Сейчас всех волнует вопрос, что будет с городским бюджетом. С доходами муниципалитета и, конечно же, расходами.
Руслан Болотов: Доходы мы прогнозируем на уровне прошлого года. Напомню, на 2022- й - это почти 24 миллиарда рублей. Деньги на выполнение федеральных программ, как нас заверили, будут поступать в полном объеме. Более того, еще в декабре правительство РФ приняло решение направлять дополнительные средства на проекты - в том случае, если стоимость строительства объективно увеличилась. То есть эта часть бюджета может даже подрасти.
А раз будут строиться дороги, сады, школы, объекты по президентской программе "Комфортная городская среда", будут работать подрядчики, платить зарплаты, то и в налогах мы не просядем.
Что касается расходов, то первоочередные наши задачи - выполнить все социальные обязательства перед горожанами и не допустить срыва нацпроектов. Поэтому мы предприняли ряд мер.
Во-первых, с одобрения городской Думы увеличили муниципальный резервный фонд, потому что средства из него можно быстро направлять на актуальные нужды, например, на социальную поддержку. Это финансовая подушка города на случай непредвиденных ситуаций.
Во-вторых, мы будем активно пользоваться казначейским сопровождением - это механизм, с помощью которого городская администрация сможет контролировать целевое использование бюджетных средств при исполнении подрядчиками контрактов.
В-третьих, будем так или иначе оптимизировать расходы, в том числе МУПов. И, наконец, в прошлом году мы не увеличили муниципальный долг, а значит, и расходы на его обслуживание.
А рассматривает ли городская администрация новые перспективные направления наполнения бюджета в новых условиях? Например, сейчас много говорят о легализации майнинга...
Руслан Болотов: Говорить о майнинге, на мой взгляд, пока рано - надо дождаться федерального закона, чтобы понимать, как эта сфера будет регулироваться. Но зато есть предложения построить data-центры в Иркутске для оперативных и облачных данных. И вот это действительно перспективное направление. У нас есть все для таких объектов - холодный климат, резервы электроэнергии, каналы связи с высокой пропускной способностью.
В целом в Иркутске сформирован инвестиционный портфель из 18 проектов общей стоимостью 2,5 миллиарда рублей. Это, например, застройка набережной Цесовской от Глазковского моста группой компаний En+: Курбатовские бани, МФК "Японские кварталы", Дом приемов, дрожжевой завод. Рядом строится гостиница Спешилова. Квартал будет выполнен в одном планировочном решении - город получит единое эстетичное пространство. А кроме того, это налоги, это рабочие места. Инвестор нас заверил, что не планирует пересматривать планы и все проекты доведет до разумного завершения.
В 2022 году будет завершено проектирование теплового луча в предместье Рабочее. Это серьезный частно-государственный проект строительства тепломагистрали, сетей водоснабжения и водоотведения. Вместе с ним мы сразу планируем развитие прилегающей территории - от Знаменского монастыря до бывшей барахолки. Весь этот район проектируем единым комплексом - сразу со школами, садиками, параллельно закрепляя землю под социальные объекты. Проект непростой, в том числе с точки зрения соблюдения нормативов, но мы шаг за шагом его реализуем.
Благодаря ему удастся вывести из эксплуатации 14 мазутных и угольных котельных, расселить аварийное жилье и построить более миллиона "квадратов" нового, школы, детские сады, ФОКи. Появится 1500 рабочих мест. Вот вам и наполнение бюджета.
Вы упомянули рост себестоимости строек. Насколько могут подорожать объекты по программам "Безопасные качественные дороги" и "Формирование комфортной городской среды" в 2022 году по сравнению с расчетами?
Руслан Болотов: Они уже подорожали. Например, средняя стоимость одного километра по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" в 2021-м оценивалась в 44 миллиона рублей, а с учетом понижения цены на торгах составила 41 миллион. В 2022 году тот же километр стоит уже 55 миллионов рублей, и снижения в ходе торгов почти не было. То есть мы получили удорожание на 26 процентов, а по прогнозам и до 30.
То же самое касается программы "Формирование комфортной городской среды". Увеличилась стоимость человеко-часов, подорожали материалы, детские игровые площадки, опоры освещения, парковые светильники и т. д. По разным позициям - рост цен от 30 до 42 процентов.
Однако все контракты этого года мы заключали по ценам января-февраля этого года. Так что оплачивать работы мы будем согласно им.
