Алексей Валерьевич, какие виды общественного транспорта есть в вашем городе?
— Екатеринбург обладает развитой сетью общественного транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, городская электричка, а также метрополитен.
Как вы оцениваете парк общественного транспорта Екатеринбурга?
— Удовлетворительно. Мы постоянно обновляем подвижной состав. В 2016–2018 годах при подготовке к чемпионату мира по футболу Екатеринбург приобрел 180 автобусов. В 2020 году — еще 57 автобусов на газомоторном топливе и 9 на дизельном. В 2021 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» мы планируем закупить еще 60 автобусов на газомоторном топливе: оно у нас в приоритете для улучшения экологии города. Рассматривается также вопрос обновления городского электротранспорта. В рамках действующих федеральных программ мы планируем закупить 25–30 троллейбусов.
Некоторые крупные города сейчас отказываются от троллейбусов. Например, так поступили в Москве. Там сохранили только исторические маршруты. Как вам кажется, троллейбусы — это перспективное направление?
— Достаточно перспективное. Троллейбус — это экологичный вид транспорта. Да, он привязан к верхней части контактной сети. Но зато он вместителен, издает мало шума и не загрязняет атмосферу выхлопными газами. Скорость его движения по выделенной полосе не уступает скорости движения личного автомобильного транспорта.
Насколько приоритетно развитие трамваев в городе?
— Сейчас протяженность трамвайных путей в Екатеринбурге составляет 180 км. Планируется запуск новой ветки в Верхнюю Пышму. А уже в конце 2021 года после поступления финансирования начнется первый этап строительства трамвайной ветки в Академический район. В перспективе планируем продлить трамвайную ветку на Широкую речку и в Мичуринский район. При строительстве ветки в Академический будет использована новая технология — бесшовные трамвайные рельсы. Мы ее уже применили на Макаровском мосту. За счет этой технологии трамваи ходят практически бесшумно. Кроме того, на этом отрезке ветки будут ходить новые трамваи. Их мы планируем приобрести к 2023 году.
В 2021 году в Екатеринбурге отказались от кондукторов и перешли на бесконтактную оплату проезда в автобусах. Как пассажиры реагируют на введение системы валидаторов?
— Люди постепенно привыкают к новой системе и уже оценили все ее преимущества. Каждый из автобусов оснащен тремя стационарными валидаторами — устройствами для самостоятельной бесконтактной оплаты проезда с помощью банковской карты или электронной карты города Екатеринбурга («Екарты»). Мы будем и дальше оснащать наземный общественный транспорт валидаторами.
Как пассажиры получают информацию о времени подачи транспорта?
— Для этих целей мы устанавливаем «умные» остановки. Они оснащены специальными панелями с информацией о том, когда приедет трамвай, автобус или троллейбус. Есть у «умных» остановок и другие полезные функции. Здесь можно посмотреть информацию о погоде, карту Екатеринбурга, зарядить свой гаджет. Работает система экстренного вызова службы 112. На всех таких остановочных комплексах ведется видеонаблюдение.
И много таких остановок в Екатеринбурге?
— Сейчас в городе 37 «умных» остановок, но до ноября установят еще 28. А до конца 2024 года мы планируем довести их количество до 100. Обычные остановки тоже немного «поумнеют». До 1 июля мы оборудуем их новыми табло.
Несколько лет назад все муниципальные транспортные предприятия города были объединены в одно — МУП «Гортранс». Как сейчас вы оцениваете это решение?
— Объединение было правильным решением. С точки зрения оптимизации труда и экономики единое предприятие — МУП «Гортранс» — имеет лучшие показатели, нежели отдельные самостоятельные предприятия, которые функционировали ранее.
На заметку:
Какая информация об общественном транспорте есть на официальном сайте Екатеринбурга
Информацию можно получить на вкладке «Транспорт» официального сайта города «Екатеринбург.рф». Здесь есть сведения:
- о маршрутах общественного транспорта;
- расписании автобусов и электричек;
- пробках и перекрытиях дорог из-за ремонтных работ;
- правилах пользования платными парковками.
Также на сайте в свободном доступе находятся карта перекрытий улиц, карта платных парковок, онлайн-табло аэропорта Кольцово, калькулятор стоимости проезда по тарифам, адреса точек продаж «Екарты». Можно принять участие в опросах о качестве услуг и об удовлетворенности организацией транспортного обслуживания в городе.
Городская администрация использует результаты опросов для улучшения ситуации. Все идеи и предложения горожан рассматриваются, многие из них проходят апробацию и внедряются.
Как вы решаете проблему парковок?
— Мы разработали проект «Парковочное пространство Екатеринбурга». Его реализация позволит нам упорядочить парковки на территории города, чтобы пешеходы, общественный транспорт и личные автомобили могли передвигаться более комфортно. В рамках проекта мы создали портал ek-parking.ru, разработали мобильное приложение «Парковки Екатеринбурга». На портале размещена вся информация о парковочном пространстве: карта парковок, инструкция по оплате их услуг через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн».
Кроме того, мы создали МБУ «Городская служба автопарковок». Это учреждение, в полномочия которого входит организация работы паркингов. Служба занимается обустройством парковочной инфраструктуры: обеспечивает работу системы оплаты, установку знаков платной парковки и информационных щитов. Также учреждение осуществляет контроль за соблюдением правил платных парковок, в том числе при помощи фото- и видеофиксации нарушений.
Сейчас у нас на платных парковках примерно 2,6 тыс. мест, а к 2023 году их будет уже 12 тыс. Автомобилисты понимают: если остановился на платном парковочном пространстве, надо заплатить. Цена вопроса — 30 руб. в час. Мы планируем расширить платное парковочное пространство в центре и упорядочить его.
Екатеринбург — третий город в стране по количеству автомобилей на тысячу человек: у вас этот показатель превышает 400 машин. Актуальна ли для города проблема пробок на дорогах?
— К сожалению, да. В норме коэффициент пропускной способности улиц должен быть не меньше 0,8. Этот уровень означает, что движение рабочее, все машины хоть как-то едут. Но в Екатеринбурге коэффициент в часы пик превышает 1,2–1,3. То есть объективно дороги не справляются с тем количеством транспорта, который по ним едет.
Кроме того, с апреля 2019 года в стране начал действовать новый ГОСТ. Он обязал дорожников вводить для пешеходов отдельные фазы. В Екатеринбурге 653 перекрестка со светофорным регулированием, и везде, где пересекаются пути машин и людей, теперь нужно разделять потоки.
Специалисты городского центра организации движения подсчитали: на каждом из перекрестков, где есть светофоры, которые раньше имели два цикла общей продолжительностью 90 секунд, нужно в те же 90 секунд встроить уже не два, а три цикла, чтобы сделать отдельную фазу для пешеходов. Из общего времени на их движение нужно выделить 20 секунд. В результате время проезда транспорта сокращается на эти 20 секунд.
Фазы по новому ГОСТу сегодня выделены на 241 перекрестке из 653. Активно разделять потоки мы стали с весны прошлого года. Но тогда это прошло незамеченным из-за самоизоляции. А в 2021-м дороги Екатеринбурга «покраснели» от 7-9-балльных пробок.
Сейчас требования ГОСТа смягчены. При интенсивности движения транспорта и пешеходов, не превышающей определенные значения, допускается их пересечение в одной фазе, но при условии установки дополнительной светофорной секции бело-лунного цвета. Мы стали активно устанавливать такие секции. В результате пропускная способность перекрестков значительно возросла.
Как боретесь с пробками на дорогах?
— Мы расширяем проезжую часть там, где это возможно. Но если на дороге остается узкий участок, пробка все равно возникнет. Кроме того, не все узкие улицы можно расширить. Например, в центральной части уральской столицы они уже не станут шире из-за компактной застройки. Нормативы, действовавшие во времена СССР, учитывали, что на 1 тыс. жителей приходится в среднем 150 машин, а сейчас их 420.
Быстро проблему пробок на дорогах не решить. В этом вопросе нужны стратегия на долгосрочную перспективу и комплексные меры. С точки зрения организации движения и светофорного регулирования мы делаем все возможное. Например, в 2020 году специалисты выполнили около 1 тыс. регулировок светофоров. Резервы увеличения пропускной способности за счет светофоров практически исчерпаны. Дальнейшая обстановка на дорогах будет зависеть от развития инфраструктуры общественного транспорта, обустройства выделенных полос и планировки дорог.
Одна из частых причин ДТП — плохое состояние дорожных покрытий. Как в Екатеринбурге обстоят дела с ремонтом дорог?
— За 2021 год мы планируем отремонтировать 45 участков дорог. Я лично контролирую ход выполнения работ и часто бываю на объектах. В основном подрядчики успевают завершить работы в срок. Если компания опаздывает, мы предъявляем ей претензию в связи с несоблюдением сроков выполнения работ.
На сегодняшний день закончены работы по ремонту Набережного переулка. Покрытие проезжей части площадью 1421 кв. м обновлено. Также отремонтировано восемь водопропускных труб и укреплены обочины.
Сейчас ремонтируем улицу Викулова. Здесь надо обновить покрытие проезжей части, а также тротуаров на участке протяженностью 560 м между улицами Татищева и Крауля. Сдать объект нужно к 1 августа. Скоро дорожные рабочие должны приступить к асфальтированию проезжей части. Также на участке меняют бордюрный камень, идет фрезерование.
Еще один объект — участок улицы Металлургов. Здесь предстоит обновить дорожное покрытие площадью 50 тыс. кв. м и тротуары, отремонтировать восемь водопропускных труб, а также укрепить обочины. Подрядчик обещает закончить работы к середине августа.
А вот реконструкция моста через реку Северку пока только в планах. Подрядчик приступил к подготовке проектной документации.
Выделяются ли отдельные полосы для общественного транспорта при реконструкции дорог?
— Да, там, где это возможно. Сейчас у нас есть 12 участков выделенки и 17 км выделенных полос для общественного транспорта. В 2021 году мы планируем увеличить этот показатель до 30–35 км выделенных полос.
В основном выделенки работают хорошо, особенно если речь идет о поездках из спальных микрорайонов. Например, из Академического района мы выделили правую полосу. Теперь люди на общественном транспорте добираются до центра быстрее, чем на своих авто. На общественном транспорте по выделенной полосе можно доехать за 40 минут, а на личном автомобиле — за 60–80 минут. Для этих же целей мы проводим в спальные районы трамвайные пути, а на светофорах в центре города ставим специальные датчики, которые дают преимущество общественному транспорту.
Замена личного транспорта общественным для большинства горожан — это наиболее действенная мера против пробок. В Европе люди отказываются от личного транспорта, в том числе по экологическим соображениям. Там его используют в основном по выходным, чтобы выехать на пикник, на свои приусадебные участки. Надеемся, что наши автомобилисты также будут делать выбор в пользу общественного транспорта. Это реально, только если он будет комфортным, а обслуживание пассажиров — качественным. Поэтому мы собираемся и дальше развивать и популяризировать общественный транспорт.