Как муниципальная реформа в Приамурье изменила работу власти и жизнь сельчан

Тип: статья

Новое старое

В новом статусе муниципальных округов второй год в Приамурье работают два района— Белогорский и Ромненский. В 2021 году округами стали еще четыре территории: Ивановский, Тындинский, Бурейский и Завитинский. В 2022 году с инициативой преобразования в округа вышло еще 6 районов области. При этом, часть жителей, которым только предстоят преобразования, переживают, что уровень их жизни упадет. Те муниципалитеты, где опыт преобразования в округ уже завершен, считают – опасаться нечего.

— Новое — это зачастую хорошо забытое старое, — отмечает Денис Инюточкин. — Я работаю в органах местного самоуправления с 2004 года. В 2003‑м вышел федеральный закон о местном самоуправлении, в 2005‑м Белогорский район вошел в новую систему, у нас появился второй уровень власти — сельсовет. Они существовали в поселениях и раньше, как и советы народных депутатов, но тогда их полномочия не были так запротоколированы.

Денис Инюточкин уверен: муниципальные округа решают проблему излишней «бумажной нагрузки» для маленьких сельсоветов и позволяют сделать единый бюджет на район.

Если раньше села, по сути, были на сметном финансировании района, то после нововведений муниципалитеты получили глав сельсоветов, которых выбирали жители и которые не подчинялись администрации района. Расширился круг полномочий, сельсоветы уже самостоятельно решали, куда направить полученные деньги. В теории выглядело неплохо, однако на практике такой подход для маленьких сел оказался нежизнеспособным

— Сравните, например, администрацию Благовещенска — несколько десятков сотрудников, ряд узкопрофильных специалистов — и муниципалитет, состоящий из пары сел с общим населением в несколько сотен людей. А список обязанностей у них одинаковый! В итоге два-три человека вместе с главой оказывались завалены бумажной работой; выполнить ее эффективно и в полном объеме — просто нереально. Нам, районной администрации, приходилось часть полномочий брать на себя, — вспоминает глава Белогорского муниципального округа. — Мы даже пытались объединять сельсоветы, чтобы их укрупнить. Но глобально проблемы это не решило: понимали, что нужно что‑то менять и искали выход из сложившейся ситуации.

Опыт пермяков и приморцев

— О новом законопроекте мы узнали в 2019 году, заинтересовались сразу: это решило бы проблему излишней «бумажной нагрузки» для маленьких сельских муниципалитетов и позволило сделать единый бюджет на район. Узнали, что муниципальные округа уже работают в Пермском районе и Приморском крае. Вышли на местную администрацию, стали расспрашивать, как на практике показала себя новая система. Идея‑то хорошая, но не всегда ее реализация совпадает с ожиданиями, — рассказывает председатель думы Белогорского округа Роман Норяк. — Консультировались не раз и не два, вопросов было много, и сомнений поначалу — тоже. Но коллеги из других регионов подробно рассказали о плюсах, и мы со своим предложением вышли на главу Белогорского района.

Муниципальные округа придут на смену всем районам: переходный период закончится к 2028 году.

Примечательно, что инициаторами реформы стали депутаты — ведь при создании муниципального округа именно главы и совет народных депутатов в селах перестают существовать. Вместо этого появляется представительный орган муниципального округа, в который входят представители избирательных округов. «Сейчас у нас 18 представителей от шести мандатных округов. Самая большая территория, где живет больше пяти тысяч человек, — Возжаевка. Она состоит из двух округов, и ее представляют шесть депутатов. Маленькие поселения объединены в один округ, например, две-три деревни может представлять один депутат», — объясняет Роман Норяк.

Таким образом, депутатов в районе станет значительно меньше. И от этого, по словам председателя думы Белогорского округа, сельсоветы только выиграют.

Совет общественности

— На самом деле в небольших поселениях собрать совет депутатов очень непросто: часть людей не согласна заниматься общественной деятельностью бесплатно, а многие из тех, кто готовы, не могут делать это эффективно, — объясняет Роман Михайлович. — Основной задачей совета народных депутатов было распределение бюджета. Но проблема в том, что абсолютное большинство амурских сел — дотационные. Собственных денег не всегда хватает даже для обязательных статей расхода: содержание имущества, зарплата, текущие платежи. Отремонтировать школу или дом культуры, реализовать проект по благоустройству за счет своих средств все равно не получается: за денежной поддержкой обращаются в район или в область. В итоге мы получаем мнимую самостоятельность и децентрализованный бюджет. Зато бумажной работы депутатам хватало с головой: утверждать нормативно-правовые акты, вносить изменения в устав и так далее. Последней каплей нередко становилась необходимость заполнять декларацию о доходах. У меня есть примеры, когда в одном из сельсоветов сразу несколько человек из‑за этого сложили мандаты.

