Дмитрий Александрович, как была выявлена необходимость создания новой системы диспетчеризации?
— В 2018 году количество курируемых водоканалом объектов возросло, а проблемы оставались прежними. Сети водоснабжения и водоотведения в Калуге, как и во многих других муниципалитетах, находились в изношенном состоянии. Из-за этого часто случались аварии. Остро ощущались последствия устаревших методик учета воды, одностороннего контроля происходящих в водном хозяйстве процессов. Отсутствовал контроль параметров работы насосного оборудования. Не вполне достоверным оставался учет данных о водоснабжении из южного и северного водозаборов. Затраты электроэнергии и потери воды были немалыми, а оперативно выявлять и ликвидировать аварии было невозможно. Стало ясно, что подходы к организации управления системой водопроводно-канализационного хозяйства нужно менять, используя современные технологии. Тогда мы задумались о модернизации за счет автоматизации и диспетчеризации объектов водопроводного хозяйства.
Как происходил процесс обновления системы диспетчеризации?
— В рамках федерального проекта «Умный город» была произведена диспетчеризация и автоматизация южного и северного водозаборов. Мы оснастили центральную диспетчерскую службу современным аппаратно-программным комплексом. В диспетчерской были установлены новое программное обеспечение, серверы и компьютеры, шкафы управления, видеостена из девяти крупных графических панелей. Фактически был создан «цифровой двойник» системы водных объектов, который дает возможность отслеживать их параметры и управлять ими в режиме онлайн. Обновленная центральная диспетчерская служба начала функционировать 18 октября 2018 года.
Расскажите, как работает обновленная система диспетчеризации объектов водоснабжения и водоотведения.
— В новую диспетчерскую круглосуточно в режиме реального времени поступает подробная информация о работе сетей водоснабжения и водоотведения, а также объектов: водозаборных узлов, станций первого и второго подъемов, водонапорных башен, насосных станций. На главный монитор выводится план населенных пунктов с размещенными в них коммуникациями и объектами водной инфраструктуры, а также информация об их технологической работе.
Система предназначена для контроля и управления в целях быстрого реагирования на нештатные ситуации. Также она позволяет удаленно управлять технологическими процессами, обеспечивая оперативную работу производственных служб и технологическую безопасность сооружений.
Как новая система реагирует на неполадки в системе водоснабжения и водоотведения?
— В определенных местах водопроводной сети, указанных на карте города, измеряется давление. Если показатель отклонился от нормы, то он подсвечивается. Это сигнал диспетчеру о том, в какой части города возникла неисправность.
Обновленная система диспетчеризации позволяет оперативно реагировать на аварийные ситуации и принимать решения для их ликвидации. Если на каком-то участке произошла авария, с помощью системы управления можно быстро перекрыть этот участок, избежать потерь воды. Удалось также сократить время с момента, когда произошла авария, до момента, когда вода снова начнет поступать к потребителю.
Какие еще преимущества новой системы диспетчеризации вы бы отметили?
— Учет потерь воды теперь ведется с помощью автоматики. Система «видит» всю цепочку распределения ресурса от источника к потребителю, благодаря чему диспетчер может понять причины утечки: порыв или воровство. За время действия системы удалось обнаружить и ликвидировать незаконные врезки, из-за которых предприятие «Калугаоблводоканал» несло большие потери. Эту проблему помогли решить установленные в диспетчерской приборы. В результате потери воды снизились. Виновные лица были наказаны.
Как вы оцениваете эффект от внедрения новой системы?
— Основным итогом реализации проекта стало значительное снижение эксплуатационных расходов. Так, на 20 процентов уменьшились затраты на электроэнергию. Существенно сократилось время устранения аварийных ситуаций. Влияние человеческого фактора стало минимальным, ведь в управлении объектами водоснабжения теперь задействовано меньше сотрудников. Уменьшилось количество телефонных жалоб от потребителей.
Появилась возможность дистанционного включения и отключения дорогостоящего оборудования с пульта головного офиса предприятия. Это уменьшает износ и продлевает срок его службы. Благодаря реализации проекта жители города получили более надежное и качественное водоснабжение, а утечки воды существенно снизились.
Как изменились показатели аварийности и потерь питьевой воды после реализации проекта?
— Раньше аварийность на сетях водоснабжения составляла 0,9 единицы на километр, потери питьевой воды — 42 процента. После реализации проекта первый показатель снизился до 0,8 единицы на километр, второй — до 39 процентов.
Проект предполагает использование сложных приборов. Как вы будете решать вопросы программного обеспечения и ремонта оборудования в условиях санкционного давления Запада?
— С этим у нас не возникнет проблем. В нашем городе сосредоточена мощная научно-промышленная база, работает филиал МГТУ им. Баумана, есть инженерно-конструкторская школа. Кроме того, все технические решения основаны на отечественных приборах и программах.
За победу в конкурсе Калуга получила грант — 50 млн руб. На что планируете их потратить?
— Мы планируем расширение системы на другие инженерные сооружения. Поэтому направим средства гранта на дальнейшую модернизацию системы водоснабжения и водоотведения, повышение качества услуг ЖКХ.