— Марина Валентиновна, какие достоинства вашего проекта отметила конкурсная комиссия?
Конкурсная комиссия обратила внимание на две необычные зоны: «Белый бульвар» и «Нескучный сквер», а также уникальный объект — скамейку длиной 200 м. Минстрой отметил значительную заслугу в победе жителей столицы БАМа. Они приняли активное участие во флешмобе #городаменяютсядлянас. Горожане сняли более 200 видеороликов о проекте.
— Кому принадлежит идея построить «БАМовский Арбат» в центре города?
Это общая идея органов власти и общественности. В центральной части города нам не хватало благоустроенной пешеходной зоны. В администрацию поступало много обращений граждан с просьбами благоустроить общественное пространство в центре. Разработать архитектурную концепцию Московского бульвара и прилегающих к нему территорий по результатам торгов нам помогли специалисты московского архитектурного бюро «8 линий». Но не только «БАМовский Арбат», но и весь город проектировали москвичи. Поэтому у нас есть свои Сокольники и главная улица — Красная Пресня, а теперь еще и Арбат. Есть даже такая песня: «Тында — крайняя точка Москвы».
— Какова площадь благоустроенной территории и в какие сроки был реализован проект?
Общая площадь благоустраиваемой территории составила более 10 тыс. кв. м. Реализовывать проект мы начали в мае 2021 года. А уже в ноябре 2021-го работы по благоустройству территории были завершены.
— Как удалось реализовать такой масштабный проект всего за семь месяцев в сложных климатических условиях?
Климатические условия у нас действительно сложные. Зима длится девять месяцев в году. Но были и другие препятствия, с которыми мы успешно справились.
Реализация проекта должна была стартовать еще в августе 2020 года. Но из-за недобросовестного подрядчика, который изначально должен был заниматься разработкой проектно-сметной документации, строительные работы тогда не начались. Подрядчика внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Позднее разработкой проектно-сметной документации по благоустройству общественной территории занялась компания из города Алдана. По результатам аукциона подрядчиком по благоустройству «БАМовского Арбата» стала местная компания.
Сжатые сроки реализации не отразились на качестве работ. При благоустройстве территории использовались только лучшие материалы. Тротуарную плитку и эксклюзивные малые архитектурные формы вагонами везли из Москвы.
— «БАМовский Арбат» разделен на несколько зон. С какой целью это сделано? Какие работы выполнены в каждой зоне?
Функциональное зонирование позволило сделать территорию интересной для разных категорий местных жителей и гостей города.
Первая зона — «Зеленый сквер». Это зона с активным озеленением. Здесь установлен памятник строителям БАМа, есть детская площадка и площадка для выгула собак.
Вторая зона — «Торговая линия». Это улица, на которой разместились торговые центры, а летом появятся заведения общепита и сувенирные лавки. На сегодняшний день мы уже разыграли места для нестационарных торговых точек, утвердили их внешний вид.
Третья зона — «Белый бульвар». В ней расположены игровые площадки и места для воркаута. Она больше подходит для тех, кто любит активный отдых.
Четвертая зона — «Нескучный сквер». Здесь мы установили многофункциональный павильон с качелями, навес с выставочными пространствами, сцену для уличных концертов.
На «БАМовском Арбате» много малых архитектурных форм. Три из них выполнены по индивидуальному заказу: пергола, павильон и скамья «Волна» длиной 200 м. Это самая длинная скамья в России. Всего на территории подрядчик положил более 9 тыс. кв. м тротуарной плитки, установил шесть детских площадок и спортивные тренажеры. Территорию оборудовали пандусами для маломобильных горожан.
— Во сколько обошлась реализация проекта? Из каких источников ее профинансировали?
Общие расходы на реализацию проекта составили более 150 млн руб. В том числе 70 млн руб. — из федерального бюджета, 52 млн руб. — из областного, 1,1 млн руб. — из местного. Частные инвестиции составили 30 млн руб.
— Во сколько обойдется содержание благоустроенной территории?
По нашим оценкам, эксплуатационные расходы составят 3,7 млн руб. в год.
— Как отнеслись жители Тынды к появлению в городе нового общественного пространства?
Людям «БАМовский Арбат» очень нравится. Это место уже стало популярным среди населения всех возрастных групп: детей младшего дошкольного возраста, ребят постарше, подростков, взрослых. За счет функционального зонирования территории их одновременное пребывание в центре города не вызывает ни у кого дискомфорта. Это место подходит для любителей как тихого, так и активного отдыха.
— Удалось ли достичь ожидаемого эффекта от реализации проекта?
