Законодатели продлили на 2021 год действие временных правил исполнения местных бюджетов. Речь идет о мерах, которые были приняты для поддержки муниципалитетов в условиях падения доходов из-за распространения коронавирусной инфекции. Например, в следующем году местные администрации смогут создавать резервные фонды в размерах, которые до пандемии были запрещены.
Принципиально новые изменения связаны с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В этом документе есть положения, которые касаются инициативного бюджетирования. Прочтите в статье, как все это повлияет на местные бюджеты в 2021 году. Также узнаете, извлекут ли муниципалитеты пользу из введения повышенной ставки НДФЛ с доходов свыше 5 млн руб. в год.
Продлили действие временных правил исполнения местных бюджетов
Весной муниципальные финансисты были вынуждены срочно пересматривать бюджетные расходы из-за пандемии. Тогда законодатели смягчили правила исполнения местных бюджетов. Органам МСУ, в частности, разрешили:
- выходить за рамки ограничений, которые установлены для дефицита бюджета и для муниципального долга;
- брать кредиты на пополнение остатка средств на счете бюджета на более длительный срок;
- более оперативно перераспределять средства на борьбу с коронавирусом.
Изначально законодатель ввел все эти меры лишь до конца 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 103-ФЗ). Теперь стало понятно, что они будут действовать и в 2021 году (Федеральный закон от 15.10.2020 № 327-ФЗ).
Можно будет корректировать бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете
В 2021 году вы по-прежнему сможете менять сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в трех случаях.
1. Нужно перераспределить бюджетные средства на финансирование мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции или поддержке пострадавших отраслей экономики.
Важная деталь: Во всех трех случаях, чтобы внести изменения в бюджетную роспись, будет достаточно решения местной администрации
2. Надо перераспределить бюджетные ассигнования между видами источников финансирования дефицита местного бюджета. Например, вместо банковского кредита муниципалитет будет использовать бюджетный кредит.
3. Муниципалитет получил дотацию из другого бюджета. Например, из бюджета субъекта дополнительно выделили дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по этим основаниям может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденного решением о местном бюджете.
Можно будет нарастить дефицит бюджета и муниципальный долг сверх установленных ограничений
По итогам исполнения местного бюджета в 2021 году установленные дефицит местного бюджета и верхний предел муниципального долга могут быть превышены:
Важная деталь: Превышение должно оставаться в пределах суммы средств, потраченных на борьбу с распространением инфекции и устранение последствий пандемии
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
- на сумму снижения налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по сравнению с 2019 годом;
- в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
До пандемии размер муниципального долга ограничивался величиной бюджетных доходов за вычетом межбюджетных трансфертов. Долг остродотационных муниципальных образований не должен был превышать половину суммы доходов. В 2020 году муниципалитетам разрешили выходить за рамки этих ограничений. Данное послабление будет действовать и в 2021 году.
Муниципалитеты смогут предоставлять друг другу горизонтальные кредиты
180 дней — максимальный срок бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете
В 2021 году кроме вертикальных кредитов, предусмотренных пунктом 3 статьи 93.3 БК, муниципальные образования смогут получать и горизонтальные. Новый механизм будет доступен в регионах, власти которых примут соответствующий закон. При этом муниципальные образования должны быть расположены на территории одного и того же региона. Максимальный срок горизонтального бюджетного кредита — три года. Порядок предоставления, использования и возврата средств устанавливает регион. А цели предоставления кредита и размер платы за его использование определяет муниципалитет-кредитор. Его представительный орган устанавливает их в правовом акте о местном бюджете.
Муниципалитеты смогут брать кредиты на пополнение остатка средств на срок до 180 дней
Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на счете, как и в 2020 году, можно будет взять на срок до 180 дней. Размер такого кредита не должен превышать 1/12 утвержденного решением о бюджете на финансовый год объема доходов местного бюджета. Срок возврата также не изменился — не позднее 25 ноября текущего финансового года.
Органы МСУ смогут оказывать поддержку учреждениям, учредителями которых они не являются
В 2021 году администрация муниципального образования будет вправе предоставлять юрлицам субсидии из местного бюджета на мероприятия, связанные с поддержкой экономики, профилактикой распространения коронавирусной инфекции и устранением его последствий. Вы можете выделить средства в том числе бюджетному или автономному учреждению, учредитель которого — не ваше муниципальное образование.
Муниципалитеты смогут наращивать резервные фонды сверх ограничения
На заметку: Местные администрации создают резервные фонды для бесперебойного финансирования предусмотренных ранее затрат и непредвиденных расходов, имеющих чрезвычайный характер
Резервные фонды местных администраций в 2021 году могут превышать 3 процента от общего объема расходов (п. 3 ст. 7 Закона № 327-ФЗ). Это позволит муниципалитетам оперативно реагировать на необходимость дополнительных экстренных расходов в нестабильных условиях. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда устанавливает местная администрация. Аналогичная норма действует и в 2020 году.
Органы МСУ будут вправе устанавливать расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения
До пандемии было запрещено финансировать расходы сверх тех, которые отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, если дотационность местного бюджета превышала 20 процентов.
Сейчас муниципальные образования, независимо от уровня дотационности, могут исполнять расходные обязательства, которые не связаны с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов МСУ. Это касается расходов на поддержку экономики, профилактику распространения коронавирусной инфекции и устранение его последствий. Данная мера продолжит действовать и в 2021 году (п. 4 ст. 7 Закона № 327-ФЗ).
Инициативное бюджетирование получит развитие в госпрограммах и методических документах
В 2020 году на федеральном уровне установлены обязательные требования к инициативным проектам, содержанию процедур их внесения жителями и рассмотрения властями (Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ). В 2021–2024 годах федеральные власти намерены дальше развивать инициативное бюджетирование в регионах и муниципалитетах. Эти планы закреплены в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Посмотрите в таблице 1, какие меры Минфин предусмотрел в качестве приоритетных.
Таблица 1. Приоритетные меры по развитию инициативного бюджетирования
Что планируется сделать |
Как мера повлияет на работу органов МСУ |
---|---|
Включить механизм инициативного бюджетирования в процедуру разработки и последующей реализации госпрограмм |
Чтобы участвовать в программах, софинансируемых из вышестоящих бюджетов, органам МСУ надо будет реализовывать практики инициативного бюджетирования по направлениям, предусмотренным этими госпрограммами |
Разработать методологическую основу реализации инициативных проектов в субъектах РФ и муниципальных образованиях |
Методические рекомендации помогут реализовать инициативные проекты |
Создать обучающие и информационные материалы о практиках инициативного бюджетирования. Обеспечить свободный доступ к ним |
Мера поможет муниципальным образованиям, в которых пока не реализуются проекты инициативного бюджетирования |
При разработке основных направлений бюджетно-налоговой политики муниципального образования предусмотрите мероприятия по развитию инициативного бюджетирования. Если в вашем муниципалитете уже есть опыт участия в инициативных проектах, отразите результаты их реализации в итогах бюджетно-налоговой политики. Например, количество этих проектов, суммы привлеченных средств, их структуру по направлениям использования. Если такого опыта нет, рекомендуем включить в план освоение данного механизма. Это даст вам возможность привлекать не только средства граждан, но и субсидии из вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения.
Рост ставки НДФЛ с доходов свыше 5 млн руб. не повлияет на местные бюджеты
С 2021 года изменится порядок налогообложения доходов физических лиц. Доход до 5 млн руб. в год будет по-прежнему облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов. При доходе свыше 5 млн руб. в год с суммы превышения физлицо должно будет платить налог по ставке 15 процентов.
Муниципалитеты почти ничего не получат в результате изменения шкалы налогообложения. Дополнительные поступления уйдут в основном в федеральный бюджет. Нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от НДФЛ в результате налогообложения по ставке 13 процентов останутся такими же, как в 2020 году. А для сумм, уплаченных физлицами по ставке 15 процентов, нормативы будут ниже (ст. 1 Закона № 327-ФЗ). Исключение законодатели сделали для сельских поселений, но там физлица с доходами свыше 5 млн руб. в год — большая редкость. Посмотрите нормативы в таблице 2.
Таблица 2. Нормативы зачисления НДФЛ в местные бюджеты
Тип муниципального образования |
Норматив зачисления НДФЛ, % |
|
---|---|---|
от налога, уплаченного
|
от налога, уплаченного
|
|
Городское поселение |
10 |
9 |
Сельское поселение |
2 |
2 |
Городской округ, городской округ с внутригородским делением |
15 |
13 |
Муниципальный район (на территории городского поселения) |
5 |
4 |
Муниципальный район (на территории сельского поселения) |
13 |
11 |
Муниципальный район (на межселенных территориях) |
15 |
13 |
На заметку: Органам МСУ запретили разглашать сведения, поступающие из налоговых органов
Режим налоговой тайны распространили на информацию о налогоплательщиках, которая поступает из ИФНС в органы МСУ для оценки налоговых расходов. Доступ к данным сведениям теперь имеют только должностные лица, определяемые руководителем органа МСУ. Они должны соблюдать требования к специальному режиму хранения данных сведений и доступа к ним. Эти чиновники несут ответственность за утрату документов, содержащих такие сведения, и за их разглашение. Новые правила предусмотрены в подпункте «б» пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ.