- Сардана Владимировна, работа департамента финансов окружной администрации Якутска получила высокую оценку на авторитетном всероссийском конкурсе. На что обратила внимание конкурсная комиссия, когда принимала решение?
— В Якутске автоматизированы все процессы планирования, исполнения местного бюджета, управления муниципальными закупками. С января 2020 года администрация города передает информацию о движении бюджетных средств в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет». В целях участия в нацпроекте «Цифровая экономика» мы приняли муниципальную программу «Развитие информационного общества и формирование цифровой экономики на территории городского округа „Город Якутск“» на 2018–2022 годы. Начал работать геопортал города Якутска map.yakadm.ru. С его помощью мы информируем жителей о градостроительной деятельности и земельной политике окружной администрации. В 2016 году запущен сайт инвестиционного развития investyakutsk.com. Для общеобразовательных школ города создана инфраструктура беспроводного широкополосного доступа к интернету по Wi-Fi.
- Что вам дает автоматизация процесса бюджетного планирования?
— Мы внедрили программный комплекс «АЦК-Планирование». Это позволяет нам осуществлять бюджетное планирование с учетом всех последних тенденций бюджетного законодательства. Это актуально в условиях постоянных изменений в нормативно-правовой базе.
Все муниципальные учреждения города работают в единой базе планирования бюджета: формируют системы целей, задач, перечни муниципальных программ, подпрограмм и основных мероприятий. На их основе мы создаем проекты бюджетов участников бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, при автоматизированном планировании бюджета мы можем формировать сразу несколько его проектов с использованием различных методик. Это позволяет нам в итоге остановиться на оптимальном варианте бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития города. Автоматизация процессов планирования значительно упростила работу наших сотрудников, снизила временные затраты на формирование и согласование проектов бюджета города.
- Вы сказали, что процесс исполнения бюджета в Якутске также был автоматизирован. Какие результаты вы получили?
— Действительно, одновременно с системой планирования бюджета в департаменте финансов был модернизирован процесс исполнения бюджета на базе программного решения «АЦК-Финансы». Благодаря его интеграции с системой «1С: Предприятие» мы своевременно и оперативно составляем бюджетную и бухгалтерскую отчетность, собираем аналитические данные об исполнении бюджета в разрезе всех участников с учетом последних требований законодательства и региональной специфики. Представление в «АЦК-Финансы» информации о движении средств на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений обеспечивает своевременный контроль за их целевым использованием.
Обмен информацией с управлением Федерального казначейства по Республике Саха также происходит в электронном виде, в том числе с использованием электронного документооборота. Это повышает скорость взаимодействия между участниками бюджетного процесса. Их работа в едином информационном пространстве исключает дублирование и многократный ввод информации.
- Расскажите об автоматизации процесса управления муниципальными закупками.
— В департаменте финансов и управлении муниципальных закупок окружной администрации Якутска была внедрена информационная система «АЦК-Муниципальный сегмент Контрактной системы». Она объединяет всех участников закупочных процедур города и обеспечивает формирование по правилам Закона № 44-ФЗ всех необходимых документов: планов и планов-графиков закупок, заявок на закупку, решений о проведении процедуры определения поставщика, контрактов, договоров.
Система управления закупками взаимосвязана с системами планирования и исполнения бюджета. Это помогает контролировать расход бюджетных средств и исключать нерациональные траты на обеспечение муниципальных нужд. Обмен данными с системой исполнения бюджета позволяет нам автоматизировать такие процедуры, как санкционирование расходов и резервирование средств бюджета при размещении заказа. Также мы можем осуществлять автоматический контроль планов закупок, чтобы они не превышали суммы финансовых ограничений. По итогам конкурсных процедур получаем информацию об экономии бюджетных средств.
Двусторонний информационный обмен с Общероссийским официальным сайтом и электронными торговыми площадками обеспечивает эффективное и оперативное взаимодействие со всеми участниками торгов. Работа в едином информационном пространстве повышает прозрачность и открытость закупочных процессов, обеспечивает снижение коррупционной составляющей и равноправие всех участников закупок.
- Расскажите о том, как пандемия коронавируса и меры поддержки бизнеса отразились на финансах Якутска. Какую сумму недополучил бюджет и как власти города решили эту проблему?
— По данным на конец III квартала 2020 года, бюджет Якутска недополучил свыше 700 млн руб. из-за сокращения неналоговых поступлений. Появились новые расходы, связанные с коронавирусной инфекцией, возникла проблема с зарплатами сотрудников детских садов. Из-за роста расходов на зарплату бюджетников и реализации соглашения о государственно-частном партнерстве увеличился дефицит бюджета. По итогам III квартала 2020 года он достиг 903 млн руб. В 2019 году дефицит бюджета составил 695,8 млн руб.
В связи с этим было принято решение дополнительно выделить городу из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) более 638 млн руб. Из них дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета — 17,5 млн руб., субсидии — 66,3 млн руб., субвенции — 439,2 млн руб. Иные межбюджетные трансферты составят 114 млн руб., прочие безвозмездные поступления — 1,4 млн руб.
- В предыдущие годы, чтобы уменьшить расходы, вы сократили число своих заместителей, распродали внедорожники муниципальных чиновников, отменили показ балета «Корсар» и участие знаменитого модельера в меховом фестивале. Продолжаете ли вы оптимизацию бюджетных расходов и по каким статьям?
— У города есть первоочередные задачи, и бюджетные средства должны направляться на их решение. На средства, вырученные от продажи внедорожников, мэрия Якутска приобрела специальный транспорт для социального такси. Стоимость показа балета «Корсар» оценивалась в 1,5 млн руб. Средства, сэкономленные благодаря его отмене, пошли на поддержку местных библиотек, детских школ искусств и центра народного творчества. А отмена участия известного модельера в меховом фестивале «Зима начинается с Якутии» позволила нам сэкономить 800 тыс. руб. Эту сумму мы потратили на закупку воздухоочистителей для городских школ.
В 2020 году для исполнения крупных расходных обязательств нам приходится сокращать многие статьи финансирования. Так, мы дополнительно сократили командировочные расходы на 50 процентов — это 9,6 млн руб. На 80 процентов урезали затраты на покупку мебели — это 65,5 млн руб. Ввели временный мораторий на капитальный и текущий ремонт административных зданий. И это только в центральном аппарате мэрии. Аналогичная оптимизация проводится в ее структурных и территориальных подразделениях, на муниципальных предприятиях.
Также мы обратились в Правительство Республики Саха с предложением установить льготную ставку по налогу на имущество организаций в отношении имущества муниципальных учреждений. Если правительство примет такое решение, то высвобожденные средства местного бюджета мы направим на укрепление материально-технической базы муниципальных объектов социальной сферы.
- В 2018 году вы отменили новогодние корпоративы для чиновников за счет бюджетных средств и вместо них обязали заместителей провести благотворительные акции в социальных учреждениях. Эти акции уже стали традицией?
— Да. В 2018 и 2019 годах в канун новогодних праздников мы проводили благотворительные акции в детдомах, интернатах и домах престарелых. И этот год не станет исключением.
Такие акции мы проводим не за счет бюджетных средств, а за счет личных средств и усилий сотрудников окружной администрации, муниципальных учреждений и предприятий. Каждый сотрудник вносит свою лепту — 1 тыс. руб. На собранную сумму приобретаются украшения, угощения, подарки, организуется представление. Заместители мэра и руководители предприятий получают письма с указанием учреждений, в которых нужно провести новогодний праздник.
- Недавно в мэрии был запущен процесс реинжиниринга муниципальных услуг. Зачем он нужен и какие мероприятия подразумевает?
— В какой-то момент мы поняли: наши методы взаимодействия с населением не устраивают ни нас самих, ни горожан. В этой работе было много формализма.
Вот классический пример, который я всегда привожу на совещаниях и планерках. 80-летняя бабушка обратилась к нам с заявлением о газификации ее садового участка. Ответ по существу был бы прост: мы не в состоянии обеспечить газоснабжение на садовых участках, пока полностью не газифицируем объекты ИЖС. Но сотрудники структурного подразделения ответили: «Сформулируйте свою заявку. Подайте ее в электронном виде на портал. Необходима консолидированная заявка за подписью председателя садово-огороднического товарищества». Это неправильный подход. Надо учитывать возможности человека, который обратился за помощью.
Кроме этого, были и отписки в ответ на обращения граждан, и встречи с общественностью, не состоявшиеся в назначенное время по вине представителей администрации. Чтобы преодолеть эти проблемы, мы решили ввести базовые критерии в работе с населением:
— общаться с людьми на понятном им языке;
— ценить их время;
— планировать мероприятия с участием населения заранее;
— заблаговременно извещать людей о предстоящем мероприятии;
— оперативно реагировать на обращения граждан.
В работе по рассмотрению обращений граждан нередко наблюдалось отсутствие должного взаимодействия между ведомствами. Из-за этого горожане вместо долгожданных ответов на свои обращения и запросы получали непонятные отписки. Сейчас я призываю своих коллег и сотрудников отказаться от формализма и канцелярщины при рассмотрении обращений граждан. Давать человеческие ответы. Ссылки на закон должны быть, но лучше указывать их в приложении. Если будет нужно, человек ими воспользуется.
- Как будет реализован реинжиниринг услуг?
— Перед запуском процесса изменений в сфере услуг мы проведем полный аудит муниципальных структур, нормативных правовых актов и полномочий для исключения дублирующих функций. Затем выстроим оптимальную систему работы с горожанами.
Чтобы понять недостатки системы и внести изменения, мы идентифицируем самостоятельную роль каждого участника процесса и его роль в команде, которая оказывает муниципальные услуги и взаимодействует с населением.
Намеченные изменения будут проходить при содействии Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Окружная администрация подпишет с ней двухстороннее соглашение. Затем мы проведем конкурс. По его итогам выберем экспертную организацию, которая будет оказывать мэрии города консультации по внедрению изменений в сфере услуг.
- У вашей страницы в Instagram 170 тыс. подписчиков. Как находите время для общения в социальных сетях? В чем видите пользу от применения соцсетей в работе?
— Мессенджеры и соцсети сегодня входят в число наиболее значимых и легкодоступных средств медиа. С их помощью я узнаю обо всем, что происходит в городе, еще до того, как об этом доложат мои заместители. Время реагирования также сокращается в разы. Еще один плюс — возможность пообщаться с людьми после работы или во время обеденного перерыва.
Глава муниципального образования должен быть в постоянном контакте с населением. Через соцсети я узнаю от горожан об их насущных проблемах: там мусор не вывезли, здесь автобус плохо ходит или канализация потекла. Часть вопросов можно сразу переадресовать соответствующим структурам для оперативного решения. Я приучаю к такой каждодневной коммуникации глав управ и структурных подразделений.
По моему мнению, распространение практик формальной и неформальной информационной открытости на муниципальном уровне станет одним из результатов принятия поправок к Конституции. Значимость активности в соцсетях для мэров будет нарастать, и востребованность этого канала коммуникации увеличится.
- Давайте поговорим о проекте «Саха Z», в результате реализации которого в городе появится парк Будущих Поколений. Чтобы определиться с его архитектурной концепцией, в 2019 году в Якутске провели всероссийский конкурс. Почему вы приняли такое решение?
— Решение провести всероссийский конкурс по разработке архитектурной концепции и генерального плана территории парка было принято для того, чтобы у нас была возможность выбрать из нескольких концепций одну. Мы хотим реализовать проект, который соответствует всем тенденциям современной архитектуры.
Открытый конкурс на лучший проект парка Будущих Поколений стартовал в ноябре 2019 года. Проект курировал Целевой фонд будущих поколений Якутии. Жюри конкурса возглавил глава Якутии Айсен Николаев.
В финал вышли пять проектов. Процедуру определения победителя мы транслировали в прямом эфире одного из местных телеканалов. Жюри выбрало лучшую концепцию парка, отражающую культурную идентичность региона и адаптированную к непростому климату Крайнего Севера. Победителем стал московско-якутский консорциум, в который объединились архитектурная мастерская ATRIUM и проектно-строительное бюро «Восток+».
Парк Будущих Поколений разместится в юго-западной части Якутска, в 15 минутах ходьбы от центра. Общая площадь парка превысит два гектара. В нем разместятся культурные и образовательные центры, рестораны, кафе. Все это будет работать круглый год. С территорией парка граничит кампус университета. Общественное пространство рассчитано на молодежь, а проект отличается инновационностью и креативностью.
- В 2019 году проект «Саха Z» получил премию на Всемирном архитектурном фестивале в Амстердаме. Ее часто называют «Оскаром» в мире архитектуры. Как скоро в Якутске появится «оскароносный» парк?
— Мы планируем завершить реализацию проекта уже к 2022 году, к 100-летнему юбилею Республики Саха.
- На территории города идет строительство еще одного парка — парка Победы. Какие отличительные особенности будут у этого общественного пространства?
— Парк Победы — это также место для отдыха и развлечений, но его основной миссией будет сохранение исторической памяти о подвиге наших земляков — участников Великой Отечественной войны. Строительство мы начали в год празднования 75-летия Победы. В День города открыли памятную стелу. На территории паркового комплекса уже в 2021 году появятся площадь, мемориальный маршрут, водоем с фонтаном, дорожки для бега и езды на велосипедах, фуд-корт, амфитеатр, зоны для отдыха с детьми, занятий спортом.
Проект парка Победы разработало проектное бюро «Старт». Он стал предметом широкого обсуждения на публичных слушаниях. По итогам общественных дискуссий в проект были внесены изменения. Строительство парка финансируется не только из местного бюджета. Часть затрат будет покрыта из городского фонда «Победа-75», средства в который внесли жители Якутска. Надеемся, что совсем скоро это место отдыха станет самым популярным у горожан.