Да. После благоустройства посещаемость территории заметно выросла. Даже зимой здесь бывает до 1500 человек в день. Нам удалось создать 19 новых рабочих мест в зимний период. Летом за счет открытия новых нестационарных объектов планируется трудоустроить еще 30 человек. Повысилась инвестиционная привлекательность территории.
— Привлекали ли к разработке проекта население? Если да, то в каких формах взаимодействовали с жителями на этой стадии?
Проект разработан с учетом мнения горожан. Исследование общественного мнения и вовлечение граждан мы проводили в шесть этапов.
1. Выбор территории путем голосования.
2. Социологическое исследование.
3. Воркшоп.
4. Экспертная прогулка.
5. Работа с волонтерами.
6. Презентация результатов.
— Каковы цели социологического исследования?
В ходе социологического исследования мы выявляли городскую идентичность, изучали структуру досуга горожан. Также определили проблематику использования территории. Выяснили ожидания жителей и собрали их предложения по благоустройству территории.
— Для чего нужен был воркшоп и как его проводили?
Воркшоп помог сформировать набор функций территорий — планируемой к благоустройству и прилегающих к ней. На мероприятие пришли более 60 человек. Они участвовали в процессе определения функций и объектов территории проектирования.
Больше всего участникам воркшопа понравились архитектурные решения, доступные для круглогодичного использования. Например, крытые отапливаемые павильоны, освещение с интерактивными элементами, световые арки, пространства для отдыха с лавочками, беседки, зеленые зоны, горки для катания, детские площадки по возрастам, площадки для выгула собак, яркие малые архитектурные формы.
В ходе воркшопа также обсуждались проблемы и пути их решения. Например, существовала проблема обилия наружной рекламы, отсутствия единства дизайна при ее размещении и идентичности места. Участники воркшопа предложили связать архитектурные решения с историей места, ввести единый дизайн-код города.
Для решения проблемы отсутствия мест отдыха были высказаны другие предложения. Например, создать удобные пространства для отдыха с учетом климатических особенностей: беседки, навесы, отапливаемые павильоны различного функционального назначения.
— Экспертная прогулка — это способ взаимодействия с жителями, который сегодня набирает популярность. Расскажите, как проводили ее и какие результаты получили.
Экспертная прогулка по территории проектирования состоялась после воркшопа. Ее провели городской активист Алексей, который увлекается изучением принципов комфортной среды и урбанистики, а также привлеченные со стороны социологи. Цель прогулки — взглянуть на территорию глазами жителя города Тынды. Такой способ взаимодействия помогает получить более достоверную информацию о территории. Мы смогли проанализировать альтернативные взгляды на функции территории, а также детальнее изучить плюсы и минусы выделенных участков для проектирования.
Проанализировав выбранную для участия в конкурсе территорию, Алексей построил схемы, которые учитывали его видение, и опубликовал их в социальных сетях. На схемах он указал, где считает нужным расширить пешеходную зону. При создании дизайн-проекта он призвал учитывать «линии желания» — те пешеходные пути, которые уже есть.
— Чем смогли помочь волонтеры на этапе разработки проекта?
Волонтеры — это ресурс, про который некоторые мэры забывают и не используют его при разработке проектов. Наши добровольцы смогли обеспечить нас фотоматериалами территории проекта и помогли с обработкой информации, полученной от горожан. Волонтеры помогают нам не только с благоустройством. Они обеспечивают пожилых горожан продуктами и медикаментами в период пандемии.
— Какие меры вы приняли в связи с распространением коронавирусной инфекции?
У нас работают прививочные пункты. Горожан старше 60 лет прививает на дому выездная бригада. На транспортных узлах мы проводим термометрию пассажиров. Посещение кредитных и микрофинансовых организаций у нас разрешено только при наличии QR-кода, сертификата о вакцинации или ПЦР-теста.
В 2021 году пострадавший малый бизнес получил около 12 млн руб. субсидий. В следующем году предпринимателям также будет оказана помощь.
— На самом видном месте главной страницы официального сайта города размещен прямой телефон мэра Тынды. Насколько оправданна такая форма взаимодействия с населением? Какие еще формы обратной связи используете?
Не только прямой, но и мобильный телефон мэра знает почти весь город. Такая связь с горожанами позволяет мне оперативно реагировать на их обращения. Люди сообщают о разных проблемах: кого-то незаконно переселили, у кого-то завелись крысы. Всю информацию, поступающую от граждан, мы проверяем. Если действительно есть нарушения — реагируем.
Мой аккаунт в Instagram — тоже хорошо известный способ оперативного решения проблем моих земляков. Утро у меня начинается в 6:00 с просмотра сообщений и ответов на вопросы горожан. Еженедельно по субботам я в прямом эфире отчитываюсь перед населением о работе за неделю, рассказываю о проблемах и путях их решения.