В какой срок муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве?

Тип: обзор

. П. 2 ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ предусматри­вается, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые при осуществлении собствен­ного правового регулирования по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (в порядке т. н. «опережающего правотворчества»), подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в трехмесячный срок. Однако данные нормы не распространяются на органы местного самоуправления и муници­пальные правовые акты.

Федеральным законом № 131-ФЗ общий срок приведения му­ниципальных правовых актов в соответствие с вновь принятыми фе­деральными законами не устанавливается. Однако такой срок может быть установлен в уставе муниципального образования при опреде­лении порядка принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов (п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

В ряде случаев Федеральным законом установлен трехмесяч­ный срок приведения муниципальных правовых актов в соответствие с определенными решениями, например, для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципально­го образования, когда для этого дополнительно требуется принятие (издание) правового акта (ст. 45).

Кроме того, нередко в федеральных законах устанавливаются специальные сроки для приведения правовых актов, включая муници­пальные, в соответствие с ними.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что отсутствие определенного срока для приведения муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством не означает, что данная обязанность может не исполняться. Необходимые муниципальные правовые акты должны приниматься в разумные сроки с учетом правовых и организа­ционных особенностей правотворческой процедуры в муниципальном образовании (в частности, периодичности проведения заседаний пред­ставительного органа, обязательности проведения публичных слуша­ний в ряде случаев и т. д.), а также объема и сложности требуемых из­менений.

Разумный срок для приведения муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством может быть достаточ­но долгим и различным, но в среднем составлять около трех месяцев.

Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 28 де­кабря 2016 г. № 494-ФЗ статья 44 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена ч. 9, предусматривающей, что приведение устава му­ниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установ­ленный этими законодательными актами срок. В случае, если феде­ральным законом, законом субъекта Российской Федерации указан­ный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъ­екта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Рос­сийской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополне­ний в устав муниципального образования, учета предложений гра­ждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муници­пального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.