Автохлам на территории муниципалитета: в чем опасность и как ликвидировать

Тип: статья

Чем опасен автохлам

Брошенные, неисправные или разукомплектованные транспортные средства не только портят внешний вид, но и мешают проезду коммунальной техники, уборке, становятся пристанищами для бездомных, пожароопасными объектами, местами потенциальной террористической опасности.

Оставленный у обочины неисправный автомобиль закрывает обзор водителям и пешеходам, создает угрозу безопасности дорожного движения. Автохлам во дворе опасен для детей. Они часто забираются внутрь автомобиля, где скапливается мусор, и залезают на крышу.

Неисправные или полуразобранные автомобили занимают дефицитные парковочные места. Недобросовестные предприниматели могут использовать их и в мошеннических целях — бросать во дворах, чтобы жильцы МКД оставляли свои автомобили на платных подземных парковках. Последний случай такого мошенничества произошел в Подмосковье. Чтобы люди чаще пользовались услугами платного подземного паркинга, один из его владельцев занял автохламом 27 из 80 доступных наземных парковочных мест возле жилого комплекса. 

По каким признакам выявлять автохлам

На заметку: Часто у брошенного и разукомплектованного транспортного средства не хватает элементов кузова (колес, дверей, стекол) и нет номерного знака

Автохлам — это транспортные средства, которые имеют явные повреждения, затрудняющие либо исключающие возможность их ремонта или восстановления.

В федеральном законодательстве признаки брошенного и разукомплектованного транспортного средства (БРТС) не закреплены. Субъекты РФ устанавливают их в региональном законодательстве, а органы МСУ дублируют в муниципальных положениях о порядке выявления, перемещения, хранения и утилизации брошенных, разукомплектованных транспортных средств.

ПРИМЕР 1. В Челябинске под брошенным транспортным средством подразумевается оставленное на территории города ТС, от которого собственник отказался. Разукомплектованное транспортное средство — то, которое имеет видимые внешние технические признаки разукомплектованности: отсутствие колес, дверей, лобового, заднего, бокового стекла, капота, багажника (решение Челябинской городской думы от 25.04.2017 № 30/10).

В Уфе брошенное транспортное средство — то, которое собственник оставил в не предназначенном для хранения ТС месте в состоянии, не исключающем свободный доступ, и которое имеет видимые признаки неисправности. Автомобиль в состоянии, при котором невозможна его эксплуатация по конструктивным, техническим критериям и критериям безопасности, считается разукомплектованным (постановление администрации городского округа Уфа от 02.08.2019 № 1188).

В Калуге брошенное транспортное средство — автомобиль, создающий помехи в организации благоустройства территории города, разукомплектованный, от которого собственник отказался. Транспортное средство, не имеющее собственника, тоже признают брошенным. Разукомплектованным считается ТС, у которого отсутствует хотя бы один из конструктивных элементов: дверь, колесо, стекло, капот, крышка багажника, крыло, шасси или привод (постановление Городской управы города Калуги от 09.12.2013 № 395-п).

Как избавляются от автохлама в городах

Процедура выявления, перемещения, хранения и утилизации БРТС должна предусматривать шесть этапов.

1. Утверждение муниципального положения о порядке выявления, перемещения, хранения и утилизации брошенных, разукомплектованных транспортных средств на территории муниципального образования.

2. Выявление и осмотр БРТС муниципальными комиссиями по заявлениям жителей в ходе рейдов.

3. Уведомление владельца БРТС.

4. Эвакуация БРТС на стоянку для временного хранения.

5. Признание БРТС бесхозяйным.

6. Утилизация БРТС.

Муниципалитеты по-разному подходят к выявлению, перемещению, хранению и утилизации БРТС. Анализ такого опыта и своих ресурсов позволит вам выбрать один из этих подходов или найти собственное решение проблемы.

Калуга

Для утилизации автохлама в Калуге жильцы дома, дворовая территория которого загромождена БРТС, должны проявить инициативу. После их обращения в территориальный отдел управления по работе с населением администрации города комиссия из специалистов территориального отдела:

На заметку: Если владелец автомобиля установлен, территориальный отдел направляет ему уведомление по месту жительства заказным письмом

  • осматривает транспортное средство;
  • составляет акт по результатам осмотра;
  • не менее чем через 30 дней размещает на лобовом стекле уведомление для владельца с предложением убрать автомобиль в надлежащее место в течение 7 дней.

По истечении 37 дней с момента выявления брошенного либо разукомплектованного транспортного средства материалы поступают в комиссию при Городской управе города Калуги. Она решает вопрос об осмотре и эвакуации БРТС.

