«В настоящее время на мировом рынке нет систем мониторинга, которые могли бы комплексно подходить к задачам управления распространением запахов, связанных с переработкой органики. При этом есть различные научные открытые решения, которые могут быть полезны для создания подобных систем, также существуют попытки создать оборудование», — отметил основатель CityAir Дмитрий Трубицын.
С 2018 года CityAir установил в Новосибирске 13 станций мониторинга, которые определяют качество воздуха по шкале AQI на основании детекции шести загрязнителей: взвешенных частиц PM2,5 и PM10, оксида углерода, приземного озона, диоксида серы и диоксида азота.
Исследования CityAir стартовали в ноябре 2021 года и продлятся до мая. Площадкой для эксперимента стал «Кудряшовский» свинокомплекс Сибагро, что обусловило набор исследуемых веществ — сероводорода и аммиака, характерных для животноводческих хозяйств. На территории и по периметру предприятия установлены пять станций мониторинга, оснащенных электрохимическими детекторами.
Станции в онлайн-режиме в течение 6 месяцев должны фиксировать концентрации сероводорода и аммиака. IT-платформа CityScreen будет накапливать собранные данные, а потом с помощью математического моделирования переноса примесей в атмосфере создавать карту распределения веществ в окрестностях предприятия. Предполагается, что запах рассеивается так же, как вещества сероводород и аммиак по мере удаления от комплекса, так что эта карта сможет служить картой запахов.
«Непрерывный многомесячный мониторинг даст достоверную картину влияния промышленного предприятия на качество воздуха и неприятные запахи на границе и за пределами санитарной зоны», — сообщили в CityAir.
CityAir планирует изучать возможности использования и других веществ в качестве индикаторных для различных источников. Например, путем измерения концентраций метана и диоксида углерода можно улавливать пахучие биогазы, которые образуются при ферментации отходов на свалках и предприятиях.
На основе полученных результатов исследователи хотят построить модель распространения запахов и доказать ее изменения в зависимости от различных внешних факторов. CityAir ведет переговоры с руководством промышленных предприятий и объектов ЖКХ в двух субъектах РФ для использования их в качестве площадок для проведения новых экспериментов.
«Ключевая проблема для моделирования распространения запахов от известных источников — это определить интенсивность выбросов. С помощью математических моделей переноса примесей в атмосфере мы сможем создавать карту распределения сопутствующих веществ в окрестностях предприятия и подтвердить ее, измеряя концентрации загрязняющих веществ по розе ветров от источника, — пояснил руководитель группы моделирования CityAir Дмитрий Чубаров.
В соответствии с концепцией о внедрении наилучших доступных технологий, к экологическому менеджменту сельхозпредприятий предъявляется особое требование по снижению выбросов неприятного запаха. Каждое предприятие обязано разработать план управления запахом, который должен включать регламенты мониторинга, реагирования, определения источника.
Гипотеза CityAir состоит в том, что для этих целей является перспективным метод сопутствующих веществ. Он заключается в детекции концентрации определенных веществ, выбросы которых сопутствуют выбросам пахучих веществ в качестве индикатора неприятных запахов. Сопутствующие вещества можно выбрать так, чтобы их концентрации возможно было измерить с помощью станций мониторинга.
Перспективы для Новосибирска
Чубаров отметил, что CityAir готово представить результаты исследования научному сообществу, после чего планирует опубликовать их.
Депутат, член постоянных комиссий по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Украинцев подчеркнул важность проводимого исследования.
«До сих пор, кроме рабочей группы горсовета, этими проблемами системно никто не занимался. Я приглашаю CityAir презентовать проект на рабочей группе, привлечем внимание общественности», — отметил Украинцев. Депутат добавил, что в случае признания методики действенной, можно будет предпринимать усилия по привлечению бюджетных средств по использованию системы на решение городских проблем с запахами.
Эксперт департамента экологической экспертизы и мониторинга EcoStandard Group Михаил Цепелев также считает, что проводимое исследование имеет важное значение, как для города, так и для экологического контроля предприятий в целом.
«Целесообразность результатов исследования будет обусловлена правильностью использования, верным подбором и установкой датчиков, исходя из расчетов рассеивания вредных веществ предприятиями », — сказал Цепелев.
В апреле 2021 года и.о. министра экологии и природных ресурсов Алексей Севастьянов констатировал, что в региональное Минприроды за 2020 год на неприятные запахи в Новосибирске поступило более 60 жалоб. Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова сообщала, что в мэрию ежегодно поступают десятки обращений по поводу смрада.
Запахи вне закона
На данный момент федеральное законодательство не содержит понятие «запах». Поэтому попытки устранить причину возникновения зловоний не принесут результата, пока в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» отсутствует термин «запах».
«Нет законов, чтобы контролирующие органы имели реальные инструменты для определения источников запаха, веществ и компонентов, вызывающих их. Органы надзора могут привлекать к ответственности только нарушителей технологических правил и норм при производстве товаров или услуг. В действующем природоохранном законодательстве РФ — пробел», — отметил председатель комиссии по экологии Заксобрания Новосибирской области Владимир Лаптев.
Поэтому результаты исследования могут лечь в основу созданной в будущем нормативно-правовой базы, что позволит устранять причины дурных запахов в населенных пунктах, считает эколог Александр Карпов.
«Если есть научные исследования, то законодателя будет проще убедить в необходимости создания соответствующего законопроекта, так как методическая база к нему может быть разработана. Кроме того, рано или поздно эти и другие исследования могут быть учтены при разработке методики. Это необходимые шаги, но, оценивая перспективу, я вижу, что на это уйдет много лет», — отметил Карпов.
Ранее комиссия по экологии Заксобрания Новосибирской области изучала опыт других субъектов РФ. В 2021 году депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга обратились в Госдуму с инициативой о мониторинге интенсивности запаха. На текущий момент законопроект еще не вышел на рассмотрение в первом чтении. В конце прошлого года Правовое управление Госдумы вынесло заключение о проекте.
«Законопроектом предлагаемое понятие «индивидуальное летучее вещество, обладающее запахом» не раскрывается, неясно, оказывает ли оно негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека, и каким образом к таким «летучим веществам» будут применяться требования санитарного законодательства к качеству воздуха, — указано в резолюции. Также юристы Госдумы уверены, что нуждается в доработке понятийный аппарат законопроекта: следует раскрыть понятия «единица запаха», «появление запаха», «концентрация (интенсивность) запаха».