Как создать лучший сайт города для обеспечения обратной связи с населением

Тип: статья

— Александр Николаевич, свои сайты на конкурс выдвинули 85 муниципальных образований из 36 регионов. Как удалось одержать победу в условиях такой конкуренции?

Периодическая работа по улучшению сайта и желание сделать его удобным, доступным и полезным для посетителей позволили нам достичь этой цели.

Все сайты участников конкурса должны соответствовать требованиям Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Это один из критериев оценки муниципального сайта на конкурсе. Поэтому, прежде чем подать заявку, мы исполнили все требования к представляемой на сайте информации о деятельности органов МСУ.

Благодаря сайту и социальным сетям мы получаем обратную связь от жителей округа. Электронных обращений в муниципалитет становится все больше. Это подтверждает, что мы увеличиваем вовлеченность людей в решение вопросов местного значения, в том числе благодаря нашим интернет-ресурсам.

— По каким еще критериям оценивались сайты муниципальных образований?

Одним из критериев оценки был результат открытого голосования, которое прошло на сайте «МСУИнформ.рф». Любой пользователь интернета мог отдать свой голос за сайт муниципалитета — участника конкурса. Затем жюри оценивало сайты по таким параметрам, как дизайн, стиль, периодичность обновления, качество новостей. С учетом результатов по всем критериям жюри подвело окончательные итоги конкурса.

— Муниципалитеты создают свои сайты по-разному. Одни приобретают готовые продукты, другие заказывают разработку сайтов специализированным организациям. Как создавался сайт вашего города?

Сайт администрации Старого Оскола разработан в 2016 году на платформе «Официальные порталы», создателем которой стало ООО «АйТи Компани». На текущий момент компания совместно с департаментом цифрового развития региона осуществляет проект «Официальные сайты», который включает в себя 7 сайтов департаментов, 19 сайтов районов Белгородской области, 167 сайтов сельских поселений и территориальных администраций.

— После создания сайта, как правило, возникают вопросы: кто будет наполнять и сопровождать сайт, платить за его обслуживание, обновлять согласно требованиям законодательства. Как вы решаете эти проблемы?

— Благодаря слаженной работе специалистов администрации и высокой квалификации IT-кадров у нас не возникает проблем ни с администрированием сайта, ни с его наполнением. Каждое управление муниципалитета имеет на oskolregion.ru свою вкладку, которую специалисты управлений мониторят. При необходимости они обновляют информацию.

— Муниципальный сайт — это ресурс прежде всего для жителей. Как сделать его удобным и полезным для них?

У сайта должна быть четкая, понятная структура. Пользователь приходит на сайт с конкретной целью — найти нужную информацию. Наша задача — сделать так, чтобы этот человек достиг своей цели за минимальное время и без каких-либо трудностей. Сайт должен быть таким, чтобы посетителю было легко на нем ориентироваться. Навигация — простая и логичная. Панель навигации — на видном месте. Обязательно должна быть карта сайта, которая поможет быстро отыскать нужную страницу. Полезные ссылки лучше разместить на главной странице.

На сайте должны быть средства поиска нужной информации, чтобы пользователю не приходилось просматривать все страницы. Мы разместили поисковую строку на видном месте.

Пользователи муниципальных сайтов часто недовольны длительной загрузкой страниц. С этой проблемой помогут справиться свои или сторонние IT-специалисты. Например, решением может стать отказ от большого количества графических элементов на сайте или уменьшение их «веса».

— Приказ Минкомсвязи от 30.11.2015 № 483 обязывает органы МСУ предусматривать наличие альтернативных текстовых версий своих официальных сайтов для более широкого охвата целевой аудитории. Есть ли они у вас?

Да. У нас есть мобильная версия сайта. Предусмотрена также возможность просмотра на различных устройствах — от смартфонов и планшетов до широкоформатных мониторов. Есть версия для слабовидящих. На нее можно перейти с главной страницы сайта. Решение о необходимости такой версии было принято после того, как вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р 52872–2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

— Ведут ли сотрудники администрации учет посещаемости сайта?

Да. Для учета посещаемости на всех страницах официального сайта у нас размещен программный код (счетчик посещений). В месяц сайт посещают около 20 тыс. человек.

— Что, по-вашему, нужно для того, чтобы посетители захотели вернуться на муниципальный сайт?

Больше внимания уделять размещаемой информации, которую ищут посетители: ее полезности, оформлению, периодичности обновления, полноте, достоверности. Даже если ресурс будет иметь грамотную навигацию и приятный дизайн, отсутствие нужной для посетителя информации сведет его полезность к нулю.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть муниципальный сайт с точки зрения дизайна?

Используемые на страницах графические элементы, шрифты, стили, шаблоны должны сочетаться. Грамотно проработанный дизайн сайта делает его заметным, а впоследствии и узнаваемым. Но при создании муниципального сайта важно использовать стандартные и минималистичные решения, которые не будут отвлекать пользователей от информации. Нужно избегать нечитаемых шрифтов, большого количества картинок, баннеров и видеороликов.

— Какую информацию о деятельности органов МСУ размещаете на сайте?

На сайте есть вся информация согласно перечню, указанному в статье 13 Закона № 8-ФЗ. Этот список есть и в Методических рекомендациях Правительства от 24.08.2016 № 6192п-П10.

