Какие факторы повлияют на муниципальные финансы в 2022 году

Тип: статья

В 2022 году органы МСУ cмогут получить межбюджетные трансферты в рамках реализации регионами инфраструктурных проектов. Также в следующем году вернутся ограничения, действие которых было приостановлено в связи с пандемией. Существенно изменятся правила распределения иных межбюджетных трансфертов. Читайте в статье, как эти факторы повлияют на местные бюджеты в 2022 году.

Органам МСУ выделят трансферты в рамках реализации инфраструктурных проектов

С 2022 года Минфин будет вправе предоставлять регионам бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Регионы будут получать кредиты на срок не менее 15 лет по ставке не более 3 процентов годовых.

Документ: Изменения внесены в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 28.06.2021 № 228-ФЗ

У органов местной власти будет возможность участвовать в использовании данных средств. Это предусмотрено в Правилах отбора инфраструктурных проектов (утв. постановлением Правительства от 14.07.2021 № 1189). При этом региональные власти будут не кредитовать органы МСУ, а предоставлять им средства кредитов в форме межбюджетных трансфертов целевого характера.

Ниже вы увидите два перечня. В первом посмотрите, на какие нужды органы МСУ смогут использовать средства, полученные от региона. Во втором — разрешенные формы использования этих средств. Второй перечень — закрытый. Поэтому использовать средства в иных формах органам МСУ запрещено.

При выделении регионам инфраструктурных кредитов будет учитываться возможная отдача от их использования для консолидированного бюджета региона. В расчет будут приниматься в том числе будущие налоговые и неналоговые доходы местного бюджета, в первую очередь от НДФЛ. Поэтому больше шансов получить средства будет у муниципальных образований, на территории которых есть потенциал для наращивания доходов. Рекомендуем проанализировать его совместно с региональными властями.

Условия выделения органам МСУ средств инфраструктурных кредитов

 
На какие нужды можно будет использовать средства инфраструктурных кредитов
  1. Финансирование расходов, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, перевооружением, капитальным ремонтом объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктуры, а также инфраструктуры индустриальных парков, особых экономических зон, ТОСЭР, инновационных научно-технологических центров; инфраструктуры, которая используется при создании и эксплуатации объектов недвижимости жилищного фонда.
  2. Приобретение трамваев, троллейбусов, автобусов и иных объектов подвижного состава городского транспорта.
  3. Финансирование присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
В каких формах разрешено использовать средства инфраструктурных кредитов
  1. Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
  2. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности.
  3. Финансирование муниципального участия в проектах, реализуемых в рамках концессионных соглашений и соглашений о муниципально-частном партнерстве.
  4. Уплата лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подвижного состава городского транспорта общего пользования, предусматривающему переход подвижного состава в собственность лизингополучателя.

Снова нужно будет соблюдать ограничения, действие которых было приостановлено

В 2020–2021 годах для муниципальных образований было приостановлено действие ограничений по объемам дефицита местного бюджета и муниципального долга. К муниципальным образованиям, у которых уровень дотационности бюджетов превышает 20 процентов, не применяли ограничения, связанные с условиями финансирования расходов (Федеральный закон от 15.10.2020 № 327-ФЗ).

Упрощенные условия исполнения местных бюджетов были введены в том числе из-за пандемии и необходимости реализации мер по борьбе с ней. С 2022 года эти условия уже не будут действовать. Муниципалитеты вернутся к стандартным процедурам и требованиям при составлении и исполнении местных бюджетов.

Снова будет необходимо соблюдать ограничения по объемам дефицита местного бюджета и муниципального долга с учетом дотационности. В обычных муниципалитетах муниципальный долг не должен превышать величину бюджетных доходов за вычетом межбюджетных трансфертов. Для остродотационных муниципальных образований ограничения другие. Долг не должен превышать половину суммы доходов. Максимальный дефицит местного бюджета — 10 процентов от объема его доходов без учета межбюджетных трансфертов. Для остродотационных муниципалитетов — 5 процентов.

Кроме того, ограничения затронут объемы резервных фондов. Как и до 2020 года, их размер не должен будет превышать 3 процента от общего объема расходов. Вернутся и ограничения для муниципальных образований, у которых доля дотаций превышает 20 процентов доходов местного бюджета. Они снова будут не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов МСУ.

Регионы начнут распределять иные межбюджетные трансферты по новым правилам

С 2022 года существенно изменится порядок распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями (Федеральный закон от 01.07.2021 № 246-ФЗ). Станет обязательным распределение этих средств в законе о бюджете субъекта РФ или ином документе, который должен быть принят до 15 февраля.

На заметку: Срок действия соглашений должен быть не меньше срока, на который регион выделяет субсидии

С 1 января начнут действовать требования к срокам заключения соглашений между региональными и местными властями при предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Такие соглашения нужно будет заключить до 15 февраля очередного финансового года. Исключение — соглашения о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на которые предусмотрены законом о поправках к бюджету субъекта РФ. Такие соглашения регион должен будет заключать не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу этого закона.

Эти изменения повлияют на доходы местных бюджетов, формируемые за счет межбюджетных трансфертов. Благодаря единым срокам заключения соглашений муниципалитеты начнут раньше получать трансферты и успеют освоить их до конца года.

Вырастет роль инициативного бюджетирования

В 2022 году планируется дальнейшее развитие института государственных программ и проектных принципов управления. Это закреплено в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», утвержденных Минфином. Это означает, что большие объемы средств будут распределяться между муниципалитетами в рамках национальных и федеральных проектов. Чтобы получить часть этих средств, органам МСУ нужно встраиваться в данные проекты. Также старайтесь участвовать в региональных проектах, реализуемых в рамках федеральной политики.

Рекомендация: Используйте данные бюджета для граждан при обсуждении с жителями перспектив реализации инициативных проектов на сходах, собраниях и конференциях

Механизм инициативного бюджетирования будет включен в процедуру разработки и реализации отдельных государственных программ. Чтобы участвовать в программах, софинансируемых из вышестоящих бюджетов, реализуйте инициативное бюджетирование по направлениям, предусмотренным этими госпрограммами. При разработке основных направлений бюджетно-налоговой политики муниципального образования предусмотрите мероприятия по развитию инициативного бюджетирования на ближайший год или среднесрочную перспективу. Результаты реализации проектов отражайте также в итогах бюджетно-налоговой политики. Например, нужно отразить количество реализованных проектов, суммы привлеченных средств, их структуру по направлениям привлечения и использования.

Дополните открытые бюджеты доступной и понятной информацией об инициативном бюджетировании. В состав такой информации включите сведения:

  • о процедуре и механизмах реализации инициативного бюджетирования;
  • формах участия граждан в инициативном бюджетировании;
  • количестве реализованных ранее инициативных проектов;
  • финансовом и ином обеспечении реализации инициативных проектов;
  • количестве граждан, принявших участие в процедурах выдвижения, отбора и реализации инициативных проектов.

Чтобы предоставлять гражданам качественную информацию об инициативном бюджетировании в доступной форме, воспользуйтесь опытом других муниципалитетов и регионов. Например, в образце ниже — пошаговый алгоритм участия граждан в инициативном бюджетировании. Его использовали власти Пермского края.

Процесс и результаты инициативного бюджетирования в доступной для граждан форме: (фото)

Вера Левина, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д. э. н.