Сферы, наиболее подверженные данным факторам, - права, свободы и обязанности человека и гражданина, бюджетная, а также сфера муниципальной собственности.
Наряду с этим, в текущем году прокурорами выявлено более 600 коррупционных нарушений, внесено свыше 400 мер реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 200 виновных лиц.
Практически половина всех допущенных нарушений выявлена в органах местного самоуправления, основная часть (87%) – в исполнительных. Наибольшее число фактов несоблюдения действующего законодательства в сфере противодействия коррупции имело место в г. Комсомольске-на-Амуре, Амурском и имени П. Осипенко муниципальных районах.
Каждый год традиционно после завершения декларационных кампаний прокурорами устанавливаются многочисленные факты несоблюдения определенными категориями лиц обязанности представлять полные и достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые, в подавляющем большинстве, допускаются в органах местного самоуправления, в том числе депутатами.
В текущем году, в связи с распространением коронавирусной инфекции, срок декларационной кампании продлен до 1 августа, однако указанное обстоятельство существенно не уменьшило по итогам 1 полугодия число допущенных нарушений антикоррупционного законодательства. Практически 90% из них зафиксировано по итогам мониторинга официальных сайтов органов местного самоуправления края, а также оценки обоснованности и полноты формирования муниципальных перечней должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах и расходах. В результате прокурорами только по этим вопросам внесено 130 представлений об устранении нарушений, опротестовано порядка 40 незаконных актов, в органы местного самоуправления направлено 21 информационное письмо.
В текущем году не обошлось и без фактов представления депутатами муниципального уровня недостоверных сведений о доходах и расходах, срок по которым наступил 1 апреля.
В связи с этим, по инициативе Губернатора края представительными органами местного самоуправления полномочия 6 депутатов прекращены досрочно.
Помимо этого, одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений выступает деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Однако практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что работа этих коллегиальных органов, зачастую, не оказывает существенного профилактического воздействия, на что, в том числе, влияют нарушения, допускаемые при их создании и субъективный подход к действиям лиц, совершивших коррупционные проступки.
Полномочия по обращению к руководителям с предложением уволить работника за утрату доверия комиссиями практически не реализуются.
В то же время сами руководители органов зачастую не пресекают коррупционные правонарушения дисциплинарными мерами, что ведет к снижению эффективности профилактической работы и повторным незаконным действиям. Так, в этом направлении прокурорами при внесении представлений поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности более 80 лиц, все требования прокуроров признаны обоснованными, однако наказано лишь 60%.
Особое место в системе профилактики коррупции занимает деятельность по разработке и принятию мер по ее предупреждению, проводимая муниципальными организациями.
При этом хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сферах, которые подвержены наибольшему риску коррупционных проявлений, прокурорами уделяется наиболее пристальное внимание.
Но, несмотря на то, что действующее законодательство предоставляет юридическим лицам любого вида свободу в выборе формы и количества мер по предупреждению коррупции, в текущем году прокурорами установлено несоблюдение антикоррупционного законодательства более чем в 40 организациях, основные нарушения – это отсутствие как самих мер по предупреждению коррупции, так и локальных актов, регулирующих эти вопросы.
Наряду с этим, нередки случаи несоблюдения требований, предъявляемых к кандидатам на должности муниципальной службы, как в части квалификации, так и в части антикоррупционных запретов и ограничений. В результате на службу принимаются граждане с нарушением требований закона, что влечет закономерное расторжение контракта, неэффективное расходование бюджетных средств и возобновление длительной и трудоемкой процедуры поиска нового кандидата.
Анализ вышеперечисленных нарушений свидетельствует о системных причинах их возникновения, которые вызваны, в большинстве своем, недостаточным вниманием к вопросам профилактики коррупции, слабой организацией обучения требованиям законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе путем проведения лекций, семинаров, круглых столов, мероприятий по «обмену опытом».
Для устранения перечисленных выше нарушений необходимо повышать квалификацию лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных нарушений; работу по противодействию коррупции строить в постоянном взаимодействии с органами прокуратуры, правоохранительными органами; в непрерывном режиме осуществлять актуализацию правовых актов; обеспечивать своевременную наполняемость официальных сайтов органов местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции.