Необычный способ привлечь школьников к благоустройству города. Проект – победитель всероссийского конкурса

Тип: статья

Василий Павлович, в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие ЖКХ» в 2021 году было представлено 262 конкурсные заявки. Почему именно проект Курганинского городского поселения занял первое место из пяти?

  • Тема привлечения детей и молодежи к решению вопросов развития и благоустройства муниципального образования сравнительно новая и малоизученная. Пока еще мало наработок в этой области. Мы, можно сказать, рискнули, когда приняли решение реализовать этот проект. И у нас все получилось. Администрации удалось объединить усилия горожан и власти, чтобы вовлечь в благоустройство самое молодое поколение местных жителей.

Как родилась идея вовлекать детей и молодежь в развитие и благоустройство города?

  • Изначально мы такую цель не ставили. Но во время одного из визитов в школу увидели рисунки детей. На одном был изображен самолет МиГ-15 — памятник, установленный в центре города в честь Героя Советского Союза летчика Владимира Серова. Ребенок немного приукрасил реальность и вместо существовавшей на тот момент клумбы нарисовал рядом с белым самолетом красные тюльпаны. Этот рисунок и навел нас на размышления. Мы решили предложить детям нарисовать наш город и посмотреть, что из этого получится. Объявили конкурс, чтобы у ребят был стимул участвовать активнее.

Позднее мы действительно высадили возле инсталляции с самолетом красные тюльпаны, и она заиграла новыми красками. Дети увидели, что к их идеям «взрослые дяденьки» из отдела благоустройства относятся серьезно, и стали рисовать еще больше.

Как вы сформулировали тему конкурса? В чем заключалась его идея?

  • Мы провели в учебных заведениях города творческий конкурс на тему «Экологический проект по благоустройству и озеленению города». Подобные конкурсы на различные темы среди детей и подростков у нас проходят часто. Но в этот раз мы получили огромное множество рисунков на тему озеленения. Оказалось, что тема города, в котором они хотят жить, особенно волнует детей. Проанализировав их работы, мы увидели наш город глазами детей: яркий, цветной и жизнерадостный. Так родилась идея дать этим рисункам жизнь.

Мы поняли, что дети и подростки — это ценный ресурс, который можно использовать для благоустройства общественных территорий. В поселении живут 50 162 человека, из них каждый четвертый не старше 16 лет, так что ресурс есть.

У нас не было цели получить грамотно подготовленный дизайн-проект. Преимущество детей в том, что они могут выражать свои мысли на бумаге свободно. Дети не ограничены суммой расходов на реализацию проекта, не обременены теоретическими знаниями. То, что для нас — работа, иногда рутинная, для них — безграничный полет фантазии. Поэтому мы ставили задачу получить свежие идеи о благоустройстве города.

В конкурсе принимали участие только учащиеся детской художественной школы?

  • Нет. Таких ограничений не было. Участвовать в конкурсе можно было без специального образования. Главное — желание самих ребят рассказать при помощи кисти и красок, каким они хотят видеть наш город. В конкурсе приняли участие школьники всех учебных заведений в возрасте от 7 до 17 лет.

А какую роль в этом проекте играли педагоги?

  •  Педагоги обсуждали с детьми их идеи и подсказывали, что воплотить реально, а что нет.

Чем в итоге дети помогли местной администрации?

  • Мы не можем принять в штат ландшафтных дизайнеров. Справляемся силами одного предприятия, которое занимается уборкой территории и помогает делать город красивее. Каждый год высаживаем однолетние растения. Поэтому к новому сезону у нас начинаются раздумья. Не хочется повторяться, чтобы жителям было интересно. Каждый раз оказывается, что одни композиции мы уже использовали при оформлении клумб, а другие вышли из моды. Вот тут свежий взгляд детей был нам в помощь.

Детские эскизы дорабатывали специалисты в сфере архитектурно-проектной деятельности?

  • Нет. Мы использовали рисунки детей без обработки. Если на картинке было что-то не так, мы не обращали на это внимания. Нам было важно только то, что это сделали наши дети. Если на рисунке были изображены какие-то растения, которые в нашей полосе не растут, мы их заменяли на подобные, подходящие для местных условий.

Сколько идей вы в итоге воплотили в жизнь?