Новая система избавляет депутатов от бюрократии, однако отстранять активистов от возможности развивать села никто не собирался: в поселениях Белогорского муниципального округа организовали общественные советы.

— Все депутаты, которые пожелали войти в советы своих поселений, туда вошли, — отмечает Денис Инюточкин. — Причем сейчас они могут заниматься общественной работой, не отвлекаясь на бумажную волокиту. Более того, именно к ним в первую очередь обращается администрация округа, если нужно решить важный для села вопрос: например, где разместить новую детскую площадку, на что в первую очередь потратить «ремонтные» средства и так далее.

Глава на работе

— В середине 2019 года нас, глав сельсоветов, собрал Денис Владимирович и рассказал, что есть возможность сделать из Белогорского района округ. Объяснил, что это даст. Мы сначала сомневались, конечно: новое ведь всегда страшно, — честно признается бывшая глава Никольского сельсовета, а теперь — начальник МКУ (муниципального казенного учреждения) администрации Никольского Светлана Чансы-Чан. — Но глава четко сказал: будем пробовать, только если вы все поддержите идею. Сколько раз мы звонили в Пермскую область и в Приморье, где уже реализовали эти округа — они, наверное, нас по голосам узнавать начали. (Смеется.) Взвесив всё, решили — поддерживаем.

В основном опасения вызывали два пункта: потеря независимости глав и централизированное финансирование.

— Раньше глава был выборной должностью, он не подчинялся районной администрации. Но за более чем десятилетний мой опыт работы в районе на местных выборах — именно местных, не региональных и не федеральных, — явка ни разу не превысила 30 процентов, — говорит Денис Инюточкин. — Из них проголосовать «за» для выбора главы достаточно было пятидесяти процентов. То есть, по сути, выбирали главу только 15 процентов села. На пять лет. И потом приходят ко мне люди, недовольные работой главы — а что я могу сделать? Глава мне не отчитывается, снять его за неудовлетворительную работу я не могу.

«Не секрет, что в маленьком поселении глава сельсовета мог уехать на рыбалку или в город к детям на несколько дней: ведь он не подконтролен никому. Сейчас ситуация изменилась».

Система муниципальных округов выстраивает прямую вертикаль власти. Вместо главы сельсовета — начальник МКУ или территориального органа, который является подчиненным главы района. Следовательно, в случае неудовлетворительной работы его можно уволить. В свою очередь глава района подчиняется губернатору.

При этом ни один из бывших глав на территории муниципального Белогорского округа не пострадал: они все перешли в должности начальников МКУ. «Несколько человек вышли на пенсию, но это было исключительно их желание. Мы, наоборот, поставили себе цель: сохранить всех специалистов всех администраций — и эту задачу выполнили», — отмечает Денис Инюточкин.

Наверное, тяжелее всего перестраиваться тем главам, которые привыкли к старому укладу, — комментирует Светлана Чансы-Чан. — Не секрет, что в маленьком поселении, например, глава сельсовета мог уехать на рыбалку или в город к детям на несколько дней: ведь он не подконтролен никому. Сейчас ситуация изменилась — и это дисциплинирует. Ты приходишь на работу и осознаешь, что с тебя спросят за ее выполнение. Мне кажется, вполне справедливо.

В сельсоветах —дефицит бюджета и бюрократия

Второе, не менее важное изменение, — это централизация бюджета.

— Преобразование в муниципальный округ дало возможность создать единую нормативно-правовую базу. А значит — более эффективно использовать деньги, которые получает район. Простой пример: на дороге в одном из сельсоветов появился гололед. Они обращаются за помощью. Но район не имеет права просто выделить средства: сначала нужно разработать методику, потом утвердить ее на сессии. На это уходит порой до месяца. Затем — выделить средства на все сельсоветы: мы не имеем права дать деньги только одному. В итоге — все та же бумажная волокита, задержки с выплатой и деньги на борьбу с гололедом для муниципалитетов, у которых такой проблемы нет. Зато есть другие. Но использовать средства по своему усмотрению нельзя — они целевые, — объясняет глава Белогорского муниципального округа. — После получения денег проблемы не заканчиваются. Найти спецтехнику, заключить договор, дождаться выполнения заказа. Все это время люди вынуждены ездить по льду.

«Абсолютное большинство амурских сел — дотационные. Собственных денег не хватает, за поддержкой сельсоветы обращаются в район. В итоге мы получаем мнимую самостоятельность и децентрализованный бюджет». 

Логичнее было бы завести свою спецтехнику, но одному сельсовету покупка грейдера ценою в шесть миллионов не по силам. Приобрести вскладчину тоже нельзя: разные бюджеты.

— Теперь же сельсовет просто делает заявку в район, администрация составляет смету и оперативно выполняет работу силами специализированного предприятия, — говорит Денис Инюточкин. — По сути, работы прибавилось только у районной администрации: оплата счетов, содержание котельных и дорог, организация централизованного подвоза воды. В то время как сельсоветы освободились от работы, дублировавшей нашу: район вносит изменения в устав — и в каждом селе необходимо сделать то же самое. Все регламенты, порядки и положения должны быть продублированы: бессмысленно и отнимает много сил. Теперь же руководитель МКУ может заниматься непосредственно проблемами села. Необходимы деньги — подал заявку в округ. Ломать голову над вопросом «где взять деньги» и «как перераспределить бюджет» будет уже окружная администрация.

«У нас есть село Лозовое — в нем живет пять семей. В Мостовом зарегистрировано 49 человек, по факту проживает одна семья. Муниципалитеты даже из нескольких таких маленьких сел просто физически не справляются со всем объемом работы».

В новом статусе бывший Белогорский район работает второй год. Плюсы от такой оптимизации для сельсоветов понятны и прозрачны. Но как это отражается на жизни обычных жителей? Как выяснилось, опосредованно.

«Минусов точно нет. Почта, магазины, дома культуры — все работают в обычном режиме. Должности начальников МКУ практически везде занимают те же люди, которые раньше были главами, — говорит Денис Инюточкин. — Недавно мне позвонила женщина, жалуется на главу одного из сельсоветов. Я ей говорю: так нет у нас уже муниципалитета такого. А она — как это? Люди даже не заметили изменений, но так и должно быть. По сути, это оптимизация административного аппарата. При этом освобождение руководителей администраций поселений дает возможность им больше времени уделять работе с населением, решать насущные задачи. Участвовать в программах, например, по инициативному бюджетированию. В общем, заниматься тем, что и должен делать глава любого муниципалитета».

МФЦ на селе

Воспользоваться услугами МФЦ селянам сегодня не так просто: выездной филиал многофункционального центра приезжает в населенные пункты примерно раз в месяц. В остальное время жителям Белогорского района приходилось ездить в Белогорск. Сейчас эту проблему решают с помощью установки удаленных рабочих мест в сельских администрациях. «У нас уже есть договоренность с минцифры Приамурья: будем устанавливать компьютеры в зданиях администраций, заключать договоры с МФЦ и предоставлять услуги», — говорит глава округа. 

Комментарий

Светлана Чансы-Чан, глава МКУ Никольской администрации:

— Основной аргумент против у глав сельсоветов: «У нас отнимают свободу». Но о какой свободе вы говорите? Да, самоуправства больше не будет. Глава не подотчетен никому, а здесь эффективность твоей работы будет оценивать работодатель — администрация округа. Я работала главой сельсовета и точно знаю — бумажной работы сейчас стало меньше. Нам больше не нужно судорожно искать юристов, когда приходят запросы от прокуратуры. Или составлять бухгалтерские отчеты и финансовые сметы — для этого есть профильные специалисты в администрации округа. Нужен новый котел в котельную? Я делаю соответствующую заявку и получаю результат. Изыскивать средства, проводить конкурс, заказывать установку и принимать работу — не моя обязанность. И это прекрасно.

Наш Дом культуры также участвует во всех мероприятиях, мы проводим праздники, поздравляем ветеранов и отмечаем важные события в селе. Но коммунальные услуги, текущий ремонт теперь оплачивает окружная бухгалтерия. Мы несколько лет бились над тем, чтобы на месте тропинки к школе появился хороший тротуар. Однако выделить на это средства сельсовет не мог: ведь школа — областное учреждение. А после перехода в округ такая возможность появилась. Теперь наши ребята идут учиться по освещенному тротуару.

Я не могу сказать, что работы стало меньше: появилась свободная минута — ты уже думаешь, на какой грант подать заявку, что еще можно сделать в селах. Но главное — теперь я могу заниматься своим делом, не отвлекаясь на гору ненужных жителям дел.

сайт https://ampravda.ru/