Цифровые сервисы в городе: опыт Иннополиса

Тип: статья

Городу Иннополису в Республике Татарстан недавно исполнилось шесть лет. Его инфраструктура, экономика, сферы транспорта и образования, городские сервисы созданы с применением высоких технологий. Администрация Иннополиса позиционирует себя как сервисную компанию для горожан. Ее задача в том, чтобы все сервисы функционировали исправно и развивались путем внедрения разработок, основанных на предложениях жителей.

Как Иннополис стал тестовой площадкой для новых технологий

Компаниям было удобно тестировать новые технологии на территории Иннополиса. Здесь они имеют возможность обратиться к высококвалифицированным ИТ-специалистам и запустить электронные городские сервисы под их контролем. Кроме того, большинство жителей города — молодые и продвинутые. Они могут дать отличную обратную связь, подсказать, как доработать тот или иной проект. Так Иннополис стал площадкой для тестирования новых технологий и внедрения электронных сервисов в городское пространство. Все свои предложения жители излагают в городских чатах. Таких чатов более 200. Заявки анализируются, и по итогам анализа предложения горожан внедряются. Например, по просьбе жителей городские власти разместили на территории Иннополиса контейнеры для раздельного сбора вторсырья.

Что привлекает в город молодежь

В Иннополисе создана комфортная городская среда с доступным жильем. В жилом фонде преобладает арендное жилье. Это 22 многоквартирных дома. Общая площадь арендного жилья составляет 83 тыс. кв. м. Оно помогает привлекать в город молодые семьи. Молодой специалист может снять квартиру по субсидированной арендной ставке для постоянного проживания или на время стажировки, реализации проектов в ИТ-cфере. Квартиры сдаются по очень привлекательным ценам:

  • 9 тыс. руб. за однокомнатную квартиру;
  • 13 тыс. руб. за двухкомнатную квартиру;
  • 17 тыс. руб. за трехкомнатную квартиру.

Многие работодатели в городе оплачивают аренду за своих сотрудников. Квартиры полностью меблированы и оснащены техникой. Арендаторам требуется приобрести за свой счет только постельные принадлежности.

Молодых специалистов привлекает и развитая социальная инфраструктура. На 1133 ребенка в Иннополисе 2 детских сада и средняя школа на 462 ученика. В городе есть ИТ-лицей, где обучаются 156 детей, одаренных в области физики, математики и информатики. Там ребята не только учатся, но и живут. Также в городе создан спортивный комплекс с футбольным полем, волейбольной и баскетбольной площадками, бассейном и теннисным кортом. Есть культурно-досуговый центр.

На заметку:

Краткая справка об Иннополисе

Иннополис — самый «молодой» город России. Средний возраст его жителей — 31 год. В городе постоянно проживают более 3,9 тыс. человек, а ежедневно в нем находятся свыше 5,3 тыс. Здесь функционирует первый в России ИТ-вуз. В университете обучаются 882 студента из 44 стран.

В Иннополисе создана особая экономическая зона — центр деловой активности с преференциями и налоговыми льготами для ИТ-компаний. В ОЭЗ работает больше 240 компаний. В них создано свыше 4 тыс. рабочих мест. В числе основных направлений — разработки в сфере искусственного интеллекта, информационной безопасности, индустрии 4.0, медицинских и финансовых технологий. В городе находятся два технопарка.

Чем оснащены умные дома в Иннополисе

При строительстве многих домом Иннополиса использованы последние технологические достижения.

Автоматизированная система теплоснабжения

На заметку:

Ведется также строительство роботизированной гостиницы и двух новых зданий технопарка

В домах Иннополиса полностью автоматизированы системы отопления и горячего водоснабжения. Реализовано типовое техническое решение, основанное на комплексном использовании тепловой автоматики по принципу «от подвала до квартиры». Горожане могут самостоятельно управлять микроклиматом в своих квартирах, регулировать теплопотребление. Такая система позволяет экономить на оплате коммунальных услуг. Кроме того, в домах города реализована система дистанционного съема показаний приборов учета.

В технических помещениях для распределения теплоносителя по подъездным этажным коллекторам установлены автоматические регуляторы перепада давления. За соблюдением температурного режима в системах отопления и горячего водоснабжения следит погодозависимая автоматика.

На заметку:

Благодаря типовому решению удалось сократить сроки проектирования жилья и затраты на его эксплуатацию

Все отопительные радиаторы в квартирах оснащены автоматическими радиаторными терморегуляторами. Эти приборы позволяют устанавливать в каждой комнате индивидуальный температурный режим и автоматически поддерживать его. Потребление теплоносителя в зданиях с автоматизированной системой отопления и поквартирным учетом тепла на 25–35 процентов ниже, чем в многоквартирном жилом фонде в среднем по России. Это дает жильцам значительную экономию на оплате коммунальных услуг и уменьшает нагрузку на генерирующие мощности. Одна и та же котельная или ТЭЦ может обеспечивать потребности жилого фонда в 1,5–2 раза большего объема, снижаются нагрузка на тепловые сети и расход топлива.

Аналогичные решения реализованы в системах теплоснабжения зданий медицинского центра, школы, детских садов, университета и др. Везде стоят индивидуальные тепловые пункты и терморегуляторы.

Умные домофоны

В умных домофонах используется технология распознавания лиц и видеоаналитики. Житель дома может открыть дверь в свой подъезд с помощью специального приложения. Вместо ключа можно использовать биометрический сканер. Кроме того, благодаря внедрению умных домофонов удалось увеличить площадь дворовых территорий, находящихся под наблюдением.

