С 5 мая 2020 года у муниципальных депутатов, исполняющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности, появились государственные гарантии сохранения основного места работы (должности). Их закрепил Федеральный закон от 24.04.2020 № 148-ФЗ. Впервые на федеральном уровне установлена предельная продолжительность периода, в течение которого за депутатом сохраняются основное место работы и должность.
Чем новые гарантии помогут депутату в работе
Депутаты представительного органа муниципального образования, как правило, осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Но прежде на федеральном уровне не были урегулированы особенности осуществления депутатами своих полномочий без отрыва от основной деятельности.
Документ: Закон № 148-ФЗ внес изменения в часть 5 статьи 40 Закона № 131-ФЗ
Гарантии тем, кто освобожден от работы вследствие избрания на должность в органе МСУ, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 172 ТК). Гарантии осуществления полномочий депутата местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными и региональными законами (ч. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Но поскольку на федеральном уровне правил не существовало, данный вопрос регулировали только региональные власти. Это приводило к тому, что в одних субъектах сохранение места работы за депутатом было закреплено региональным законом, а в других данный вопрос никак не был урегулирован. Кроме того, существовала практика освобождения депутатов от работы только на время участия в заседаниях представительного органа и его комиссий. Оформлять депутатские запросы, проводить прием населения в местной администрации или выездные встречи с жителями в депутатском округе приходилось в выходные дни или в ущерб основной работе. Это провоцировало конфликты депутата с работодателем.
Работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы и должности на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если по закону эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК). Но на федеральном уровне не был определен временной период, в течение которого этой гарантией может пользоваться депутат при осуществлении депутатской деятельности. А на региональном уровне законодатели устанавливали разную продолжительность такого периода.
Закон № 148-ФЗ решил эту проблему. Он установил четкие временные параметры реализации работником депутатских полномочий с сохранением основного места работы. По мнению Минтруда, который разработал законопроект, теперь депутатам будет проще исполнять свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Возрастет эффективность их работы.
Какая продолжительность периода установлена
Гарантируемый период не должен быть меньше двух и больше шести рабочих дней в месяц (ч. 5 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Его конкретную продолжительность должен установить регион, на территории которого находится муниципальное образование. В течение гарантируемого периода за депутатом, исполняющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сохраняется место работы и должность. Правило действует в течение всего срока осуществления полномочий депутата.
Место работы сохраняется за депутатом не только на время его участия в заседаниях представительного органа, но и на время осуществления иной депутатской деятельности. Например, когда он встречается с избирателями, участвует в торжественных мероприятиях и выездных заседаниях региональных органов власти.
Продолжительность сохранения основного места работы на период, необходимый для осуществления депутатских полномочий, нужно закрепить в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Когда в вашем регионе установят конкретную продолжительность периода — в пределах от двух до шести рабочих дней в месяц, внесите аналогичные нормы в устав муниципального образования.
На заметку: Депутат может предупредить работодателя о том, что будет отсутствовать, устно или письменно
Почему депутатские гарантии полезны для работодателей
Осуществление депутатской деятельности носит плановый характер. Поэтому у депутата будет возможность заранее предупредить работодателя о днях, в которые он будет отсутствовать на рабочем месте. Работодателю будет проще планировать производственную деятельность. Он сможет перераспределить задачи и скорректировать работу подразделений, чтобы минимизировать последствия временного отсутствия сотрудника. Кроме того, на время исполнения постоянным сотрудником депутатских полномочий работодатель вправе принять другого человека по срочному договору.
Можно ли получить компенсацию за период исполнения депутатских полномочий
Работодатель не выплачивает сотруднику зарплату за дни, в которые тот занимался депутатской деятельностью
За время, когда сотрудника не было на работе в связи с исполнением депутатских полномочий, зарплата ему не положена. Трудовой кодекс не предусматривает ее выплату. Закон № 148-ФЗ не изменил это правило. Но орган местного самоуправления вправе установить депутатам, членам выборного органа МСУ компенсацию из бюджета (ч. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Такая возможность предусмотрена и Трудовым кодексом. Оплата времени исполнения государственных и общественных обязанностей может быть вменена тому органу или организации, где работник эти обязанности исполняет (ст. 165 ТК). Денежная компенсация выплачивается за количество рабочих дней, в течение которых депутат исполнял свои депутатские полномочия. Размер компенсационной выплаты можно определить исходя из суммы месячного денежного содержания депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, пропорционально количеству дней освобождения от основной работы.
Орган местного самоуправления вправе установить денежную компенсацию в муниципальном правовом акте, если соблюдается одно условие. Данный вопрос должен быть урегулирован законом субъекта РФ о статусе и порядке деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований.