Органы МСУ обязаны по-новому передавать в регион информацию об авариях на объектах ЖКХ

Тип: статья

У органов местного самоуправления появилась новая обязанность — передавать региональному оператору информацию для внесения в одну из подсистем АИС «Реформа ЖКХ». Она создана для мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ и носит краткое название «Система МКА ЖКХ».

Единые дежурные диспетчерские службы муниципальных образований, ресурсоснабжающие и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, также стали поставщиками данных для этой системы. Читайте далее, как органам местного самоуправления организовать работу по передаче сведений, какие данные направлять и какой срок соблюдать.

О каких событиях информировать регион через систему

Документ: Методические рекомендации о порядке мониторинга и контроля устранения аварий через Систему МКА ЖКХ Минстрой утвердил приказом от 04.06.2020 № 305/пр

Если ваш регион уже организовал подключение муниципалитета к Системе МКА ЖКХ, то в сентябре начинайте передавать:

  • данные об авариях и инцидентах на объектах ЖКХ и мероприятиях по их устранению; 
  • информацию о введении режима ЧС вследствие аварии на объекте ЖКХ и мероприятиях, направленных на ликвидацию ЧС.

Кроме того, с этой осени ежегодно передавайте для внесения в систему сведения о датах начала и окончания отопительного сезона.

Информацию передавайте своему региональному оператору. Он должен быть в каждом субъекте РФ. Региональный оператор выполняет функции ситуационного (дежурного) центра профильного органа исполнительной власти в сфере ЖКХ. Сообщайте региональному оператору об авариях и инцидентах, которые произошли на объектах ЖКХ с 1 августа 2020 года.

Федеральный оператор новой системы — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он обязан обеспечивать ее функционирование, оказывать регионам и муниципалитетам методическую и техническую поддержку при работе с Системой МКА ЖКХ.

Для справки: Какие задачи поможет решить новая система

В Систему МКА ЖКХ должна поступать информация не только о самих авариях и инцидентах, но и о планируемых сроках их устранения, а также о лицах, которые за него отвечают. С помощью системы чиновники разных уровней власти будут осуществлять контроль реализации мероприятий по устранению проблем на объектах ЖКХ и взаимодействовать друг с другом.

В системе будут формироваться отчеты об авариях и инцидентах, а также базы данных объектов с высоким уровнем риска.

Как организовать работу по передаче данных

При передаче сведений органы МСУ должны руководствоваться регламентом, который приняли региональные власти. На его основе утвердите муниципальный правовой акт, который установит порядок передачи данных.

Назначьте ответственных за работу с Системой МКА ЖКХ в вашей администрации

Назначьте ответственных за работу с Системой МКА ЖКХ в вашей администрации. Это могут быть сотрудники профильного департамента, управления или отдела. Сообщите о них региональному оператору. Он зарегистрирует ваших сотрудников в системе, откроет им доступ к ней и направит информацию о них в Фонд содействия реформированию ЖКХ.

В каких карточках указывать информацию об аварии или инциденте на объекте ЖКХ

Информацию об авариях и инцидентах сотрудник муниципалитета должен вносить в специальные электронные карточки. Первым делом заполняют Карточку события на объекте ЖКХ. В ней указывают только краткое описание события и сферу ЖКХ, в которой оно произошло (см. таблицу).

Что указать в Карточке события на объекте ЖКХ

Категория сведений

Что указать

Краткое описание события
Что именно произошло: авария или инцидент. Самостоятельно классифицировать событие не нужно. Выберите из выпадающего перечня
подходящий учетный признак. Система автоматически отнесет событие к нужной категории. Например, аварией будет считаться: 
  • прекращение горячего водоснабжения на период более 8 часов; 
  • снижение температуры теплоносителя в отопительный сезон на 30 процентов и более по сравнению с графиком; 
  • разрушение или повреждение сетей холодного водоснабжения, которое привело к прекращению подачи воды на 8 часов и более
Сфера ЖКХ
Сферу ЖКХ, в которой произошла авария или инцидент: теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение,
газоснабжение или эксплуатация жилищного фонда

В какой карточке детализировать информацию, зависит от сферы, в которой возникла проблема. Если это сфера теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения или газоснабжения, сотрудник муниципалитета должен внести данные в Карточку события об аварии или инциденте на объекте ЖКХ. В ней указывают сведения 45 категорий. В том числе можно прикрепить фотографии с места события и сканы документов, которые помогут в расследовании причин аварии или инцидента.

На заметку: Если срок устранения инцидента превысил тот, который указан в качестве одного из учетных признаков аварии, система автоматически переквалифицирует событие в аварию

Для информации об аварии или инциденте в сфере эксплуатации жилищного фонда есть отдельная карточка. Но об этом событии оператору нужно сообщить, только если в результате был причинен вред жизни или здоровью граждан. В противном случае ни одну карточку заполнять не придется. Не нужно сообщать и о разрушении или невозможности эксплуатации жилого фонда, которые возникли из-за природного явления: пожара, наводнения, паводка или подтопления.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг на время планово-профилактических и ремонтных работ не рассматривается в качестве аварии или инцидента. Но такое событие учитывают в системе как плановое, при этом указывают срок завершения работ. Если он был нарушен, система автоматически классифицирует событие как инцидент либо аварию.

В какой срок сообщить о ликвидации последствий аварии или инцидента

5 рабочих дней со дня ликвидации аварии или инцидента — срок передачи региональному оператору полной информации о событии и планах мероприятий

Передавайте оператору данные о плане мероприятий по ликвидации последствий аварии или инцидента в оперативном режиме, пока не устраните эти последствия. Заполните Карточку учета информации о планах мероприятий по ликвидации последствий аварии или инцидента на объектах ЖКХ и их исполнению. В ней указывают в том числе лиц, ответственных за эту работу, сумму и источники средств для финансирования мероприятий. Если не удалось решить проблему в плановые сроки, то их переносят, а в карточке указывают причину изменения.

Вносить данные о событии и планах мероприятий орган МСУ обязан незамедлительно по мере поступления информации. Передать полную информацию о них муниципалитет должен не позднее пяти рабочих дней с даты ликвидации аварии или инцидента.

Как передать данные о ЧС вследствие аварии и мероприятиях по ликвидации ее последствий

Если в связи с последствиями аварии орган МСУ ввел режим чрезвычайной ситуации, заполните отдельную карточку. В ней должна быть информация двух видов.

Во-первых, передайте сведения о введении и снятии режима чрезвычайной ситуации. Укажите, на какой территории этот режим был введен и снят, кто принял решение, каков характер ситуации (ЧС локального или муниципального масштаба). Укажите обе даты и реквизиты документов, которыми был введен, а затем снят режим ЧС.

Во-вторых, информируйте оператора о планах мероприятий по ликвидации последствий ЧС и их исполнении. Эти данные аналогичны сведениям о планах мероприятий по ликвидации последствий обычной аварии или инцидента.

Где указать данные о датах начала и окончания отопительного периода

Используйте Карточку учета сроков начала и завершения отопительного сезона на территории муниципальных образований субъекта РФ. Отражайте в ней плановые и фактические даты. Указывайте реквизиты распоряжений или постановлений, которыми установили плановые даты.

ЕЛЕНА ВЕДИЩЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления»