15 января вступят в силу поправки к КоАП. В кодексе будет предусмотрен новый состав правонарушения — оскорбление гражданина со стороны чиновника. Новые положения будут применимы в том числе к сотрудникам органов МСУ. Но это еще не все. Законодатели ужесточили санкции за оскорбление в СМИ. Также они вернули в КоАП ответственность за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. В статье рассмотрим основные изменения и предложим способы минимизировать риски для муниципалитета.
Зачем понадобилось менять статью с санкциями за оскорбление
Документ: Поправки к статье 5.61 КоАП предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2020 № 513-ФЗ
Законодательный механизм защиты чести и достоинства граждан от унижения существовал и раньше, но был неэффективным. В статье 5.61 КоАП «Оскорбление» был указан обязательный квалифицирующий признак данного деяния — неприличная форма. Но в реальности унижение чести и достоинства человека, особенно в СМИ, далеко не всегда выражается в неприличной форме. Небольшие суммы штрафов за оскорбление граждан нарушителей не пугали. А сама статья 5.61 КоАП не предусматривала особых мер ответственности для государственных и муниципальных чиновников. Между тем за последние годы было немало резонансных историй, когда должностные лица оскорбляли граждан.
Пример 1. В Свердловской области депутат думы одного из городских округов предложила отдавать детей из поселковых семей в интернат, чтобы не запускать бесплатный автобус до школы. Заявление депутата прозвучало в ходе заседания комитета по социальной политике представительного органа.
Ранее руководитель одного из департаментов в Свердловской области на встрече с гражданами заявила, что «государство не просило вас рожать детей». После скандала, вызванного этими словами, чиновница уволилась.
Аудио- и видеозаписи с неуважительными высказываниями чиновников в адрес граждан не раз попадали в интернет.
Пример 2. Летом 2019 года в Иркутской области чиновница обозвала «быдлом» и «бичами» жителей Тулуна, пострадавшего от наводнения. Скандальный аудиоролик появился в интернете и стал предметом широкого обсуждения, в том числе в федеральных СМИ. В результате чиновница уволилась.
В январе 2020 года Президент поручил рассмотреть вопрос об усилении мер ответственности за оскорбление граждан. В результате появился проект поправок к статье 5.61 КоАП.
Как теперь будут наказывать должностных лиц органов МСУ за оскорбление граждан
Оскорбление со стороны чиновника — теперь отдельный состав правонарушения. Наказание за него предусмотрено в частях 4 и 5 статьи 5.61 КоАП. Новые нормы можно будет применять в случаях, когда оскорбление гражданину нанесло лицо, замещающее государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий. Нарушителям грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до одного года. За повторное нарушение накажут строже — штрафом от 100 тыс. до 150 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок до двух лет.
Штрафовать будут за оскорбление не только в неприличной форме, как это было раньше. Наказать могут за высказывание в любой иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме. Новые штрафы будут выписывать в случаях, когда чиновник обидел одного человека или группу лиц, в том числе индивидуально неопределенную.
К публичным оскорблениям приравняли оскорбления в интернете
Теперь неважно, где именно появилось оскорбительное высказывание. Раньше по статье 5.61 КоАП можно было наказать только за обиду, нанесенную в публичном выступлении или в СМИ. Теперь к публичным оскорблениям приравняли оскорбления в интернете. То есть чиновника могут оштрафовать в том числе за хамские высказывания в любой соцсети.
Как изменились штрафы для иных должностных лиц
Штраф за оскорбление граждан для иных должностных лиц теперь составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для организаций — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Раньше должностное лицо за то же самое нарушение можно было оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Юридическое лицо — на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Как выросли штрафы за оскорбление в СМИ
Ужесточили ответственность за оскорбление в СМИ. Должностное лицо заплатит от 50 тыс. до 100 тыс. руб., организация — от 200 тыс. до 700 тыс. руб. Такие же штрафы предусмотрены за оскорбление нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных, и за публичное оскорбление в интернете.
Ранее за оскорбление в СМИ должностным лицам грозил штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., организациям — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Что грозит за распространение ложных сведений
10 тыс. руб. — новый максимальный размер штрафа, который могут наложить на гражданина за оскорбление чиновника
В КоАП вернули исключенную в 2012 году статью о клевете. Теперь санкция за это деяние предусмотрена в статье 5.61.1 КоАП. За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, будут наказывать только юридических лиц. Им грозит штраф в размере от 500 тыс. до 3 млн руб.
Как будут наказывать граждан за оскорбление чиновников
Штрафы для граждан, которые оскорбляют чиновников, выросли вдвое. Раньше за публичное оскорбление, в том числе через интернет, гражданина можно было оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Теперь нарушителя заставят заплатить от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Штраф за оскорбление чиновника стал больше не только для граждан, но и для должностных, а также для юридических лиц. Раньше должностное лицо могли оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Новый размер штрафа — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Юрлицу по старым правилам оскорбление могло обойтись в 100–500 тыс. руб. По новым могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 700 тыс. руб.
Почему могут возникнуть проблемы с реализацией закона
Есть вероятность, что новые положения КоАП будет сложно реализовать. Чтобы признать чиновника виновным, необходимо будет доказать сразу два обстоятельства.
Будет сложно доказать, что чиновник оскорбил гражданина при исполнении служебных полномочий
1. Чиновник оскорбил гражданина в связи с осуществлением своих служебных полномочий. Будет непросто разграничить личное и «служебное» оскорбление. Аудио- или видеозапись при общении муниципального служащего и гражданина законодательно по-прежнему не предусмотрена. Поэтому будет сложно доказать, что чиновник оскорбил человека при исполнении служебных полномочий.
2. Чиновник допустил высказывание в адрес другого лица либо группы лиц в неприличной или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме. Не всегда будет просто доказать, что слова чиновника действительно содержали оскорбление. В Госдуме обещали ко второму чтению разработать закрытый перечень форм оскорблений, чтобы исключить возможность неверного толкования. Но этот перечень в КоАП так и не включили.
Чтобы привлечь должностное лицо к ответственности за хамство в интернете, нужно доказать, что обиду нанес именно конкретный чиновник, а не кто-либо другой, прикрывающийся его именем. Возрастет риск «гражданского экстремизма», когда граждане будут пытаться отомстить неугодному им чиновнику, обвинив его в оскорблении, которого на самом деле не было. Поэтому, скорее всего, новая редакция статьи 5.61 КоАП начнет работать в полную силу только после того, как по ней сложится судебная практика.
Какие меры принять, чтобы снизить риски муниципалитета
Примите меры, которые снизят риск привлечения муниципальных служащих к ответственности по статье 5.61 КоАП.
Рекомендация: Укажите в положении о конкурсе на замещение муниципальной должности либо должности муниципальной службы, что обладание социальными навыками — один из критериев отбора
1. Разработайте специальный документ, например правила или кодекс депутатской этики, правила служебного поведения муниципальных служащих.
2. При приеме на муниципальную службу новых людей обращайте внимание на их социальные навыки и культуру общения. Определить уровень коммуникабельности кандидата помогут различные испытания, например деловые игры.
3. Направьте служащих на переподготовку или повышение квалификации по курсу «Работа с населением».
4. Минимизируйте личное общение с гражданами там, где оно не предусмотрено законом. Если гражданин представил письменное заявление, на которое по административному регламенту нужно ответить письменно, так и поступите. Не поручайте служащему звонить заявителю и встречаться с ним лично, если в этом нет необходимости.
5. Проводите прием населения в специально отведенных местах. Никаких разговоров на бегу в коридоре, чужом кабинете быть не должно. Разговоры на рабочем месте должны быть только по делу. Служащие должны обсуждать с посетителем только вопрос, с которым тот обратился.
6. Проинструктируйте служащих, как им действовать, если посетитель начнет вести себя агрессивно, выдвигать какие-либо обвинения. Необходимо быть максимально вежливым, сохранять спокойствие. Можно предупредить посетителя о том, что разговор будет записан, и включить диктофон. Он есть в любом мобильном устройстве. Тогда гражданину будет сложно обвинить служащего в ненадлежащем поведении, а уж тем более в оскорблении. При необходимости можно пригласить в кабинет свидетеля, который подтвердит, что чиновник был вежлив и вел себя корректно. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы умерить пыл недовольного гражданина.