Переход на предоставление муниципальных услуг в режиме 24/7. Чего ждать органам МСУ

Тип: статья

Как изменится предоставление муниципальных услуг

Документ: Правительство утвердило концепцию распоряжением от 11.04.2022 № 837-р

Смысл концепции в том, чтобы избавить заявителей от необходимости собственноручно подписывать документы и подавать их лично. Граждане будут получать большинство услуг в электронной форме. От заявителей перестанут требовать документы и сведения, которые есть в распоряжении органов власти и МСУ либо подведомственных им организаций или в личном кабинете на портале госуслуг. Также заявитель сможет дать согласие на то, чтобы результат предоставления ему услуги могли использовать заинтересованные лица: например, работодатель и поставщики услуг ЖКХ.

Авторы концепции предлагают исключить необоснованные временные, финансовые и организационные издержки для заявителей. Предстоит убрать избыточные процедуры: дублирующие визирования и согласования, простои, перепроверки ранее установленных фактов, ручные операции и субъективные критерии при принятии решений. Внутренние процессы при предоставлении муниципальных услуг должны быть формализованы и оцифрованы настолько, насколько это возможно.

Важная деталь: Гражданам сохранят возможность при необходимости очно оформить и получить нужную справку или выписку на бумаге в МФЦ или органе МСУ

Чтобы реализовать концепцию, чиновники исследуют фактический путь получения услуги с момента, когда у заявителя возникает потребность в ней. По результатам такого анализа может выясниться, что нужно оптимизировать не только эту услугу, но и другие услуги, необходимые для ее получения.

Какие услуги заявители смогут получать в режиме 24/7, станет понятно уже в ближайшее время. Минэкономразвития и Минцифры должны составить перечень до конца июня. Они же разработают план оптимизации государственных и муниципальных услуг. Органам местного самоуправления предстоит в тот же срок определить должностных лиц, ответственных за качество муниципальных услуг.

Какие муниципалитеты первыми столкнутся с изменениями

Реализация концепции не охватит сразу всю Россию. Сначала она начнется в регионах — участниках пилотного проекта. В них будут созданы специальные центры оптимизации для оказания методической поддержки государственных и муниципальных услуг. В III квартале 2022 года такие центры появятся не менее чем в 30 регионах. Внутренние процессы госведомств при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут формализованы и оцифрованы. Позже практика будет масштабирована на всю страну. С 1 января 2023 года федеральные чиновники начнут осуществлять мониторинг качества предоставления услуг в новом формате.

Сейчас Правительство уже приступило к реализации пилотного проекта по оптимизации государственных и муниципальных услуг в четырех регионах: Белгородской, Воронежской, Калининградской областях и Чувашской Республике. В рамках этой работы подготовлено свыше 60 предложений о том, как упростить получение 20 услуг.

Какие задачи предстоит решать органам госвласти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта, посмотрите в перечне ниже.

Что предстоит сделать органам власти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта

  • Разработать проекты целевого состояния услуг в соответствии с перечнем, определенным соглашениями между Минэкономразвития и участниками пилотного проекта
  • Сформировать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, необходимые для реализации целевого состояния услуг
  • Внести изменения в нормативные правовые акты регионального и муниципального уровней, необходимые для реализации целевого состояния услуг
  • Разработать и утвердить цифровые административные регламенты
  • Обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с описаниями их целевого состояния. В том числе протестировать интерактивные формы заявлений на едином портале, а затем сформировать замечания и предложения
  • Участвовать в образовательных и методологических мероприятиях, направленных на реализацию концепции

Кто обязан разработать описание целевого состояния услуги — зависит от ее типа. В концепции все услуги делятся на три типа:

  • федеральные государственные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
  • региональные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
  • иные услуги.

Разрабатывать описания целевого состояния услуг первых двух типов — задача федеральных и региональных органов. Муниципалитеты будут совершенствовать оказание иных услуг. Орган местного самоуправления, который предоставляет услугу, принимает решение о ее оптимизации. Затем он разрабатывает описание целевого состояния этой услуги. Оно должно пройти экспертизу. Ее порядок устанавливает региональный коллегиальный орган. Он же затем одобряет описание целевого состояния услуги. В соответствии с одобренными описаниями органы МСУ внесут необходимые изменения в муниципальные правовые акты.

