Начали действовать антикризисные меры в сфере градостроительства и землепользования. Они предусмотрены Федеральным законом от 14.03.2022 № 58-ФЗ. Законодатели упростили процедуры и сократили сроки подготовки градостроительной документации. Также теперь муниципалитету проще оформить право собственности на недвижимость. Но в то же время появилась новая обязанность в работе с арендаторами земельных участков. А для проверок правоустанавливающих документов ввели новое ограничение.
Сократили срок согласования генерального плана
Документ: Новый срок согласования генплана — в пункте 1 статьи 7 Закона № 58-ФЗ
Органы госвласти и органы МСУ муниципальных районов теперь обязаны быстрее согласовывать проекты генеральных планов поселений и городских округов. Новый срок — один месяц со дня, когда в орган власти поступило уведомление об обеспечении доступа к проекту в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП). Аналогичный срок установлен для согласования проекта документа об изменениях в генплане. Уполномоченный орган МСУ обязан обеспечить доступ к проекту и материалам по его обоснованию во ФГИС ТП не менее чем за один месяц до их утверждения.
Раньше срок согласования генплана составлял два месяца. Месячный срок действовал только в случаях, которые были включены в специальный перечень.
Общественные обсуждения и публичные слушания будут проходить быстрее
С момента оповещения жителей муниципального образования об общественном обсуждении или публичных слушаниях до публикации заключения об их результатах теперь должно пройти не более одного месяца. Это касается обсуждений и слушаний по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки, планировки территории и ее межевания. Акты с поправками к этим документам также разрешено обсуждать не более одного месяца (п. 2 ст. 7 Закона № 58-ФЗ). По прежним правилам срок составлял от одного до трех месяцев.
Процедуры общественного обсуждения и публичных слушаний стали проще
Изменились требования к общественному обсуждению или публичным слушаниям по проектам генпланов поселений и городских округов. Если такой проект подготовили для отдельного населенного пункта, то в нем и нужно провести обсуждение или слушания. Если речь идет о проекте генплана для территории за границами населенных пунктов, проведите обсуждение или слушания в ближайшем населенном пункте. Участвовать в мероприятии могут правообладатели:
На заметку: Правительство и регионы получили право устанавливать в 2022 году дополнительные случаи, когда проект градостроительной документации или поправки к нему можно утвердить без обсуждений или слушаний
- земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом;
- расположенных на этих участках объектов капитального строительства;
- помещений в этих объектах.
Такие же правила соблюдайте, если нужно обсудить проект документа о внесении изменений в генплан или ПЗЗ (п. 4 ст. 7 Закона № 58-ФЗ). Раньше в таких ситуациях орган МСУ был обязан провести публичные слушания в каждом населенном пункте муниципального образования (ч. 3 ст. 28 ГрК).
Можно быстрее подготовить градостроительную документацию
Законодатели разрешили готовить проект изменений в генеральном плане и ПЗЗ и одновременно разрабатывать документацию по планировке территории (п. 3 ст. 7 Закона № 58-ФЗ). Раньше такой возможности не было. Генеральный план был основанием для разработки правил землепользования и застройки. Генплан и ПЗЗ — основанием для разработки проектов планировки. Поэтому все работы приходилось проводить последовательно, в результате вся процедура затягивалась.
Важная деталь: По предварительной оценке, на подготовку, согласование и утверждение градостроительной документации будет уходить в два-три раза меньше времени
Принятое решение позволит сократить время на подготовку полного комплекта документов, необходимых для изменения категории земель, видов разрешенного использования земельных участков, размещения объектов капитального строительства местного значения.
Теперь местная администрация вправе одним постановлением оформить решения о подготовке проектов изменений в генплане, ПЗЗ и о разработке документации по планировке территории. При этом общественные обсуждения или публичные слушания по всем проектам можно проводить одновременно.
Стало проще оформить право муниципальной собственности на объект
На заметку: Мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот муниципальное имущество, в том числе чтобы предоставлять его субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличивать залоговую базу
Начал действовать упрощенный порядок оформления права муниципальной собственности. Он касается объектов, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. Для государственного кадастрового учета такого объекта и регистрации прав на него можно использовать выписку из реестра муниципальной собственности.
Предоставили больше прав арендаторам муниципальных участков
До 1 марта 2023 года арендатор муниципального земельного участка вправе потребовать, чтобы арендодатель продлил срок договора до трех лет без торгов. Эта возможность не зависит от оснований заключения договора. Есть ли задолженность по арендной плате, тоже неважно. На дату обращения арендатора должны выполняться только два условия.
1. Срок действия договора аренды не истек, либо арендодатель не потребовал расторгнуть договор в судебном порядке.
2. У уполномоченного органа нет информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании участка.
Заключите с арендатором дополнительное соглашение. Срок — пять рабочих дней со дня, когда арендатор потребовал продлить срок договора (п. 3 ст. 8 Закона № 58-ФЗ).
Запретили двойную проверку правоустанавливающих документов на землю
В сфере регистрации недвижимости исключена двойная проверка наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию. Такие проверки проводили как органы МСУ, которые принимают решения о вводе объектов в эксплуатацию, так и Росреестр. Не проводите повторную проверку после того, как:
Важная деталь: Повторные проверки соблюдения требований об ограничении использования земли также не проводите
- правообладателю выдали разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт приемочной комиссии;
- орган МСУ выдал уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Изменились правила проверки объектов в водоохранных зонах и зонах затопления
Законодатели уточнили правила проверки объектов капстроительства в зонах затопления и подтопления. Проверяйте наличие инженерной защиты таких объектов на стадии строительства и при вводе в эксплуатацию. Если объект находится в водоохранной зоне, то на этих же стадиях убедитесь, что он оборудован сооружениями для охраны водного объекта. Раньше орган МСУ проводил такие проверки на стадии государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Предусмотрели возможности дальнейших изменений
Законодатели наделили Правительство полномочиями по регулированию в сфере градостроительства, землепользования и ЖКХ в 2022 году. Посмотрите в списке, какие особенности вправе устанавливать Правительство.
В 2022 году Правительство вправе устанавливать особенности:
предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; |
|
начисления и уплаты пеней в случаях неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт; |
|
начисления и взыскания с юридических лиц и ИП неустойки за несвоевременную и (или) неполную оплату услуг по договорам о газоснабжении, теплоснабжении, водоотведении и т. д.; |
|
начисления и уплаты пеней за несвоевременную установку, замену приборов учета энергоресурсов; |
|
выдачи разрешений на строительство нелинейных объектов на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов; |
|
выдачи градостроительных планов земельных участков. |
Изменения, внесенные Законом № 58-ФЗ, потребуют от органов МСУ корректировки:
- ПЗЗ, если в них прописаны сроки проведения публичных слушаний или общественных обсуждений;
- положения о проведении публичных слушаний;
- положения о подготовке документов территориального планирования и МПА с изменениями в них;
- положения о подготовке проектов планировки и межевания;
- административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Чтобы не пришлось постоянно приводить нормативные акты МСУ в соответствие с меняющимися нормами федерального и регионального законодательства, исключите прямое цитирование таких норм в этих актах.
Пример. В муниципальном положении о публичных слушаниях или разделе устава муниципального образования можно закрепить отсылочную норму: «Публичные слушания или общественные обсуждения по вопросам градостроительства проводятся с учетом особенностей, установленных действующим законодательством». Тогда вам не придется вносить изменения при каждом изменении федерального и регионального законодательства.
В противном случае потребуется проводить постоянный мониторинг изменений в законодательстве и приводить муниципальные правовые акты в соответствие с ними.