Прокуратура Хабаровского края: О практике применения законодательства в сфере противодействия коррупции в Xабаровском крае

Тип: обзор

Сферы, наиболее подверженные данным факторам, - права, свободы и обязанности человека и гражданина, бюджетная, а также сфера муниципальной собственности.

Наряду с этим, в текущем году прокурорами выявлено более 600 коррупционных нарушений, внесено свыше 400 мер реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 200 виновных лиц.

Практически половина всех допущенных нарушений выявлена в органах местного самоуправления, основная часть (87%) – в исполнительных. Наибольшее число фактов несоблюдения действующего законодательства в сфере противодействия коррупции имело место в г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском и имени П. Осипенко муниципальных районах.

Каждый год традиционно после завершения  декларационных кампаний прокурорами устанавливаются многочисленные факты несоблюдения определенными категориями лиц обязанности представлять полные и достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые, в подавляющем большинстве,  допускаются в органах местного самоуправления, в том числе депутатами.

В текущем году, в связи с распространением коронавирусной инфекции,  срок декларационной кампании продлен до 1 августа, однако указанное обстоятельство существенно не уменьшило  по итогам 1 полугодия число допущенных нарушений антикоррупционного законодательства. Практически 90% из них зафиксировано по итогам мониторинга официальных сайтов  органов местного самоуправления края,  а также  оценки обоснованности и полноты формирования муниципальных перечней должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах и  расходах.  В результате прокурорами только по этим вопросам внесено 130 представлений об устранении нарушений, опротестовано порядка 40 незаконных актов, в органы местного самоуправления направлено 21 информационное письмо.

В текущем году не обошлось и без фактов представления депутатами муниципального уровня недостоверных сведений о доходах и расходах, срок по которым наступил 1 апреля.

В связи с этим, по инициативе Губернатора края представительными органами местного самоуправления полномочия 6 депутатов прекращены досрочно.

Помимо этого, одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений вы­ступает деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Однако практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что работа этих коллегиальных органов, зачастую, не оказывает существен­ного профилактического воздействия, на что, в том числе, влияют нарушения, допускаемые при их создании и  субъективный подход к действиям лиц, совершивших  коррупционные проступки.

Полномочия по обращению к руководителям с предложением уволить работника за утрату доверия комиссиями практически не реализуются.

В то же время сами руководители органов зачастую не пресекают коррупционные правонарушения дисциплинарными мерами, что ведет к снижению эффективности профилактической работы и повторным незаконным действиям. Так, в этом направлении прокурорами при внесении представлений поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности более 80 лиц, все требования прокуроров признаны обоснованными, однако наказано лишь 60%.

Особое место в системе профилактики коррупции занимает деятельность по разработке и принятию мер по ее предупреждению, проводимая муниципальными организациями.

При этом хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сферах, которые подвержены наибольшему риску коррупционных проявлений, прокурорами уделяется наиболее пристальное внимание.

Но, несмотря на то, что действующее законодательство предоставляет юридическим лицам любого вида  свободу в выборе  формы и количества мер по предупреждению коррупции, в текущем году прокурорами установлено несоблюдение антикоррупционного законодательства  более чем в 40 организациях, основные нарушения – это отсутствие как самих мер по предупреждению коррупции, так  и локальных актов, регулирующих эти вопросы.

Наряду с этим, нередки случаи несоблюдения требований,  предъявляемых  к кандидатам на должности муниципальной службы, как в части квалификации, так и  в части антикоррупционных запретов и ограничений. В результате на службу принимаются граждане с нарушением требований закона, что влечет закономерное расторжение контракта, неэффективное расходование бюджетных средств и возобновление длительной и трудоемкой процедуры поиска нового кандидата.

Анализ вышеперечисленных нарушений свидетельствует о системных причинах их возникновения, которые вызваны, в большинстве своем,  недостаточным вниманием к вопросам профилактики коррупции, слабой организацией обучения требованиям законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе путем проведения лекций, семинаров, круглых столов, мероприятий по «обмену опытом».

Для устранения перечисленных выше нарушений необходимо повышать квалификацию лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных нарушений; работу по противодействию коррупции строить в постоянном  взаимодействии с органами прокуратуры, правоохранительными органами; в непрерывном режиме осуществлять  актуализацию правовых актов; обеспечивать своевременную наполняемость официальных сайтов органов местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции.

Н.В.Титова - Старший помощник прокурора края по взаимодействию c представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления