Инициативное бюджетирование: типичные ошибки муниципалитетов

Тип: статья

Инициативное бюджетирование (ИБ) дает муниципалитетам возможность решать вопросы местного значения с наименьшими затратами. Можно привлекать средства из разных источников, в том числе из регионального бюджета.

В статье предупредим о шести ошибках, которые муниципалитеты часто допускают при работе с инициативными проектами. Дадим рекомендации, которые помогут избежать проблем, и приведем примеры из опыта ваших коллег.

Ошибка 1. Недостаточно широкое информирование местных жителей

Многие муниципалитеты не уделяют должного внимания информированию граждан об инициативных проектах. Между тем качество работы с населением часто влияет на оценки, которые проекты получают на региональных конкурсах.

На заметку: Если проект не пройдет конкурсный отбор и регион не выделит на него субсидию, у местных жителей может возникнуть недоверие к механизму инициативного бюджетирования

Пример 1. В Республике Крым в число критериев оценки инициативного проекта на региональном конкурсе входит «использование СМИ и других средств информирования жителей муниципального образования в определении и решении проблемы, заявленной в проекте». Если регулярно использовать информационные стенды, проекту начислят 30 баллов. Наличие публикаций в республиканских, районных, городских газетах дает 20 баллов. По 10 баллов можно получить за телевизионную или радиопередачу, посвященную проекту. Еще 30 баллов получают проекты, о которых было не меньше 5 публикаций в интернете, в том числе в социальных сетях.

Как избежать ошибки. На подготовительном этапе проинформируйте об инициативном проекте как можно больше людей, которые живут на территории его реализации. Используйте все возможные способы. Размещайте информацию о проектах и мероприятиях по их отбору в местных СМИ, на информационных стендах в общественных местах, на официальном сайте органа МСУ и в соцсетях. Можно организовать рассылку электронных писем, направлять извещения в личные кабинеты пользователей портала госуслуг.

На заметку: Если у сельского поселения нет возможности информировать граждан через свой сайт, оно может направить сведения властям муниципального района для публикации на его сайте

Прежде чем отправить заявку на конкурс, оповестите граждан о рисках и сложностях, которые могут возникнуть при реализации проекта. Это можно сделать на мероприятиях по обсуждению и отбору проектов.

Когда инициативная группа внесет проект в местную администрацию, в течение трех рабочих дней разместите информацию об этом на сайте муниципального образования. После реализации проекта опубликуйте отчет о ее итогах в местном СМИ и на сайте органа МСУ. Срок — 30 календарных дней после завершения реализации проекта (ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Ошибка 2. Включение представителей органов МСУ в инициативную группу

Инициатором проекта может быть группа граждан, проживающих на территории муниципального образования. В группе должно быть не менее 10 человек, все они должны быть старше 16 лет. Меньшее количество допустимо, если это установлено муниципальным правовым актом. В качестве инициатора проекта может выступить также орган ТОС, а в сельском поселении — староста сельского населенного пункта. Инициатором проекта может быть и юридическое лицо, функционирующее на территории муниципального образования, если это установлено муниципальным правовым актом. Органы МСУ и их должностные лица не вправе сами инициировать проект.

Как избежать ошибки. Не включайте в инициативную группу сотрудников местной администрации, действующих депутатов всех уровней власти, государственных и гражданских служащих, а также граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость.

Если инициативы от граждан не поступают, подведите население к решению инициировать проект. Наладьте взаимодействие с ТОСами и сельскими старостами. Узнайте у них, что больше всего беспокоит граждан. Или проведите опрос населения.

Рекомендация: Информацию об инициативном бюджетировании включите отдельным разделом в состав «Бюджета для граждан»

Когда выявите проблему, обратитесь к активной части местного сообщества. Устройте встречу с 5–10 активными гражданами, расскажите на ней о возможностях ИБ. Распространяйте в общественных местах памятки об ИБ. Размещайте на официальном сайте органа МСУ информацию о формах участия граждан в ИБ, процедуре реализации инициативного проекта, источниках его финансирования и т. д.

Привлекать граждан можно через ТОСы и ТСЖ. Проводите для активистов этих групп обучающие мероприятия по ИБ. Руководители ТОСов и ТСЖ могут информировать население, участвовать в разработке проектов, проводить собрания для их обсуждения, помогать с организацией голосования.

Стимулируйте население различными способами.

На заметку: Если участники мероприятия считают реализацию проекта целесообразной, они принимают решение о его поддержке

Пример 2. За участие в собраниях и субботниках органы МСУ Сугайкасинского сельского поселения Канашского муниципального района Чувашской Республики выдают жителям лотерейные билеты. В конце года проводится розыгрыш призов. Самым активным сельчанам и тем, кто внес весомый вклад в развитие местного самоуправления, присваивается звание патриота. Каждый из них получает «карту патриота», по которой в отдельных магазинах поселения и города Канаша предоставляются скидки. Это приносит ощутимый результат. За 4 года на благоустройство поселения привлечено 39,7 млн руб. инициативных платежей. В 2017 году в поселении реализовали один проект на сумму 230 тыс. руб., в 2018 году — еще один, на 1,2 млн руб., в 2019 году — 11 проектов на 2,4 млн руб., в 2020-м — уже 26 проектов на 9,5 млн руб. Инициаторами проектов выступают граждане, а администрация поселения оказывает помощь в их реализации. Сегодня в поселении 100 процентов улиц освещены энергосберегающими лампами, 96 процентов дорог покрыты щебнем. При численности жителей 1250 человек в поселении 10 детских площадок, ведется благоустройство трех парков отдыха, построена хоккейная коробка и три мини-футбольных поля. Организовано два места для купания, установлены экоконтейнеры с датчиками заполняемости. В Доме культуры открыто антикафе, где сельская молодежь может проводить свободное время за настольными играми.

Ошибка 3. Неверный выбор формы мероприятия по обсуждению и отбору инициативных проектов

Прежде чем инициативная группа внесет проект в местную администрацию, местные жители должны рассмотреть его на сходе, собрании или конференции граждан (ст. 26.1 Закона № 131-ФЗ). Цель мероприятия — обсудить инициативный проект, определить его соответствие интересам жителей муниципального образования.

Сейчас возможность проводить массовые мероприятия ограниченна. Многие граждане избегают людных мест. Кроме того, за нарушение санитарных ограничений организаторов могут оштрафовать.

На заметку: При организации онлайн-голосования настройте верификацию пользователей, чтобы избежать накрутки голосов за какой-либо проект

Как избежать ошибки. Предусмотрите в муниципальном правовом акте возможность проводить опросы населения об инициативных проектах и сбор подписей граждан (ст. 26.1 Закона № 131-ФЗ). Также можно провести интернет-голосование на официальном сайте органа МСУ, в соцсетях, на специальных интернет-платформах. Это поможет снизить затраты и привлечь внимание молодежи.

Можно провести обсуждение онлайн с помощью сервисов Zoom и Google Meet. Бесплатная версия первого позволяет проводить встречи до 100 участников продолжительностью до 40 минут, второго — до 60 минут. Сбор вопросов организуйте в чате или на странице в соцсети. Запись обсуждения сохраните.

Есть риск, что из процессов обсуждения и выбора проектов выпадут лица, которые не обладают IT-навыками. Предоставьте им возможность высказаться о проектах другими способами. Например, в небольших поселениях можно устроить обход домов или квартир для сбора подписей.

Если все же решите провести очное мероприятие, ограничьте количество участников и рассадите их в 1,5–2 м друг от друга.

Для обсуждения проектов можно использовать местные телеканалы. Вопросы и предложения собирайте заранее по телефону, СМС или онлайн. Также предложите опцию телефонного звонка в прямой эфир.

Ошибка 4. Неправильный механизм отбора проектов

Часто администрация муниципального образования ставит задачу в текущем году реализовать проект, набравший наибольшее количество голосов, а в будущем году — тот, который занял второе место. Иногда это тормозит инициативное бюджетирование. Возможно, жители муниципалитета готовы поддержать оба проекта в течение года, а им предлагают выбрать всего один.

Как избежать ошибки. Региональные программы поддержки местных инициатив не запрещают одному муниципальному образованию подать несколько конкурсных заявок на реализацию разных проектов. Предусмотрите аналогичную возможность для инициаторов проектов при проведении муниципальных конкурсных процедур.

Ошибка 5. Отсутствие сроков отбора проектов

Большинство муниципальных актов, которые устанавливают правила работы с инициативными проектами, содержат сроки их внесения в администрацию. Но при этом для жителей не установлены сроки отбора проектов. Это приводит к тому, что обсуждение затягивается. Муниципалитеты не успевают заложить в бюджет средства на реализацию отобранных проектов.

Как избежать ошибки. Установите в МПА сроки отбора проектов и их внесения в администрацию. Например, укажите, что местные жители начинают отбор инициатив для реализации в 2023 году в марте 2022 года. Срок внесения проектов в администрацию — не позднее 15 июля 2022 года.

Ошибка 6. Просчеты при подготовке проектно-сметной документации

Чтобы получить региональную субсидию на реализацию инициативного проекта, орган МСУ оформляет конкурсную заявку. К ней нужно приложить проектно-сметную документацию. Если ее нет, органу МСУ не позволят участвовать в конкурсе. От качества проектно-сметной документации зависит реализация проекта. Часто разработчики включают не все необходимые работы. Это выясняется, только когда подрядчик приступает к работе.

Пример 3. При реализации проекта по освещению центральной улицы сельского поселения вместо старых деревянных столбов электроснабжения были установлены новые бетонные. Подрядчик повесил на новые столбы фонари, но не подключил их, так как данный вид работ не был указан в смете.

Не учтенные в смете виды работ могут отодвинуть сроки запуска объекта или его сдачи в эксплуатацию, потребовать дополнительных затрат из местного бюджета.

Рекомендация: Используйте типовые проекты. Обращайте внимание на аналогичные проекты, которые ранее реализовали другие органы МСУ

Пример 4. При ремонте входной группы в сельском Доме культуры подрядчик выполнил все работы по смете. Но потом выяснилось, что входная группа должна быть оборудована пандусом. Чтобы его сделать, необходима дополнительная проектно-сметная документация. В итоге сроки реализации проекта были сорваны. Муниципалитету пришлось изыскивать средства на обустройство пандуса, которые не были запланированы в бюджете.

В 2021 году сильно подорожали строительные материалы. Например, металл и трубы выросли в цене в среднем на 130 — 140 процентов, кирпич — на 85–90 процентов. Гидроизоляционные материалы подорожали на 70 процентов. В результате не все проекты, которые прошли конкурсные процедуры и получили региональную финансовую поддержку, были реализованы. Муниципалитетам не удалось провести закупки: не было желающих в них участвовать.

Как избежать ошибки. Помогайте гражданам в подготовке документов для представления проекта. Повышайте квалификацию специалистов, которые занимаются формированием технических заданий на подготовку проектно-сметной документации. Многие регионы организуют для таких работников местных администраций обучение.

Пример 5. В Тверской области обучение проходит в форме ежегодной «Школы ППМИ». В ходе занятий представителей органов МСУ знакомят с нововведениями региональной программы ИБ, учат оформлять конкурсные заявки, готовить проектно-сметную документацию, организовывать работу с населением. В ХМАО-Югре также функционирует школа ИБ.

Подготовьте документацию для конкурсного отбора совместно с представителями инициативных групп на основе требований, установленных в части 3 статьи 26.1 Закона № 131-ФЗ. Что должен содержать инициативный проект, посмотрите в списке.

Что должен содержать инициативный проект

  1. Описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части.
  2. Обоснование предложений по решению проблемы.
  3. Описание ожидаемых результатов реализации проекта.
  4. Предварительный расчет необходимых расходов на реализацию проекта.
  5. Планируемые сроки реализации проекта.
  6. Сведения о возможном финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации проекта.
  7. Объем средств местного бюджета, если планируете использовать их при реализации проекта.
  8. Указание на территорию муниципального образования или его части, в границах которой будет реализован проект.
20 процентов — на столько могут подорожать стройматериалы в первой половине 2022 года

По возможности проводите отбор инициативных проектов для реализации в будущем году до принятия бюджета. Закладывайте в бюджет средства на корректировку проектно-сметной документации инициативных проектов. Например, по расчетам Национального объединения строителей, в первой половине 2022 года ожидается рост цен на стройматериалы на 10–20 процентов. Если вы не учли это, внесите изменения в МПА о местном бюджете.

13 декабря 2021 года Минстрой разрешил вносить изменения в смету контракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы (приказ от 07.10.2021 № 728/пр). Это возможно, если выполняются два условия.

1. Контракт заключен до 1 октября 2021 года.

2. Обязательства по контракту на дату заключения соглашения об изменении его условий не исполнены.

Для контрактов ценой не выше 30 млн руб. при пересчете сметы можно учесть не предвиденное при заключении контракта удорожание ресурсов. Речь идет о стройматериалах, которые не закупили, и тех, что приобрели в течение 2021 года. Объемы работ, конструктивные, организационно-технологические решения при этом не меняются. Существенное возрастание стоимости стройматериалов не должно приводить к увеличению цены контракта более чем на 30 процентов.

Галина Лапушинская, завкафедрой государственного управления, профессор Тверского государственного университета, д. э. н.