Как будет достигнуто целевое состояние услуг

Сейчас состояние государственных и муниципальных услуг далеко от целевого. По данным Минэкономразвития, в 2020 году заявители обращались за региональными и муниципальными услугами 79 млн раз. Из них 10 млн пришлось на МФЦ. 50 млн заявлений поступили непосредственно в органы власти, МСУ и организации. Обращений через электронные каналы связи было 19 млн, но часть из них впоследствии дублировались очными обращениями заявителей из-за правовых и иных препятствий. 34 процента федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имеют интерфейсов для онлайн-обращений, а 15 процентов таких интерфейсов неработоспособны. В более чем половине случаев заявители не получают оповещений о ходе предоставления услуг. За большинством государственных и муниципальных услуг по-прежнему нельзя обратиться в онлайн-режиме. Правда, в 2020 году ситуация немного улучшилась. На единый портал были выведены более 40 новых услуг и сервисов, предоставляемых в проактивном режиме.

Авторы концепции предусмотрели восемь инструментов, которые помогут довести услуги до целевого состояния. Посмотрите информацию о них в таблице.

Инструменты, чтобы довести услуги до целевого состояния

Инструмент Как работает Результат
Персонализированное информирование заявителя
Система формирует профиль заявителя и анкетирует его. Профиль составляется на основе имеющейся информации. Число вопросов в анкете должно быть минимальным. Затем система оценивает жизненную ситуацию заявителя и предлагает индивидуальный вариант предоставления услуги
Заявитель получает исчерпывающую информацию о порядке предоставления услуги в его индивидуальном случае (перечень документов, срок, стоимость, критерии принятия решения и основания для отказа)
Навигация по жизненным ситуациям заявителя
В режиме реального времени формируется персонализированная цепочка связанных государственных и муниципальных услуг, негосударственных сервисов, отвечающих потребностям конкретного заявителя
Обратившись один раз, заявитель получает всю цепочку государственных и муниципальных услуг (сервисов) без дополнительных действий со своей стороны
Обращение в непрерывном режиме
Заявитель не должен представлять на бумаге документы, которых нет в распоряжении органов власти и МСУ, организаций. Можно создать и получить электронный дубликат бумажного документа, сохранить его содержание и реквизиты для предоставления услуг
Решения о приеме запросов и об отказе будут приниматься автоматически. Регистрация запроса и уведомление заявителя о начале предоставления услуги будут происходить в режиме реального времени
Предоставление услуг в упреждающем (проактивном) режиме
Будут работать механизмы выявления реальных потребностей граждан, аналогичные инструментам навигации по конкретным жизненным ситуациям. Кроме того, должны быть сформированы удобные инструменты предоставления согласия на получение упреждающих услуг
Расширяется перечень услуг, предоставляемых в упреждающем режиме. Снижается риск навязывания ненужных услуг
Электронное взаимодействие с заявителем
Вместо очных контактов используются дистанционные методы проверок и осмотров. Например, можно применять датчики интернета вещей, видео-конференц-связь и т. п.
Если помимо подачи запроса требуется иное взаимодействие с заявителем, оно должно осуществляться дистанционно в удобный для заявителя момент
Результат предоставления государственной или муниципальной услуги в непрерывном режиме
Отказ от бумажных документов. Результаты предоставления услуг фиксируются в реестрах
Заявитель получает результат в цифровом виде. Если это невозможно — по почте, через постамат, с курьером или в МФЦ
Пользовательский опыт
Проектирование хода предоставления государственной или муниципальной услуги осуществляется исходя из потребностей заявителя
Растет удовлетворенность граждан качеством услуг
Автоматизация процессов и сокращение сроков предоставления услуг
Административные процедуры предоставления услуг будут разделены на типы, формализованы и автоматизированы
Взаимодействие с заявителем будет происходить в основном дистанционно. Снизится риск сбоев в рамках принятия решения о предоставлении услуги. Сократятся сроки ожидания

Анна Ким, шеф-редактор журнала «Практика муниципального управления»