Стало больше возможностей получить грант на реализацию проекта комфортной городской среды

Тип: статья

У малых городов и исторических поселений стало больше возможностей для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. Правительство обновило правила, по которым федеральный центр выделяет регионам финансирование для государственной поддержки победителей этого конкурса.

Изменения будут действовать начиная с конкурса, который пройдет в 2021 году.

Почему Правительство решило обновить правила

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях организован по поручению Президента и впервые состоялся в 2018 году. На первые три конкурса поступило больше 1 тыс. заявок, а победителями стали 240 проектов. На их реализацию из федерального бюджета выделено 15 млрд руб. Сегодня полностью завершены 84 проекта победителей конкурсов 2018 и 2019 годов.

Документ: Правила предоставления средств утверждены постановлением от 07.03.2018 № 237 (далее — Правила № 237). Правительство внесло в них изменения постановлением от 29.08.2020 № 1303

Интерес к конкурсу не снижается. В 2020 году на участие в нем было подано более 300 заявок из 80 регионов. По сравнению с 2019 годом выросло количество заявок в двух категориях: «Исторические поселения» и «Малые города с численностью населения до 20 тыс. человек». От таких муниципальных образований поступило 137 заявок. Даже во время самоизоляции жители устраивали онлайн-флешмобы в поддержку проектов, делали общие видео, активно вносили предложения и участвовали в слушаниях.

Из 1,1 тыс. российских городов более 950 относятся к малым городам и историческим поселениям. В большинстве из них местное население по-прежнему жалуется на нехватку качественной инфраструктуры: детских игровых площадок, парков, других благоустроенных мест отдыха. Малые города продолжают страдать из-за оттока населения. Чтобы решить эти проблемы, нужно реализовывать больше проектов в сфере благоустройства. Поправки к Правилам № 237 дадут малым городам и историческим поселениям такую возможность.

Победителей конкурса станет больше

Количество победителей конкурса из числа малых городов и исторических поселений увеличится вдвое. Федеральная конкурсная комиссия теперь будет отбирать 160 победителей, а не 80, как раньше. Завершить отбор победителей она должна будет не позднее 1 сентября года проведения конкурса. Раньше победителей определяли до 1 марта года проведения конкурса. Это изменение также позитивно для муниципалитетов. Конкурсная комиссия сможет уделить заявкам больше времени, что должно способствовать повышению объективности их оценки.

Удвоили призовой фонд конкурса

На заметку: В конкурсе по-прежнему будут участвовать муниципальные образования, имеющие статус исторических поселений, а также города с численностью населения до 100 тыс. человек

Призовой фонд для проектов, реализуемых в 2020 и 2021 годах, составляет 5 млрд руб. Для тех, которые будут запущены с 2021 года, он увеличится в два раза — до 10 млрд руб. Эта мера поможет поселениям, бюджеты которых в условиях пандемии испытывают дополнительную нагрузку. Если мегаполисы сами способны справиться с обновлением парков, скверов и набережных, то у небольших городов не всегда есть такая возможность.

Губернаторам дали право представлять на федеральный этап конкурса неограниченное количество заявок

Всероссийский конкурс проходит в несколько этапов: проекты отбираются на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Раньше губернатор мог представить на федеральный этап конкурса не более трех заявок в категории «Исторические поселения» и не более трех заявок в каждой из подгрупп в категории «Малые города». С 1 января 2021 года губернаторы смогут представлять неограниченное количество конкурсных заявок.

На заметку:
Критерии, по которым комиссия оценивает проекты, не изменились

Конкурсная комиссия по-прежнему будет оценивать проекты по шести критериям.

1. Качество планировочных и архитектурных решений.

2. Обоснованность выбора территории благоустройства.

3. Синхронизация проекта благоустройства с другими программами развития и проектами в муниципалитете.

4. Сохранение историко-градостроительной природной среды.

5. Прогнозируемый социально-экономический эффект от реализации проекта.

6. Степень и разнообразие форм участия граждан, их вовлечение в проект на различных этапах его реализации: подготовки заявки, реализации проекта, общественного контроля выполненных работ.

ТАТЬЯНА КАЛИНИНА, эксперт журнала «Практика муниципального управления»