Приморский край. Градостроители, урбанисты и девелоперы - о перспективах проекта создания города-спутника в Приморье

Тип: статья

Как растут города

Создание нового города планируется в 30 километрах от Владивостока, рядом с ТОР "Надеждинская", на берегу Амурского залива. Одним из главных инструментов развития территории должна стать программа "Дальневосточный квартал", реализуемая Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Застройщики, проекты которых будут соответствовать критериям программы, комплексному подходу к развитию территории получат преференции резидентов территорий опережающего развития. Ожидается, что большая стройка станет новым этапом развития Владивостокской агломерации, которая включает в себя Владивосток и Надеждинский район, послужит отправной точкой новой градостроительной политики, создаст предпосылки образования города-миллионника, будет способствовать снижению цен на жилье. Всего до 2030 года в рамках программы планируется построить новый город с населением более 200 тыс. человек, с сопутствующей инфраструктурой.

"Развитие Владивостокской агломерации, крупнейшей в ДФО, является важнейшей стратегической задачей. Создание города Спутника станет масштабным проектом в Приморском крае, будет построено более 2 млн кв.м нового жилья, вблизи Владивостока появится комфортное пространство для жизни. Сейчас главное определить потенциал развития территории, привлечь экспертное сообщество, жителей, инвесторов для формирования современного качества жизни", — прокомментировал первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Он также отметил, что в градостроительной сфере создание Спутника станет самым масштабным проектом в истории Дальнего Востока и крупнейшим в России за последние годы после Новой Москвы. Ожидается, что инвестиции в проект составят более чем 150 млрд рублей.

Архитектор-градостроитель, федеральный эксперт в области развития городов и агломераций Илья Заливухин напоминает, что города являются следствием экономической активности территорий. Они возникают там, где формируется производственная, научная база или пролегают торговые маршруты. Так, например, вместе с научными институтами рос знаменитый город-спутник Москвы Зеленоград. "Как и в случае Зеленограда одна из главных задач спутника Владивостока — организовать действительно комфортное расселение людей в самостоятельном городе, но в непосредственной близости от краевого центра, обеспечив их рабочими местами и необходимой инфраструктурой", — считает эксперт.

Ожидается, что будущий город получит все преимущества, которые предусматривает программа "Дальневосточный квартал". Это архитектурный стиль фасадов, часть квартир с отделкой, уютные дворы, школы и поликлиники в шаговой доступности, благоустроенные квартальные скверы. Квартальная застройка предполагает деление на частную территорию внутри квартала и общественную территорию — сетку улиц, парков и проспектов. При этом застройка, по мнению урбаниста,  должна быть разноэтажной и разной типологии, в зависимости от экономических активностей на территории и другой специфики. Это может быть и среднеэтажная застройка девятиэтажными домами, и малоэтажная застройка в 3-4 этажа, и индивидуальный жилой сектор, то есть коттеджи, и высотные акценты.

Цена "квадрата"

Сегодня один из главных вопросов в реализации проекта создания города-спутника — кто поедет жить в новые жилые кварталы.

По мнению генерального директора фонда "Институт экономики города" Александра Пузанова (его цитирует ТАСС), комплексное строительство городов в экономически перспективных зонах отражает тенденцию к урбанизации и концентрации населения в развивающихся районах. При этом создание нового города само по себе должно подкрепляться соответствующими условиями.

Предполагается, что в случае с городом-спутником Владивостока проект может заинтересовать сотрудников предприятий ТОР "Надеждинская", в которой, по данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, уже реализуется 71 инвестиционный проект. Всего, благодаря преференциальным  режимам ТОР и Свободного порта Владивосток, до 2030 года в Приморском крае появится более 100 тысяч новых рабочих мест.

Но главная категория, по мнению экспертов, это жители прилегающих территорий, которым важна цена квадратного метра. Правительством региона в 2020 году был проведён опрос: приморцев спрашивали, готовы ли они переехать за пределы действующих административных границ Владивостока. И больше половины респондентов ответили утвердительно. Как выяснилось, главные критерии для большинства — качество жизни и цена квадратного метра, ради этого они согласны даже потратить лишнее время на дорогу. А в городе спутнике предполагается стоимость "квадрата" до  10% ниже рыночной.

Среди потенциальных покупателей риелторы выделяют такие категории, как семьи из глубинки, которые захотят перебраться ближе к краевому центру, любителей загородной жизни и мобильную прогрессивную молодежь. Плюс в рамках программы планируется строительство социального жилья, а это большая целевая аудитория.

"Но, чтобы притянуть население, город должен быть построен качественно. Соответственно, стоит задача добиться цены ниже рынка при достойном и даже лучшем качестве объектов жилья и другой недвижимости, чем на соседних территориях. Расходы на инфраструктуру не должны закладываться в конечную стоимость квадратного метра", — говорит Илья Заливухин.

Интеграция в развитие

Эксперты подчёркивают, что спутник не должен стать "гетто" ни для бедных, ни для богатых. Нужна качественная застройка разной типологии, рассчитанная на жителей разного достатка. И тех, кто хочет жить в уютном доме класса стандарт, и тех, кто хочет любоваться видами на залив из окна собственной квартиры: "Всё это можно успешно реализовать, причём с разными наборами площадей. То есть равноправные люди будут жить в современном городе спутнике исходя из своих разных возможностей, объединённые единой социальной инфраструктурой. Таким и должен быть хороший современный город", — уверен Заливухин.

Конечно, градостроители должны учитывать и грамотно использовать положительные тенденции развития территории, где уже реализуют проекты федеральные и региональные девелоперы. Например, компания "DNS Девелопмент" намерена построить в Надеждинском районе "ДНС-сити" на 20 тысяч человек, строительно-инвестиционная корпорация "Девелопмент-Юг" реализует проект по соседству. В совокупности этим двум компаниям принадлежат почти 200 га земли.

"Создание "Большого Владивостока" обсуждается с 1990-х годов. В 2014 году было подписано соглашение между четырьмя муниципальными образованиями о создании Владивостокской агломерации. В неё вошли Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. Реального развития мы пока не увидели. Но сегодня идея о городе-спутнике может запустить акселерацию этого процесса. Тем более, Надеждинский район — подходящая площадка, где дела с инфраструктурой и энергоэффективностью обстоят лучше, чем на других территориях", — добавил директор группы компаний "DNS Девелопмент" Константин Богданенко.

Илья Заливухин согласен, что планы министерства требуют масштабного подхода, необходимо найти механизмы, через которые можно будет стимулировать и регулировать застройку на всей территории: "Невозможно создать город-сад в отрыве от соседних проектов застройки. Нужна единая стратегия развития, прежде всего, социальной, экономической и транспортной инфраструктуры всей этой территории, включая существующие проекты девелопмента, чтобы интегрировать их в развитие, избежав перекосов. Вся система должна работать как единый организм, коим и является город. Ведь нельзя качать одну руку, пока другая атрофируется».

Полицентрический рост

Говоря о северной стратегии развития Владивостокской агломерации, многие эксперты поддерживают идею полицентрического роста городов. То есть создание полноценных подцентров, у каждого из которых своё предназначение и свои особенности при единой инженерной, транспортной и другой инфраструктуре: "Где-то это может быть научный кластер, где-то производственный, исторический центр или природный заповедник. Главное, чтобы город не расползался окраинами — возвращаясь к аналогии с организмом — превращаясь в какое-то бесформенное тело".

Илья Заливухин считает, что для полицентрического развития город с населением порядка 600 тысяч человек (именно столько проживает сегодня во Владивостоке) должен иметь 2-3 таких подцентра, включая остров Русский и другие. "Если населения больше 200 тысяч, уже можно говорить об агломерации". У миллионника их должно быть 4-5.

"Если всё сделать правильно, профинансировать в нужных объёмах, продумать и реализовать стратегию развития территории и, конечно, вложиться в инфраструктуру, проект может быть успешно реализован. Но, повторюсь, это сложная комплексная задача, которая требует стратегического планирования, четкого финансирования и, что важно, этапности. Каждый этап в развитии территории должен быть самостоятельным и проводиться по принципу подобия, точно это отдельный мини-город. Сначала развивается центр, а потом всё, что его окружает", — говорит эксперт. Важно, чтобы в этом процессе, начиная от разработки мастер-плана, принимали участие жители края, девелоперы и органы власти.

ИА PrimaMedia