Интернет вещей

К интернету вещей в Иннополисе подключены 16 домов. Интернет вещей объединяет все устройства в квартире в одну компьютерную сеть. Он позволяет собирать, анализировать, обрабатывать данные и передавать их с одного устройства на другое. В Иннополисе развернуты две сети интернета вещей. Они помогают улучшать работу городских сервисов — управления системами безопасности и мониторинга окружающей среды, организации парковочного пространства, учета использования коммунальной техники, организации безопасного дорожного движения, управления уличным освещением.

На заметку:

Как рассчитывается показатель эффективности работы мэрии Иннополиса

Ключевой показатель эффективности работы мэрии Иннополиса — индекс счастья. Методику расчета этого показателя разработал ВЦИОМ. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от −100 до 100. Чем выше индекс, тем более счастливыми ощущают себя россияне. В Иннополисе несколько раз в год проводят похожие опросы местных жителей. Методику ВЦИОМ доработали: взяли из нее часть вопросов и дополнили опросник своими. За каждый ответ начисляются баллы, которые потом суммируются. Опрос анонимный, поэтому респонденты отвечают честно. По данным опросов, проведенных в 2021 году, в среднем по стране уровень счастья достигает 64 пунктов. В Иннополисе аналогичный показатель — 77.

Какие преимущества имеет беспилотный транспорт

В 2018 году в Иннополисе появилось беспилотное такси. Поездки проходят в автономном режиме: водителя за рулем нет, но на соседнем сиденье всегда находится инженер-испытатель. Машину можно вызвать через мобильное приложение. Сейчас по городу ездят семь таких автомобилей. На сегодняшний день жители совершили уже более 20 тыс. поездок. У университета также есть проекты, в которых он использует свои беспилотные автомобили — грузовые и легковые.

Скорость беспилотника в Иннополисе не превышает 50 км/ч. Тем не менее у беспилотников немало преимуществ. Они намного безопаснее автомобилей, управляемых человеком. Массовое внедрение этого изобретения позволит снизить на 90 процентов число ДТП, сэкономить время водителей и сократить количество транспортных средств. Беспилотники не испытывают трудностей при проезде перекрестков и поворотов — мест, где чаще всего случаются аварии. По статистике, каждый владелец городского автомобиля в среднем использует свое транспортное средство только 10 процентов времени. Остальные 90 процентов времени автомобиль простаивает, занимая городское пространство. Беспилотник же за неделю проезжает годовую норму среднестатистического водителя. На территории города тестируются и летательные беспилотники, для которых еще не принята правовая база.

Как в городе используют дрон и роботов

На заметку:

В планах использовать дроны для распознавания транспорта, припаркованного в запрещенных местах, и для пресечения других нарушений ПДД

Контролировать состояние зеленых насаждений в городе и снегоуборочные работы зимой помогает дрон. Службы города используют его для мониторинга городской среды и строительства новых зданий, контроля состояния пожароопасных объектов.

Шестиколесный робот — доставщик еды работает в сети общественного питания. Сотрудники кафе и ресторанов загружают еду и указывают адреса, по которым робот сам развозит заказы. Заказчику достаточно спуститься ко входу в подъезд, в личном кабинете приложения нажать кнопку «Открыть замок», приподнять переднюю панель робота и забрать еду. На зиму колесную базу робота меняют на гусеничную, чтобы ему было проще передвигаться по городу. Следить за перемещениями робота можно на карте в специальном приложении.

Сначала люди останавливались и с удивлением следили за передвижением робота, фотографировали его. Но со временем привыкли и практически перестали его замечать. Теперь робот не удивляет даже детей и собак, прогуливающихся по улицам города.

Как городские власти поддерживают обратную связь с населением через консьерж-сервис

В городе круглосуточно работает консьерж-сервис. Это служба заботы о жителях и гостях города. Ее сотрудники отвечают на вопросы по телефону и в чат-ботах в Telegram. В день операторы консьерж-сервиса обрабатывают до 400 обращений. Ни один вопрос не остается без внимания. Например, люди пишут, что ходят в парк со своими мангалами, — администрация города принимает решение обустроить зону барбекю с общими мангалами, казаном и беседкой. Если горожане жалуются, что негде выгуливать собак, администрация решает организовать отдельную площадку. Если нужен пешеходный переход, то после обсуждения в чате он будет сделан там, где удобно жителям.

На заметку:

Бот Инна знает два языка: русский и английский

Также в мэрии есть виртуальная сотрудница — Инна. Это бот, который отвечает на общие вопросы о городе по телефону и в Telegram. Например, Инна может объяснить, как записаться к врачу в поликлинику или на прием к мэру города. Может отправить пользователю сервиса расписание общественного транспорта.

Какие сервисы сейчас тестируются в городе

Сейчас в Иннополисе тестируется мобильная сеть пятого поколения — 5G. Совместно с университетом местная администрация разрабатывает 4D-модель города. Это его цифровой двойник — карта с детализированным рельефом и сохраненными пропорциями зданий. Четвертое измерение на ней — время. На 4D-модели можно увидеть, как меняется город и что его ждет по генплану. Она поможет органам власти планировать дальнейшее развитие Иннополиса.

Альбина Хуснутдинова, руководитель консьерж-сервиса города Иннополиса