  • Мы благоустроили 10 общественных территорий на основе лучших эскизов, которые выполнили дети и подростки. Были реализованы ландшафтные решения общей площадью 8761 кв. м. В том числе клумба в сквере 80-летия образования Краснодарского края — 3800 кв. м, клумба вокруг памятника летчикам Советской армии — 1200 кв. м, клумба на Аллее Славы в память о героях Советского Союза — 494 кв. м, клумба перед администрацией города — 640 кв. м, клумбы в парке Солнечный остров — 1230 кв. м.

Почти весь год жители города имели возможность любоваться клумбами, эскизы которых придумали дети.

Как вы выбирали рисунки, которые затем стали основой для зеленых композиций, высаженных на улицах города?

  • Лучшие эскизы мы выбирали коллегиально. Сначала просмотрели все рисунки и разделили их на две стопки. В одну складывали те, которые было реально воплотить на практике, в другую — все остальные. Потом просмотрели еще раз рисунки из первой стопки: отобрали идеи, новые для нашего города. Из них выбрали наиболее креативные. Но потом все равно вернулись к стопке с нереальными идеями с мыслью: «А может, и правда что-то из них реализовать?»

Как нам показалось, авторами многих рисунков были родители. Наверное, они решили воспользоваться случаем и предложить нам воплотить какую-то свою давнюю нереализованную мечту. Такие работы мы оценивали наравне с другими.

Во сколько обошлась реализация проекта?

  • На реализацию проекта мы потратили 1 тыс. руб. бюджетных средств. На эти деньги закупили призы для победителей конкурса. Мы обошлись без разработки дорогостоящих дизайн-проектов. Сэкономили время на поиск исполнителей и проведение аукционов для подрядных организаций.

Закупку саженцев, семян и растений мы профинансировали из средств на благоустройство и озеленение города. Это обязательная статья расходов, которая закладывается в бюджет ежегодно.

Собираетесь ли вы и дальше вовлекать детей и молодежь в подобные проекты?

  • Да. Мы продолжаем разрабатывать проекты с их участием. Дети начали с клумб, а сейчас рисуют уже более крупные объекты, и не только ландшафтного дизайна. В частности, проект реконструкции территории школы перевернул наше представление о детских рисунках. Это очень продуманная и грамотная работа. Она не похожа на работу детей.

Пока мы воспринимаем рисунки школьников как идеи и задачи. Мы не ставим перед детьми глобальные цели, для реализации которых нужны профессиональные навыки и знания. Но наши дети уже изучают ландшафтные рельефы для создания проектов. Поэтому мы планируем перейти на новый уровень и использовать детские рисунки как эскизы и технические задания для архитекторов.

Что, по-вашему, главное в работе с детьми и молодежью?

  • Мы никого не заставляем участвовать в проектах и не проводим активной агитации. Просто предлагаем детям и подросткам принять участие, в надежде что они поделятся своими идеями. Детей помладше достаточно просто попросить нарисовать место, где они хотят жить: в каком дворе играть, в какой парк ходить с родителями. К подросткам нужен другой подход. Они глубже вникают в проблему, нуждаются в подробных разъяснениях, а если их не получают, ищут информацию в интернете и выдают взрослые решения. Младшие школьники берут количеством. Иногда от одного ребенка младшего возраста мы получаем по 10 рисунков.

Есть еще одна особенность. Чем больше мы реализуем проектов с участием детей, тем больше новых инициатив от них получаем. Поэтому нужно проводить такую работу постоянно.

Мы хотим, чтобы дети и молодежь поняли: их мнение важно. Ведь сегодняшние дети — это будущие взрослые. Вовлечение самых юных жителей в развитие городской среды повышает их социальную ответственность. Если человек вложил свой труд в благоустройство, он будет бережнее относиться ко всему, что создано в городе. Кроме того, участие в подобных проектах может помочь школьнику определиться с выбором будущей профессии.

За победу в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» вы получили грант — 50 млн руб. На что планируете его потратить?

  • Сейчас сложно ответить на этот вопрос конкретно. Мы уже получили 1001 предложение о том, как израсходовать средства гранта. Но окончательное решение еще не принято.

Василий Руденко, глава Курганинского городского поселения Курганинского района Краснодарского края