Эту информацию легко найти. Ссылки на страницы, где она размещена, вынесены на законодательную карту сайта: oskolregion.ru/zakonodatelnaya-karta.

Любое заинтересованное лицо, активировав нужную ссылку на карте, может посмотреть структуру и полномочия администрации, контактные данные подразделений, адреса и телефоны подведомственных организаций. Можно ознакомиться с административными регламентами, проектами документов, получить информацию о закупках и т. д.

— Как взаимодействуете с населением через официальный сайт?

С главной страницы сайта можно перейти в интернет-приемную. Она обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия представителей органов местной власти с населением. Здесь горожане могут задать вопросы, высказать свои пожелания и предложения, в некоторых случаях — подать заявление. Любой житель может зарегистрироваться на сайте и в своем личном кабинете получать ответы на обращения, адресованные органам МСУ, и запросы по поводу их деятельности.

Информацию о ходе и результатах рассмотрения отправленных обращений можно получить после авторизации. В личном кабинете можно отслеживать информацию по каждому отправленному обращению или запросу: текст обращения, его текущее состояние, регистрационные параметры, дату поступления, информацию о контроле исполнения.

Для официальных ответов администрации Старооскольского городского округа созданы также аккаунты в социальных сетях. Перейти к ним можно с главной страницы сайта.

— Используете ли вы сайт, чтобы проводить интернет-опросы населения?

Да. Сейчас мы приглашаем жителей принять участие в опросе общественного мнения по проектам благоустройства скверов и парков в городском округе. После просмотра видеопрезентаций, размещенных здесь же на сайте, посетителям предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся реализации проектов. Жители активно участвуют в интернет-опросах, которые мы проводим через официальный сайт.

— Какие еще информационные технологии кроме официального сайта вы используете для обратной связи с населением?

Поддерживать эффективную коммуникацию с жителями округа помогают социальные сети. В день на мои личные страницы приходит более 100 обращений. Мы реагируем на каждое. Работать с комментариями в социальных сетях нам помогает информационная система «Инцидент-менеджмент». Она позволяет обрабатывать запросы граждан из соцсетей по различным вопросам, выявлять проблемы, о которых сообщают жители, и оперативно реагировать на них, принимать экстренные меры, давать разъяснения — в зависимости от ситуации.

— Расскажите, как работает эта система.

Предположим, гражданин видит яму на дороге. Он создает пост о проблеме на своей странице в какой-либо из социальных сетей, например «ВКонтакте» или Instagram. «Инцидент-менеджмент» выявляет и распознает сообщение, запускает алгоритм: сообщение пересылается напрямую службе, которая отвечает за состояние дорог. Служба обязана отреагировать в течение определенного времени. Гражданин получает уведомление, что его жалоба в работе. Конечно, закрытые чаты из Telegram-каналов или чаты в WhatsApp мониторить с помощью «Инцидент-менеджмента» невозможно, но все открытые каналы — в мониторинге.

— Насколько быстро органы МСУ реагируют в подобных ситуациях?

Проблемы разные, их ликвидация может занимать до 15 суток. У каждого ответственного лица свой регламент исполнения. При любых отклонениях, просрочке или неисполнении происходит так называемая эскалация. Это значит, что информацию о нерадивом исполнении получаю я, а затем и руководство региона. Хотя в реальности до этого не доходит, проблемы решаются гораздо быстрее. Например, 17 сентября 2020 года интернет-пользователи пожаловались в группе «Официальный Старый Оскол» в соцсети «ВКонтакте» на работу строителей. В середине лета проводился ремонт труб около торгового центра, но тротуар так и не был восстановлен. Это обращение было направлено в управление жизнеобеспечением и развитием городского округа. Уже 22 сентября представители администрации ответили, что подрядная организация выполнила работы по восстановлению тротуара.

Другой пример. 25 сентября старооскольцы обратились по тому же каналу к администрации округа с просьбой помочь в решении проблемы: на территории детского сада № 63 необходимо было спилить сухое дерево. Власти ответили, что специалисты управления жизнеобеспечением и развитием городского округа уже занимаются данной проблемой. А 29 сентября добавили, что работы по валке сухого дерева на территории детского сада № 63 выполнены.

— До 2024 года российские муниципалитеты должны перейти на отечественное программное обеспечение. Как у вас идет работа в этом направлении?

Мы назначили ответственного за переход на отечественное офисное ПО. Им стал первый заместитель главы — руководитель аппарата администрации. Также мы утвердили план-график поэтапного перехода органов местного самоуправления городского округа на использование отечественного офисного ПО на период до 2022 года.

Доля отечественных операционных систем, установленных на автоматизированных рабочих местах сотрудников органов МСУ, к 2022 году должна составить не менее 60 процентов. Сейчас доля закупленных отечественных операционных систем в администрации городского округа составляет 57 процентов, ведется работа по их установке.

Есть и показатели, по которым мы уже вышли на отметку 100 процентов. Это справочно-правовые системы, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Доля отечественных интернет-браузеров составляет сейчас 50 процентов, и мы планируем увеличить ее еще на 20 процентов к 2022 году. Долю геоинформационных систем доведем до 50 процентов.

АЛЕКСАНДР СЕРГИЕНКО, глава администрации Старооскольского городского округа