С 1 августа муниципалитеты должны руководствоваться новым перечнем обязательных сводов правил, ГОСТов и национальных стандартов в строительной отрасли. Изменения в перечне помогут снизить стоимость строительных работ и повысить их безопасность. Учитывайте новые требования в работе с градостроительной документацией. Отразите их в местных нормативах градостроительного проектирования. Позитивные изменения произошли и в правилах закупок строительных работ в сфере строительства. Процедура открытого конкурса стала проще, а электронный аукцион — необязательным при некоторых закупках. Обо всех этих новациях читайте далее.
Чем были плохи старые стандарты и своды правил в сфере строительства
На заметку: Новый перечень Правительство утвердило постановлением от 04.07.2020 № 985. Его действие не распространяется на проекты, начатые до 1 августа. При их реализации надо по-прежнему руководствоваться постановлением Правительства от 26.12.2014 № 1521
Старый перечень национальных стандартов и сводов правил не соответствовал современным реалиям. Он не учитывал появление новых материалов и технологий в строительстве, изменения климата и сейсмических условий, лучшие практики зарубежных систем стандартизации.
Раньше к сооружениям на стадии проектирования и строительства предъявлялось более 10 тыс. обязательных требований. В новых правилах их число снизилось почти на 3 тыс. Стало меньше избыточных административных барьеров, но при этом сохранены требования, установленные Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Излишние и дублирующие нормы и правила не вошли в новый перечень. Часть обязательных требований к безопасности зданий и сооружений переведены в рекомендуемые или упразднены. Снизилось количество разрабатываемых технических условий. Все это должно дать экономию до 15 процентов затрат. Сроки строительства по отдельным проектам могут сократиться на 20 процентов.
Станет проще заниматься проектированием в условиях стесненной городской застройки. Например, теперь можно уменьшить удельные размеры земельных участков в расчете на одного обучающегося в образовательных организациях в условиях реконструкции и плотной городской застройки до 40 процентов.
Какие изменения помогут снизить стоимость строительства и повысить его безопасность
Важная деталь: Сокращение обязательных требований ускорит согласования и позволит быстрее строить жилые комплексы
Новые требования позволят внедрять новые материалы и технологии, приведут к снижению стоимости строительства. Например, раньше было обязательно применять приложения Б, Г, Ж, Л, Р, У, Ц к СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии». Строители не могли использовать современные материалы и антикоррозионные покрытия, не указанные в данных приложениях. Сейчас эти приложения применять не обязательно. Они стали рекомендуемыми. Кроме того, обновленный СП позволяет применять при строительстве временных зданий листовой металл с пониженной коррозионной стойкостью. Данное положение отсутствовало в старом перечне.
Из СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 „Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения“» исключен пункт 7.2.2. Он требовал при проектировании жилых помещений предусматривать возможность последующего их переоснащения для инвалидов на кресле-коляске. Приходилось увеличивать размеры санузла и внутриквартирных коммуникаций во всех квартирах. Возникали лишние затраты при строительстве муниципального жилья.
Кроме того, исключен пункт 6.2.18. Он требовал, чтобы эскалаторы и пассажирские конвейеры для безопасности людей с нарушением зрения были оснащены предупреждающими тактильно-контрастными напольными указателями у каждого края. Данное исключение обоснованно. В часы пик тактильные указатели перед эскалаторами повышают риск травм для пассажиров.
В северных регионах наблюдается размораживание грунтов. Из-за этого необходимы меры, которые помогут сохранить несущую способность оснований зданий и сооружений, ограничить их деформацию. Эти меры предусмотрены в новом перечне. Они позволят существенно снизить стоимость строительства и повысить его безопасность.
Документ: Изменения в правилах проведения открытых конкурсов предусмотрены Федеральным законом от 31.07.2020 № 249-ФЗ
Что изменилось в закупочных процедурах в сфере строительства и капремонта
До 1 января 2024 года можно проводить открытые конкурсы в электронной форме по упрощенным правилам. Их разрешили применять в случаях, когда муниципалитет закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объектов капитального строительства, а в описание объекта закупки включена проектная документация.
В качестве критериев для оценки заявок не устанавливайте качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Документ: Правительство отменило обязательность аукционов и изменило требования к участникам закупок постановлением от 25.06.2020 № 921. Этот документ внес изменения в распоряжение от 21.03.2016 № 471-р, постановления от 04.02.2015 № 99, от 28.11.2013 № 1085
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме и в конкурсной документации надо указывать меньше информации. Например, теперь не нужны дата и время рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок. Конкурсная комиссия больше не должна оформлять протокол по результатам оценки первых частей заявок. А участникам конкурса не надо подавать окончательные предложения о цене контракта.
Электронный аукцион стал необязательным, если закупаете здания, работы по возведению зданий, сооружений, работы в области гражданского строительства, работы строительные специализированные. Вместо аукциона можно провести открытый конкурс.
Изменились требования к участникам строительных закупок. Сравнить новые правила со старыми в этой части поможет таблица ниже.
Принятые поправки существенно сократят сроки работ в сфере строительства и повысят их эффективность.
Как изменились требования к участникам закупок в строительной сфере
Что изменилось | По старым правилам | По новым правилам |
---|---|---|
Период, за который учитывается опыт подрядчика |
3 года |
5 лет |
Возможность подтвердить квалификацию контрактами по сносу и капремонту |
Была предусмотрена |
Не предусмотрена |
Стоимостный порог, при котором к квалификации участника закупки предъявляются дополнительныетребования в части наличия опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства |
Был одинаковым для всех — 10 млн руб. |
Стал дифференцированным: для федеральных проектов — 10 млн руб., а для региональных и муниципальных — 5 млн руб. |