Во многом такие показатели обусловлены оптимистичными ожиданиями застройщиков. Они на фоне рекордных прошлогодних продаж начали приобретать земли и запускать новые проекты. А еще, как рассказал источник РБК Екатеринбург на строительном рынке, это говорит об улучшении инвестиционного климата в отрасли.
«Возник диалог между властью и бизнесом. На старте понятны правила игры, и их никто потом не меняет», — уточнил собеседник.
Девелоперы говорят, что им в короткие сроки удалось перестроить работу с мэрией и взаимодействие с чиновниками стало более эффективным.
«Администрация Екатеринбурга активно взаимодействовала с застройщиками и в «ковидную» эпоху, а в новой экономической реальности произошли действительно революционные в хорошем смысле события. Профильный вице-мэр еженедельно ведет работу по каждому застройщику, каждому объекту: узнает, что мешает, что нужно сделать для своевременного ввода, берет вопросы на контроль», — сказал глава Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников.
Сейчас в стадии строительства в Екатеринбурге находится 3,35 млн кв. метров жилой недвижимости. За два года показатель вырос на 20%. Это значит, что за ту же единицу времени чиновники одобрили больше градостроительной документации.
За последний год к Екатеринбургу начали присматриваться многие крупные иногородние компании. Например, ГК «Эталон» выкупил площадку в Солнечном, ГК «Самолет» планирует проект на бывшей территории Уралмашзавода, а «Страна-Девелопмент» — в промзоне вдоль Сибирского тракта.
Что произошло?
Во-первых, мэрия замкнула на себе полномочия по внесению поправок в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Вместо трехступенчатой системы принятия решения о том, какой тип недвижимости можно возводить на том или ином участке, новая модель исключает из процесса городскую думу.
Гендиректор «УГМК-Застройщик» Евгений Мордовин, комментируя новеллы в законодательство, говорил, что теперь качество и продуманность проектов вырастет.
«В городе сложилась сильная команда, которая доказала свою компетентность, договороспособность и может дать импульсы для развития. Качество экспертизы у сотрудников мэрии выше, поскольку они постоянно занимаются градостроительными вопросами: разрабатывают и утверждают Генплан, проекты планировок. Логично, что итоговые решения должны принимать профильные специалисты», — сообщил Евгений Мордовин, гендиректор «УГМК-Застройщик».
Как говорят участники рынка, новая модель внесения поправок в ПЗЗ сократит срок согласования с шести–девяти месяцев до двух с половиной недель.
Во-вторых, сэкономить время и снизить себестоимость строек поможет сокращение сроков подключения объектов к городским сетям. Администрация Екатеринбурга, ресурсоснабжающие организации и застройщики договорились, что теперь согласование строительной документации не может идти дольше десяти дней.
Раньше сроки регламентировались внутренними документами сетевых организаций либо не регламентировались вовсе. Обычно весь процесс занимал не менее 30 дней.
«В последнее время с точки зрения сроков основная неясность у нас была именно в подключении к сетям. А это напрямую влияло на сроки раскрытия эскроу-счетов и передачи квартир дольщикам. Понимая, что есть такая стадия неопределенности, мы ставили растянутые сроки строительства. Вместо 24 месяцев — 28», — уточнил директор компании Prinzip Геннадий Черных.
Он добавил, что соглашение повлияет и на стоимость строительства, потому что, в том числе, компаниям не придется долго платить за содержание площадки, на которой ничего не происходит.
В-третьих, чиновники приняли нормативы градостроительного проектирования (МНГП), которые позволили снизить нагрузку на стоимость и, как следствие, увеличить доступность квадратного метра жилья.
К примеру, мэрия дополнила нормативы по парковочным местам возможностью снижения показателей минимального допустимого уровня на 25%, если жилье проектируется рядом с остановками трамвая, метро или городской электрички. Для коммерческих объектов на первых этажах домов также введен понижающий коэффициент (от 15% до 25%) для парковок.
Еще девелоперы могут уплотнить застройку на 25% в случае, если рядом с проектируемым домом есть линии общественного транспорта высокой провозной способности, или в случае реновации территории.
В ответ девелоперы согласились резервировать и безвозмездно передавать землю под детские сады и дороги, а также развивать общественные пространства (даже если они находятся вне контура их проектов).
В компании «Брусника» признают усилия властей (и федеральных, и региональных, и местных) для поддержки отрасли.
«У местных властей, откровенно говоря, не очень много рычагов воздействия на рынок. Мы полагаем, что мэрия Екатеринбурга на данном этапе предприняла все меры, которые могли бы позитивно влиять на отрасль», — ответила директор «Брусники» в Екатеринбурге Наталия Лушникова.