Изменились правила включения земельного участка в границы территории, подлежащей комплексному развитию

Тип: статья

У органов МСУ появилась новая обязанность. Они должны рассматривать заявления правообладателей — инициаторов комплексного развития территории, которые предлагают включить муниципальный земельный участок в ее границы. Раньше в подобной ситуации изменить границы территории комплексного развития можно было только по инициативе регионального или местного органа власти. Теперь лицо, которое инициировало комплексное развитие, также может инициировать включение муниципального участка в границы этой территории. Таким правом законодатель наделил правообладателей земельных участков и объектов, которые на них находятся. Целью включения муниципального участка может быть размещение на нем объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Документ: Правила согласования включения в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур Правительство утвердило постановлением от 19.08.2020 № 1260 (далее — Правила № 1260)

ПРИМЕРЧастный инвестор стал инициатором комплексного развития территории. Он купил участок для строительства детского сада. К нему нужно провести дорогу. Ее можно проложить по соседнему участку, который находится в муниципальной собственности. По новым правилам инвестор может обратиться в муниципалитет с инициативой о включении муниципального участка в границы территории комплексного развития. Орган местного самоуправления должен либо согласовать включение, либо ответить отказом.

Согласовывать включение земельного участка в границы территории комплексного развития муниципалитет должен по правилам, установленным Правительством. Они вступили в силу 29 августа 2020 года. Новые правила заполнили пробел в земельном законодательстве и позволят более эффективно управлять земельными ресурсами. Читайте далее, какой процедуры муниципалитет обязан придерживаться и какие сроки он должен соблюдать.

По какой процедуре проводить согласование

Чтобы согласовать включение муниципального участка, правообладатель подает заявление в орган МСУ, уполномоченный на заключение договора о комплексном развитии территории. Правообладатель должен подготовить и приложить к заявлению проект договора и документацию по планировке территории, подлежащей комплексному развитию. Если комплексное развитие территории осуществляют два правообладателя или более, в пакете документов также должно быть соглашение о разграничении между ними обязанностей (ч. 4 ст. 46.9 ГрК).

20 рабочих дней — в такой срок согласующий орган должен уведомить уполномоченный орган МСУ о своем решении по участку

Уполномоченный орган МСУ, который получил пакет документов, должен переслать его для согласования в орган, занимающийся предоставлением муниципальных земельных участков. Срок — пять рабочих дней со дня, когда документы поступили в орган МСУ.

Орган, занимающийся предоставлением участков, обязан рассмотреть пакет документов в течение 20 рабочих дней. В этот срок он должен уведомить уполномоченный орган МСУ о согласовании либо об обоснованном отказе в согласовании. Уведомление подписывает руководитель согласующего органа. Отказ правообладателю нужно обосновать в уведомлении. Можно приложить документы, подтверждающие наличие оснований для отказа. Уполномоченный орган МСУ уведомляет о принятом решении правообладателя.

Если согласующий орган не направит уведомление в уполномоченный орган или нарушит срок, то включение участка в границы территории комплексного развития будет считаться согласованным (п. 10 Правил № 1260).

Каким должен быть участок

Согласующий орган МСУ может принять положительное решение, если одновременно выполняются три условия.

1. Участок находится в муниципальной собственности.

2. Участок — смежный по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов.

3. Участок не обременен правами третьих лиц.

Эти обязательные характеристики участка указаны в части 3.1 статьи 46.9 ГрК и в пункте 2 Правил № 1260.

Сдайте участок, включение которого в границы территории муниципалитет согласовал, в аренду лицу, которое построит объект коммунальной, транспортной или социальной инфраструктуры. Если именно с этим лицом вы заключили договор о комплексном развитии территории, то договор аренды заключите без проведения торгов (ч. 8 ст. 46.9 ГрК, подп. 13.3 п. 2 ст. 39.6 ЗК).

Когда орган МСУ должен отказать в согласовании

Орган МСУ, уполномоченный на предоставление муниципальных земельных участков, обязан отказать в согласовании, если для этого есть хотя бы одно из 10 оснований.

1. Согласно документам территориального планирования и (или) утвержденной документации по планировке территории земельный участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

2. Земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

3. Земельный участок находится в федеральной собственности, и в отношении него принято решение о целесообразности его передачи органам госвласти субъектов РФ для осуществления полномочий РФ по управлению и распоряжению этим участком или совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок.

4. Земельный участок находится в федеральной собственности и включен в перечень участков, направленный органом госвласти субъекта РФ в единый институт развития в жилищной сфере. Либо в этот институт поступило ходатайство о передаче данного земельного участка ЖСК и (или) институтом осуществляется подготовка предложений о его использовании.

5. Земельный участок предназначен для размещения объектов, предусмотренных государственными и муниципальными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

6. В отношении земельного участка уже действует решение о предварительном согласовании его предоставления. Либо муниципалитет разместил извещение о проведении аукциона по продаже этого участка или аукциона на право заключения договора аренды.

7. Земельный участок обременен правами третьих лиц.

8. Земельный участок является ограниченным в обороте или изъятым из оборота.

Важная деталь: Данный перечень оснований для отказа в согласовании — исчерпывающий. Орган МСУ не имеет права отказывать по иным основаниям

9. Земельный участок не является смежным по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателя.

10. По документации земельный участок предназначен для размещения объекта капитального строительства, не являющегося объектом коммунальной, транспортной или социальной инфраструктуры.

В случае отказа в согласовании заявитель имеет право повторно обратиться в уполномоченный орган МСУ после устранения обстоятельств, которые послужили основанием для отказа.

СТЕПАН ПОПОВ, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. ю. н.