Но главная проблема сейчас не в деньгах. Ключевые трудности связаны с поставкой комплектующих, техники, стройматериалов, с организацией работы подрядчиков. Поэтому могут меняться сроки и способы реализации конкретных проектов, их этапы.
При этом ряд изменений в законах позволит нам поддержать подрядчиков. Это дополнительные полномочия субъектов, устранение административных барьеров: сокращение подготовки и согласования градостроительной документации, упрощение госзаказа, в том числе закупок у единственного поставщика, авансирование контрактов от 50 до 80 процентов - если раньше аванс был делом добровольным, то теперь это наша обязанность. Дополнительно будем прорабатывать вопросы увеличения размера авансов по контрактам.
Как планируется сейчас работать с малым и средним бизнесом? Какие меры поддержки со стороны города возможны?
Руслан Болотов: Малые предприятия уже пострадали - во время пандемии им пришлось тяжелее всех. И далеко не все выдержали проверку на прочность. А это рабочие места, это люди. Поэтому поддержка со стороны города была и будет. Предоставляем различные субсидии - в том числе на оплату процентов по кредитам, арендных платежей, приобретение оборудования, на разработку инновационных проектов и т. п. В планах - расширение форм финансовой поддержки. В частности, город предлагает частичное возмещение затрат по уплате микрозаймов, на получение информационно-консультационных услуг. Недавно мы собирали предпринимателей, обсуждали, какие меры им еще необходимы. Для многих из них, например, для общепита, ключевая проблема сегодня - нехватка оборотных средств. Поэтому, возможно, помимо фонда микрокредитования надо создавать дополнительную ресурсную базу, в том числе на пополнение "оборотки".
На федеральном уровне принят целый пакет поправок, который должен упростить жизнь предпринимателей - от ограничения проверок до упрощенного предоставления земельных участков. Какие из них востребованы в Иркутске? Какие, на ваш взгляд, стоит добавить?
Руслан Болотов: Действительно, внесены поправки в Земельный кодекс, на областном уровне принят ряд изменений в Закон "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области". Мы, кстати говоря, принимали непосредственное участие в разработке этих поправок. Региональные власти поддержали эту нашу инициативу. Теперь у инвесторов есть возможность получить в аренду земельные участки без участия в торгах. При этом был расширен перечень их деятельности: кроме обрабатывающей промышленности, в него включили строительство арендного жилья и жилья для работников промышленных предприятий, логистику, IT-инфраструктуру, туризм, создание конгрессно-выставочных пространств. Но пока речь идет о полномочиях субъекта. Мы же со стороны города в феврале направили в Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области предложение инициировать изменения в Земельный кодекс, дающие такие права и муниципалитетам.
В прошлом году мы с губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым детально обсуждали закон об областном центре, в том числе об изменении межбюджетных отношений. Процент от доходов, которые мы получаем согласно этому закону, - крайне мал. Но сегодня, как мы понимаем, условия изменились. Поэтому будем обсуждать в дальнейшем, а сейчас будем соблюдать баланс и работать на общий результат.
Ключевой вопрос
Будет ли обновляться автопарк наших МУПов - в частности, дорожной техники и общественного транспорта?
Руслан Болотов: В прошлом году мы приобрели 39 единиц техники для Иркутскавтодора - благодаря этому мы неплохо справились с уборкой дорог в зимний сезон.
В этом году хотим купить новые автобусы. Производитель нас заверил, что "НЕФАЗы" будут нам отправлены в полном объеме - все 40 штук. Мы их поставим на самые протяженные маршруты, чтобы заменить часть транспорта малой вместимости и разгрузить трафик.
Работу по развитию городского транспорта будем продолжать. Так же, как будем продолжать развитие остальных наших муниципальных предприятий. В прошлом году закупили новую технику в наш МУПЭП "Горзеленхоз", смонтировали новые теплицы, увеличили штат сотрудников. Принятые меры уже принесли свои плоды - доходы муниципального предприятия возросли на 20 процентов.
Хочу подчеркнуть, что от бесперебойной работы МУПов напрямую зависит комфорт и благополучие иркутян. Они призваны решать ключевые для города задачи - целиком и полностью обеспечивать его жизнедеятельность. Сегодня нагрузка на них увеличилась в разы. Поэтому поддерживать МУПы важно как никогда. И мы продолжим это делать, несмотря на все сложности.