Комиссия назначает день осмотра ТС, размещает информацию об осмотре в СМИ и на официальном сайте городской управы. Если владелец БРТС установлен, ему направляют извещение о предстоящем осмотре. Извещение также размещают на транспортном средстве. Списки машин, подлежащих эвакуации, публикуются в газете «Калужская неделя».

Эвакуацию на специализированную стоянку оплачивают из городского бюджета. Временное хранение осуществляет МУП «Калугаспецавтодор». Если владелец хочет вернуть ТС, он должен возместить все расходы на транспортировку и хранение автомобиля. Утилизация брошенных машин, владельцев которых определить невозможно, осуществляется на основании решения суда о признании транспортного средства бесхозяйным.

Москва

В Москве машину относят к БРТС, если она:

На заметку: В среднем за неделю в Москве выявляют от 150 до 200 автомобилей с признаками БРТС

  • длительное время стоит во дворе или на проезжей части; 
  • не имеет собственника или тот от нее отказался; 
  • не подлежит восстановлению после ДТП; 
  • разукомплектована (у нее нет колес, стекол, дверей или других элементов кузова).

В 45 процентах случаев москвичи сообщают о брошенных машинах в управы районов. Еще 27 процентов авто убирают по жалобам граждан на портале «Наш город».

По заявлению горожанина формируется комиссия из представителей управы, ОАТИ, ГИБДД или УВД. Она выезжает на место, осматривает машину и решает, брошено ТС или просто ждет ремонта. По брошенному ТС комиссия составляет акт. Владельцу сообщают о необходимости привести машину в порядок или убрать ее в течение 14 дней.

Если владельца найти не удалось или он не принял никаких мер, то машину принудительно эвакуируют на спецстоянку. Такое решение принимают по автомобилям, которые:

  • имеют признаки брошенных и разукомплектованных;
  • представляют угрозу безопасности граждан; 
  • нарушают архитектурный облик территории, препятствуют ее благоустройству и озеленению; 
  • создают помехи дорожному движению и движению специального транспорта, затрудняют уборку внутридворового проезда и дворовых территорий.

Спецстоянки есть в каждом округе Москвы. Там автомобиль хранится еще три месяца, пока управа района ведет поиски его хозяина. По истечении этого времени управа подает заявление в суд о признании БРТС бесхозяйным. С этого момента утилизировать машину можно по решению суда.

Работой по перемещению, хранению и организации утилизации БРТС занимается ГБУ «Автомобильные дороги». У учреждения есть эвакуаторы, круглосуточно охраняемые стоянки и технические базы для утилизации автомобилей. Чтобы забрать машину со стоянки, водитель должен предъявить свой паспорт и техпаспорт автомобиля, а также оплатить его пребывание на спецстоянке.

Казань

На заметку:В выявлении бесхозяйных машин могут принять участие жители города. Гражданин вправе подать заявку через портал «Народный контроль», а городские власти обязаны ее рассмотреть

Выявлением бесхозяйного и разукомплектованного транспорта занимаются участковые полицейские. С 2003 года это отнесено к их полномочиям постановлением главы администрации Казани. Если на машине есть номерной знак, то участковый должен найти ее владельца. Если установить хозяина по номеру не удалось, полицейский передает сведения о машине в администрацию района.

При выявлении БРТС сотрудник администрации или участковый полицейский приклеивает на машину требование о перемещении транспортного средства. На исполнение требования владельцу дают три рабочих дня. Затем собственника информируют через СМИ и в течение пяти дней ждут от него реакции. Если хозяин вновь не принял мер, администрация района направляет письменную заявку в организацию, которая вывозит транспортные средства на специализированную автостоянку. Там машина будет стоять целый год в ожидании хозяина. Если по истечении этого срока владелец так и не находится, исполком города Казани обращается в суд с заявлением о признании автомобиля бесхозяйным и просит разрешения на его утилизацию. Все расходы на организацию данного процесса оплачиваются из бюджета города.

Что будет, если автохлам утилизировать без уведомления собственника

Если утилизировать БРТС без уведомления и получения согласия его собственника, виновное лицо могут привлечь к уголовной ответственности.

Документ: Постановление Верховного суда Республики Татарстан от 10.01.2014 № 22–3/2014

ПРИМЕР 2. После безуспешных попыток найти владельца брошенного транспортного средства гражданин сообщил об автомобиле участковому полицейскому и в службу по сбору металлолома. Служба забрала машину, получив от гражданина 2500 руб. Через некоторое время участковый сообщил гражданину, что машина не снята с учета в ГАИ и имеет собственника. Собственник обратился в суд. На гражданина, который сдал машину в металлолом, завели уголовное дело. В суде подсудимый указал, что автомашина представляла общественную опасность в результате ненадлежащего хранения и не являлась ценностью для потерпевшего. Суд первой инстанции признал гражданина виновным в том, что он похитил машину и причинил ее собственнику материальный ущерб в размере 45 тыс. руб., и назначил ему наказание. Полномочий принимать решение о вывозе ТС у гражданина не было, так как собственник согласия на это не давал.

Вправе ли орган МСУ привлечь к ответственности тех, кто не использует свой автомобиль по назначению

Наряду с БРТС проблему представляют машины, которые без видимых признаков бесхозяйности долго не используются владельцами по прямому назначению, а только занимают парковочные места. В этом случае местные власти помочь горожанам не в силах, даже если те будут обращаться за помощью в муниципалитет. Автовладелец вправе держать машину у своего дома сколько угодно, если он не нарушает правил парковки.

Другой случай: собственник не использует автомобиль и размещает его в не предназначенном для этого месте. Например, на газоне. Органы МСУ выявляют такие ТС в ходе рейдов, проводимых с целью контроля за соблюдением требований муниципальных правил благоустройства. Владельца автомобиля можно привлечь к ответственности за нарушение этих правил. В муниципальных правилах благоустройства обычно есть нормы, которые запрещают:

  • выполнять работы по ремонту транспортных средств и механизмов во дворах МКД, парках, на площадях и в местах общего пользования; 
  • захламлять территорию; 
  • устраивать несанкционированные свалки; 
  • ставить на стоянку на придомовых территориях грузовые автомобили, тракторы и самоходные машины; 
  • оставлять в местах общего пользования неисправные и разобранные транспортные средства, запчасти от них.

Будьте готовы к тому, что нарушитель может оспорить решение органа МСУ о привлечении к ответственности. Обычно владельцы ТС утверждают, что используют автомобиль или его части. Суды эти доводы, как правило, отклоняют.

Документ: Решение Тигильского районного суда Камчатского края от 12.09.2018 № 12-1-20/2018

ПРИМЕР3. Административная комиссия сельского поселения привлекла гражданина к ответственности за захламление территории и выписала ему штраф 1500 руб. Не согласившись с решением комиссии, гражданин обратился в суд. Он утверждал, что разукомплектованная машина и бочки рядом с ней — это не мусор. Все это использует он сам и члены его семьи.

Суд с истцом не согласился. В пункте 2.1 правил благоустройства сельского поселения установлено, что физические лица должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для надлежащего содержания объектов благоустройства. Закон Камчатского края от 19.12.2008 № 209 предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства, утвержденных в пределах полномочий органов местного самоуправления. Суд не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления.

Из-за неопределенности содержания термина «благоустройство» и сложностей с установлением ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства суды принимают противоречивые решения. В одних случаях они рассматривают факт нахождения ТС вне специально отведенного места как нарушение правил благоустройства.

Документ: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2018 № А53-12737/18

ПРИМЕР 4. В ходе рейдового осмотра специалисты комитета по охране окружающей среды администрации города выявили нарушение правил благоустройства. Автомобиль на тротуаре без кузовных деталей и элементов ходовой части мешал проводить работы по уборке и содержанию территории. Комитет издал постановление о привлечении собственника к ответственности. Гражданин попытался оспорить постановление. Он ссылался на малозначительность правонарушения. Суд в иске отказал. Правонарушение посягает на установленный администрацией порядок общественных отношений в сфере благоустройства и содержания городских территорий. Каждый участник правоотношений обязан соблюдать этот порядок.

В других случаях суды считают, что это нарушение правил дорожного движения, а не муниципальных правил благоустройства (раздел 12 ПДД, утв. постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090). На этом основании суд может отменить постановление органа МСУ о привлечении к административной ответственности.

Документ: Решение Волжского городского суда от 09.08.2017 № 12–490/2017

Пример 5. Гражданин поставил автомобиль на стоянку на пешеходной дорожке в зеленой зоне внутри микрорайона. Его привлекли к ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства. Гражданин обжаловал постановление муниципальной административной комиссии в суде.

Суд указал, что отношения, связанные с размещением ТС, урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 6 и п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 1.1 ПДД, ст. 1.3, 1.3.1 и 12.19 КоАП). Ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законодательством, может быть установлена только федеральным законом. В таких случаях нельзя привлечь лицо к ответственности за виновные действия по актам органов власти другого уровня.

ИРИНА КАБАНОВА, ведущий научный сотрудник Центра местного самоуправления Института управления и регионального развития РАНХиГС при Президенте РФ, к. ю. н.