В рамках мероприятия обсудили указанный проект федерального закона, подготовленного в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направленного на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации, принятого в первом чтении.
В слушаниях участвовали представители министерств и ведомств, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители муниципальных образований, ведущие ученые и эксперты, представители общественности и средств массовой информации. Модерировал мероприятие, Андрей Максимов, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, Председатель экспертного совета Союза российских городов.
Палитра мнений
Нет никаких объективных поводов для проведения "реформы" муниципальной (местной) власти, которую пытаются осуществить вслед за региональной, считает президент Российской муниципальной академии Светлана Юркова.
Она не считает, что действующий ФЗ №131, по которому и живет местное самоуправление, является "лоскутным одеялом" (определение было подхвачено с подачи соавтора законопроекта Павла Крашенинникова). Точнее, в этом "лоскутном одеяле" нет ничего страшного.
"Не соглашусь, что 131-й закон – лоскутное одеяло. Там все инструменты для решения проблем есть. Почему не остановить это безумие?! Все будут ввергнуты в пучину законодательной работы. Нам что, делать нечего? Бюджетный кодекс тоже весь с поправками – тоже лоскутное одеяло? Может быть, просто увеличить финансирование муниципалитетов? Наделить финансами глубинку, где еще есть люди? Хотите перераспределить полномочия? Пожалуйста, закон этого не запрещает!" – заявила Юркова на общественных слушаниях законопроекта в Общественной палате России.
Кстати, у многих экспертов на слушаниях вызвал недоумение тот факт, что обсуждение именно самой концепции законопроекта проходит уже после первого чтения в Госдуме, то есть когда концептуально документ одобрен.
Большинство представителей общественных организаций, муниципалитетов и депутатов признались на общественных слушаниях, что "спокойно выдохнули" в пятницу, когда стало известно о переносе второго чтения на конец текущей сессии Госдумы.
О том, что законопроект крайне противоречивый, говорит невероятное количество поправок и предложений, поступающих из регионов и от самых разных уровней власти и общества. Так, только три первых ассоциации муниципалитетов, выступивших на слушаниях, заявили о тысяче (или цифре близкой к этой) поступивших поправок. Причем это не только замечания "юридико-технического характера", как любят говорить в Госдуме: это поправки именно в концепцию законопроекта.
"Мы с пятницы немного вздохнули. Есть время подумать. Хотя мы свою позицию уже подготовили и отправили во все органы власти. Многие наши поправки обсуждают очень активно. Мы получили около 900 поправок и подготовили заключение", – рассказала генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева.
Председатель экспертного совета корпоративной некоммерческой организации "Союз российских городов" Андрей Максимов сообщил, что исследование о возможном преобразовании муниципальной системы из двухуровневой в одноуровневую было только одно, в 2018 году. Тогда на 17 кейсах-вопросах эксперты посмотрели, к чему приведет изменение. И к однозначному выводу не пришли. "Эффективность управленческой команды имеет гораздо большее значение, чем формат системы. Неоднозначен даже вывод об оптимизации бюджетных затрат. В то же время мы видим, что происходит укрупнение муниципальных образований во всем мире", - говорит Максимов.
Он отметил, что нет никаких гарантий, что предлагаемый законопроект приведет к активному перераспределению полномочий (и финансовых потоков, что даже важнее), поскольку сейчас такая возможность уже есть, но ей пользуются единицы регионов: "К сожалению, законопроект в первом чтении – это эффект перевернутой пирамиды. Очень мало вопросов, особенно обеспеченных бюджетом, предложено оставить на уровне муниципальных образований. Все будет решать региональная власть. Институт перераспределения полномочий использует около половины регионов. Но самые важные перераспределены только в десятке субъектов. В абсолютном большинстве этот механизм используется очень компактно".
Александра Игнатьева, Генеральный директор Союза российских городов в ходе своего выступления подробно остановилось на итоговом документе, выработанном по итогам проведения Всероссийского совещания 31 января 2022 г - заключении Союза Российских городов, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Ассоциации городов Поволжья, Союза городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциации города Урала на проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Особое внимание она уделила полномочиям муниципальных образований в единой системе публичной власти.
Глава комитета ГД по местному самоуправлению Алексей Диденко согласен и добавляет: "Со сменой губернатора ситуация в плане перераспределения полномочий в регионе очень сильно меняется". "Пусть кто-нибудь мне скажет, что это не посягательство на полномочия муниципалитетов. Действует презумпция недоверия органам местного самоуправления", – говорит Диденко.
Сардана Авксентьева, депутат Госдумы и экс-мэр Якутска, констатировала, что даже там, где полномочия передаются муниципалитетам, власти не всегда спешат выделить и деньги (и нет никаких предпосылок, что ситуация изменится): "Как бы мы ни прописали, что все передаваемые полномочия должны идти со 100-процентным финансовым обеспечением, все равно здесь, как говорится, кто как посмотрит. Та же "собачья проблема" сейчас: в корне проблемы лежит вопрос передачи полномочий без финансового обеспечения".