Как изменится предоставление муниципальных услуг
Документ: Правительство утвердило концепцию распоряжением от 11.04.2022 № 837-р
Смысл концепции в том, чтобы избавить заявителей от необходимости собственноручно подписывать документы и подавать их лично. Граждане будут получать большинство услуг в электронной форме. От заявителей перестанут требовать документы и сведения, которые есть в распоряжении органов власти и МСУ либо подведомственных им организаций или в личном кабинете на портале госуслуг. Также заявитель сможет дать согласие на то, чтобы результат предоставления ему услуги могли использовать заинтересованные лица: например, работодатель и поставщики услуг ЖКХ.
Авторы концепции предлагают исключить необоснованные временные, финансовые и организационные издержки для заявителей. Предстоит убрать избыточные процедуры: дублирующие визирования и согласования, простои, перепроверки ранее установленных фактов, ручные операции и субъективные критерии при принятии решений. Внутренние процессы при предоставлении муниципальных услуг должны быть формализованы и оцифрованы настолько, насколько это возможно.
Важная деталь: Гражданам сохранят возможность при необходимости очно оформить и получить нужную справку или выписку на бумаге в МФЦ или органе МСУ
Чтобы реализовать концепцию, чиновники исследуют фактический путь получения услуги с момента, когда у заявителя возникает потребность в ней. По результатам такого анализа может выясниться, что нужно оптимизировать не только эту услугу, но и другие услуги, необходимые для ее получения.
Какие услуги заявители смогут получать в режиме 24/7, станет понятно уже в ближайшее время. Минэкономразвития и Минцифры должны составить перечень до конца июня. Они же разработают план оптимизации государственных и муниципальных услуг. Органам местного самоуправления предстоит в тот же срок определить должностных лиц, ответственных за качество муниципальных услуг.
Какие муниципалитеты первыми столкнутся с изменениями
Реализация концепции не охватит сразу всю Россию. Сначала она начнется в регионах — участниках пилотного проекта. В них будут созданы специальные центры оптимизации для оказания методической поддержки государственных и муниципальных услуг. В III квартале 2022 года такие центры появятся не менее чем в 30 регионах. Внутренние процессы госведомств при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут формализованы и оцифрованы. Позже практика будет масштабирована на всю страну. С 1 января 2023 года федеральные чиновники начнут осуществлять мониторинг качества предоставления услуг в новом формате.
Сейчас Правительство уже приступило к реализации пилотного проекта по оптимизации государственных и муниципальных услуг в четырех регионах: Белгородской, Воронежской, Калининградской областях и Чувашской Республике. В рамках этой работы подготовлено свыше 60 предложений о том, как упростить получение 20 услуг.
Какие задачи предстоит решать органам госвласти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта, посмотрите в перечне ниже.
Что предстоит сделать органам власти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта
|
Кто обязан разработать описание целевого состояния услуги — зависит от ее типа. В концепции все услуги делятся на три типа:
- федеральные государственные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
- региональные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
- иные услуги.
Разрабатывать описания целевого состояния услуг первых двух типов — задача федеральных и региональных органов. Муниципалитеты будут совершенствовать оказание иных услуг. Орган местного самоуправления, который предоставляет услугу, принимает решение о ее оптимизации. Затем он разрабатывает описание целевого состояния этой услуги. Оно должно пройти экспертизу. Ее порядок устанавливает региональный коллегиальный орган. Он же затем одобряет описание целевого состояния услуги. В соответствии с одобренными описаниями органы МСУ внесут необходимые изменения в муниципальные правовые акты.
Как будет достигнуто целевое состояние услуг
Сейчас состояние государственных и муниципальных услуг далеко от целевого. По данным Минэкономразвития, в 2020 году заявители обращались за региональными и муниципальными услугами 79 млн раз. Из них 10 млн пришлось на МФЦ. 50 млн заявлений поступили непосредственно в органы власти, МСУ и организации. Обращений через электронные каналы связи было 19 млн, но часть из них впоследствии дублировались очными обращениями заявителей из-за правовых и иных препятствий. 34 процента федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имеют интерфейсов для онлайн-обращений, а 15 процентов таких интерфейсов неработоспособны. В более чем половине случаев заявители не получают оповещений о ходе предоставления услуг. За большинством государственных и муниципальных услуг по-прежнему нельзя обратиться в онлайн-режиме. Правда, в 2020 году ситуация немного улучшилась. На единый портал были выведены более 40 новых услуг и сервисов, предоставляемых в проактивном режиме.
Авторы концепции предусмотрели восемь инструментов, которые помогут довести услуги до целевого состояния. Посмотрите информацию о них в таблице.
Инструменты, чтобы довести услуги до целевого состояния
Инструмент | Как работает | Результат |
---|---|---|
Персонализированное информирование заявителя |
Система формирует профиль заявителя и анкетирует его. Профиль составляется на основе имеющейся информации. Число вопросов в анкете должно быть минимальным. Затем система оценивает жизненную ситуацию заявителя и предлагает индивидуальный вариант предоставления услуги |
Заявитель получает исчерпывающую информацию о порядке предоставления услуги в его индивидуальном случае (перечень документов, срок, стоимость, критерии принятия решения и основания для отказа) |
Навигация по жизненным ситуациям заявителя |
В режиме реального времени формируется персонализированная цепочка связанных государственных и муниципальных услуг, негосударственных сервисов, отвечающих потребностям конкретного заявителя |
Обратившись один раз, заявитель получает всю цепочку государственных и муниципальных услуг (сервисов) без дополнительных действий со своей стороны |
Обращение в непрерывном режиме |
Заявитель не должен представлять на бумаге документы, которых нет в распоряжении органов власти и МСУ, организаций. Можно создать и получить электронный дубликат бумажного документа, сохранить его содержание и реквизиты для предоставления услуг |
Решения о приеме запросов и об отказе будут приниматься автоматически. Регистрация запроса и уведомление заявителя о начале предоставления услуги будут происходить в режиме реального времени |
Предоставление услуг в упреждающем (проактивном) режиме |
Будут работать механизмы выявления реальных потребностей граждан, аналогичные инструментам навигации по конкретным жизненным ситуациям. Кроме того, должны быть сформированы удобные инструменты предоставления согласия на получение упреждающих услуг |
Расширяется перечень услуг, предоставляемых в упреждающем режиме. Снижается риск навязывания ненужных услуг |
Электронное взаимодействие с заявителем |
Вместо очных контактов используются дистанционные методы проверок и осмотров. Например, можно применять датчики интернета вещей, видео-конференц-связь и т. п. |
Если помимо подачи запроса требуется иное взаимодействие с заявителем, оно должно осуществляться дистанционно в удобный для заявителя момент |
Результат предоставления государственной или муниципальной услуги в непрерывном режиме |
Отказ от бумажных документов. Результаты предоставления услуг фиксируются в реестрах |
Заявитель получает результат в цифровом виде. Если это невозможно — по почте, через постамат, с курьером или в МФЦ |
Пользовательский опыт |
Проектирование хода предоставления государственной или муниципальной услуги осуществляется исходя из потребностей заявителя |
Растет удовлетворенность граждан качеством услуг |
Автоматизация процессов и сокращение сроков предоставления услуг |
Административные процедуры предоставления услуг будут разделены на типы, формализованы и автоматизированы |
Взаимодействие с заявителем будет происходить в основном дистанционно. Снизится риск сбоев в рамках принятия решения о предоставлении услуги. Сократятся сроки ожидания |