доходов, осуществление расходов, допустимые объемы дефицита бюджета и муниципального долга.
Появились новые основания изменить бюджетную роспись без поправок к бюджету
Появилось три новых основания внести дополнительные изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете. Ранее это можно было делать в пределах 5 процентов общего утвержденного объема бюджетных ассигнований за счет перераспределения средств, которые были зарезервированы ранее, и только в особых случаях. Например, если изменились функции и полномочия распорядителей и получателей бюджетных средств в связи с передачей муниципального имущества.
Основание 1. Нужно перераспределить бюджетные ассигнования, чтобы профинансировать мероприятия по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и его последствиями. Пример — расходы, возникающие в связи с санитарной обработкой и дезинфекцией общественных пространств на территории муниципалитета. Другой случай: местные власти планируют выделить бюджетные средства на поддержку малого и среднего бизнеса, который приостановил свою деятельность в связи с пандемией.
На заметку: Также возможно перераспределение бюджетных средств на иные цели, определенные местной администрацией
Основание 2. Нужно перераспределить бюджетные ассигнования между разными видами источников финансирования дефицита местного бюджета. Например, вместо банковского кредита муниципалитет будет использовать бюджетный кредит.
Основание 3. Муниципалитет получил дотацию из другого бюджета бюджетной системы РФ. Например, муниципальные районы и городские округа получают дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности своих бюджетов от регионов. Поселения и внутригородские районы городских округов с внутригородским делением — из региональных бюджетов или бюджетов муниципальных районов либо городских округов с внутригородским делением.
Новыми основаниями можно воспользоваться в ходе исполнения местного бюджета в 2020 году. В каждом из перечисленных случаев достаточно решения местной администрации муниципального образования. По всем трем основаниям разрешается вносить изменения в сводную бюджетную роспись с превышением общего объема расходов, утвержденных муниципальными правовыми актами о местном бюджете.
Дефицит бюджета и муниципальный долг могут превысить установленные ограничения
Важная деталь: Изменения в сводной бюджетной росписи могут быть связаны не только с перераспределением запланированных объемов средств, но и с увеличением суммы расходов
Раньше уровень дефицита местного бюджета был жестко ограничен. Он мог составлять не более 10 процентов доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, а для остродотационных муниципальных образований — 5 процентов доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений. Исключения — поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, и снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. В этих случаях дефицит бюджета мог превышать ограничение на данную сумму поступлений.
Теперь размер дефицита местного бюджета и верхний предел муниципального долга могут быть превышены на величину расходов на реализацию мероприятий:
- нацеленных на борьбу с ухудшением экономической ситуации в результате пандемии;
- связанных с профилактикой и преодолением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Размер муниципального долга раньше ограничивался величиной бюджетных доходов за вычетом межбюджетных трансфертов. Долг остродотационных муниципальных образований не должен был превышать половину суммы доходов. В 2020 году можно выходить за рамки этих ограничений. Но превышение должно остаться в пределах суммы средств, потраченных на борьбу с распространением инфекции и устранение последствий пандемии, а также на мероприятия по стабилизации экономики муниципального образования.
Причинами превышения пределов дефицита бюджета и муниципального долга могут быть недополученные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов. Проблема с налоговыми доходами возникнет в связи с приостановкой работы предприятий и их закрытием, снижением уровня оплаты труда. Неналоговые доходы муниципалитеты недополучат из-за отсрочки по оплате аренды недвижимого имущества. Эти изменения затронут большинство муниципальных образований.
Изменение условий реструктуризации бюджетных кредитов также может стать причиной роста дефицита и муниципального долга. Таких изменений могут потребовать региональные власти, предоставившие кредиты.
Бюджетный кредит теперь можно получить на более длительный срок
В два раза увеличился максимальный срок, на который муниципалитет может получить бюджетный кредит на пополнение остатка средств на счете в 2020 году. Ранее такие кредиты выделялись на срок не более 90 дней, теперь — 180 дней.
Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете бюджета предоставляется на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с муниципальным образованием. Предоставлять обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита, уплате процентов, штрафов и пеней не надо.
На заметку: Срок возврата кредитов данного вида не изменился — это 25 ноября 2020 года
Максимальный срок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам вскоре могут увеличить с трех до пяти лет. Это произойдет, если будут приняты поправки к статье 93.3 БК. Тогда у муниципалитетов появятся дополнительные возможности для решения задач в условиях недостатка бюджетных доходов. Данное изменение касается муниципальных образований всех типов. Цель — замедлить рост муниципального долга и расходов муниципалитетов на выплату процентов по коммерческим кредитам.
На заметку: Как рассчитать допустимый объем превышения бюджетного дефицита
Рассчитайте возможный объем превышения бюджетного дефицита сверх установленного законодательством предела в три этапа.
1. Суммируйте дополнительные расходы, которые профинансированы из местного бюджета в связи с изменившимися условиями. Например, это могут быть расходы на санобработку общественных пространств, транспорта, на организацию помощи пожилым людям, находящимся в самоизоляции, прямые расходы на поддержку субъектов малого бизнеса и т. п.
2. Суммируйте все недополученные доходы в разрезе налоговых и неналоговых поступлений. Доходы, которые в 2020 году не поступят в местные бюджеты, хотя и были запланированы, — это разница между плановыми и фактическими поступлениями из налоговых и неналоговых источников.
3. Сумма дополнительных расходов и недополученных доходов будет величиной, на которую может быть превышено ограничение по бюджетному дефициту.
У органов МСУ стало больше полномочий по предоставлению субсидий юрлицам
Возможности муниципалитетов по предоставлению субсидий организациям, учредителями которых они не являются, существенно расширены. Теперь бюджетные и автономные учреждения, а также другие юрлица могут получать из местного бюджета субсидии на мероприятия, связанные с уменьшением негативных явлений в экономике муниципального образования, профилактикой распространения коронавирусной инфекции и устранением его последствий. Можно выделить субсидии, например, на санитарную обработку помещений, развитие систем бесконтактной доставки товаров первой необходимости пожилым людям.
Изменились условия предоставления межбюджетных трансфертов
Органы власти региона могут в 2020 году перераспределять между муниципальными образованиями бюджетные ассигнования из регионального бюджета для предоставления субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам. Если региональные и местные власти заключили соглашение о предоставлении трансфертов, стороны внесут в него изменения. Таким образом, суммы целевых трансфертов, а также дотаций на сбалансированность и стимулирующих дотаций, которые получат местные власти в 2020 году, могут существенно измениться.
На заметку: Муниципальные финансисты получили возможность оперативно финансировать приоритетные мероприятия, а местные администрации — быстро корректировать бюджетные расходы
В 2020 году приостановлено действие некоторых ограничений, связанных с осуществлением бюджетной политики в дотационных муниципалитетах. Это новация касается муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций превышает 20 процентов доходов. В 2020 году они могут в случае необходимости устанавливать и исполнять расходные обязательства, которые не связаны с решением вопросов, отнесенных к полномочиям местных властей. Ранее они не имели права финансировать расходы, не отнесенные к вопросам местного значения. Сейчас власти муниципальных образований различных типов, независимо от уровня дотационности, при необходимости могут финансировать решение не только вопросов местного значения, но и иных задач, актуальных в условиях пандемии.
Отменили максимальный размер резервных фондов
Еще одно значимое изменение — отмена в 2020 году максимального размера резервных фондов местных администраций. Он может превысить установленные ранее 3 процента расходов местных бюджетов. Обычно из таких фондов финансируют непредвиденные расходы. В этом году вы можете направить средства на борьбу с распространением инфекции и устранение последствий пандемии.
Использование средств резервного фонда происходит по решению местной администрации. Когда будете составлять отчет об исполнении местного бюджета, приложите к нему отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда.