Совершенствование управления муниципалитетом на основе внедрения концепции Умный город"

Тип: статья

Введение

В настоящее время во всех странах мира, города и городские центры являются движущей силой экономического развития и занимают центральное место в производственно-потребительских сетях, определении социальных, политических и экономических отношений и в настоящее время обеспечивают значительную долю валового внутреннего продукта стран. Города играют решающую роль в национальном, региональном и глобальном развитии. В начале 2000 года начала формироваться концепция «умного города». Она была направлена в первую очередь на развитие технологий и инфраструктуры. Многие исследования по тематике умных городов посвящены в первую очередь технологическим аспектам. После многих лет проб и ошибок урбанисты пришли к новой модели умного города, которая предусматривает не только различные способы применения умных технологических решений, но и активное вовлечение жителей в их развитие.

В Российской Федерации в последние годы большое внимание уделяется формированию информационного общества и развитию «цифровой экономики». Своеобразный старт был дан в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года и «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. В целях реализации Послания Президента РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой определён перечень основных направлений стратегического развития страны. Для управления программой определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России. К базовым направлениям были отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность, а к прикладным — государственное управление, «умный город» и здравоохранение. На основе «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы», был утверждён паспорт национального проекта «Цифровая экономика». Совокупный бюджет, выделенный на реализацию национального проекта «Цифровая экономика» составляет - 1634,9 млрд. руб.

В настоящее время Правительство РФ и органы местного самоуправления в субъектах РФ, сталкиваются с вызовами, определяющими необходимость пересмотра классических концепций и принципов государственного и муниципального управления, форм участия населения в жизни города

Среди этих вызовов можно выделить:

  • ускорение передачи информации и необходимость мгновенного принятия решений в условиях неопределенности;
  • резко возросшие требования населения к качеству оказываемых городом и государством сервисов;
  • усложнившаяся структура управления и множество факторов процесса жизнедеятельности города.

Кроме того, существует необходимость пересмотра механизмов управления для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности и высокого уровня безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности в условиях ограниченности ресурсов. Одним из решений этих проблем является концепция и технологии «Умного города».

«Умный город»: понятие, практика организации и проблемы

Современный «умный город» — это не просто муниципальное образование с хорошо развитой технологической инфраструктурой. Это место, где жизнь человека обретает новое качество благодаря умным решениям. Сегодня очевидно, что среди общих принципов местного самоуправления, наряду с законностью, на передний план выходит принцип научности. Принцип научности управления означает:

  • во-первых, управление социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе новейших достижений науки управления экономикой муниципального образования;
  • во-вторых, необходимость осуществления построения и совершенствования муниципального управления на основе науки управления;
  • в-третьих, предусматривает разработку моделей взаимодействия и взаимосвязей органов местного самоуправления с предприятиями и организациями различных форм собственности. 

Под «умным городом» понимают концепцию развития муниципального образования на основе инфокоммуникационных технологий, целями реализации которой является: во-первых, обеспечение безопасной и комфортной жизни граждан; обеспечение эффективного управления и функционирования муниципального хозяйства, транспортной инфраструктуры, объектов энергетического комплекса, объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), социальных объектов, систем водо- и газоснабжения; во- вторых, предоставление населению и организациям сервисов, способных стать источниками доходов муниципальных образований.

Благодаря использованию информационных технологий и цифровизации традиционных услуг, население используют свои ресурсы и время более рационально и производительно — становясь настоящими жителями умного города. Очевидно, что инвестиции в эту сферу и усилия администраций муниципальных образований остаются важными факторами успешного внедрения прогрессивных технологий, однако, как отмечают эксперты, они оказывают лишь косвенное — а иногда и незаметное — влияние на жизнь и поведение горожан. Но как справедливо отмечает Е.Е. Кузнецова, это не отменяет важность таких решений для умного города, ведь они позволяют городским властям и жителям экономить свои время, энергию и деньги.

Цифровые технологии в муниципальном управлении позволяют вести оперативный и достоверный учет ресурсов; повышать качество и надежность оказания коммунальных услуг населению путем применения цифровых технологий мониторинга, диагностики и управления; повышать эффективность управления транспортными потоками и использования муниципальной транспортной инфраструктуры; повышать эффективность транспортного и градостроительного планирования.

В настоящее время в городе Воронеж начинают внедряться умные решения: повышение энергоэффективности, регулирование транспортного потока на улицах города, внедрение цифровых сервисов оплаты в транспорте и др. Однако, большинство сфер пока еще остаются не цифровизированы. При этом основную сложность цифровизации составляет не столько разработка и внедрение самих смарт-сервисов, сколько неразвитость инфраструктуры, позволяющей аккумулировать данные из различных систем, ограниченные возможности по интеграции данных из различных информационных систем в единое пространство, многочисленные нормативно-правовые барьеры и дефицит компетенций. В этой связи, решить данные проблемы невозможно без четкой и понятной концеции, которая обеспечит понимание сущности, характеристик и ключевых сфер умного города.

Кроме этого, одной из множества целей цифровых технологий в муниципальном управлении является повышение качества диалога между властью и активными гражданами, направленного на совместное создание комфортной жизни для городской среды. В городе Воронеже создана и действует электронная платформа, которая направлена на получение мнения горожан по актуальным вопросам, касающимся развития города Воронежа. Данная электронная платформа заработала в конце 2018 года и имеет название «Активный Электронный Гражданин».

Однако, функционирование ее деятельности далеко от идеала. Нами отмечен ряд недостатков в её работе. Во- первых, об этой платформе практически никто не знает; во-вторых, технологическая составляющая по сравнению с аналогичными платформами таких городов как Москва, Казань, Санкт-Петербург и др. оставляет желать лучшего. Без обеспечения качественного диалога и понимания потребностей граждан не возможно осуществить внедрение и реализацию концепции «Умный город».

Таким образом, реформа местного самоуправления требует от муниципального управления овладения управленческими технологиями, более адаптированными к условиям современного развития российского общества. Очевидно, что эффективное решение вопросов местного значения невозможно без учёта мнения жителей муниципального образования. В этой связи, одним из ключевых принципов умного города должна стать возможность населения участвовать в городском управлении с помощью цифровых технологий и сервисов. Поэтому важной задачей и отправной точкой для реализации концепции является цифровизация процесса учета мнения горожан по актуальным вопросам развития городской среды.

Ковалёв А.А., Агибалов Ю.В. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