Какие изменения отразить в муниципальных правовых актах, которые определяют порядок работы органа местного самоуправления в случае аварии в системе теплоснабжения. С 1 сентября комиссии Ростехнадзора начнут расследовать причины таких ситуаций по обновленным правилам. Они касаются аварий на источниках тепловой энергии и тепловых сетях, находящихся в том числе в муниципальной собственности. Представители органов МСУ смогут участвовать в расследованиях.
В статье расскажем, что меняется в сроках передачи информации об авариях в Ростехнадзор и правилах сдачи ежемесячной отчетности.
Установлен конкретный срок передачи информации об аварии Ростехнадзору
Документ: Новые правила — в постановлении Правительства от 02.06.2022 № 1014. Они будут действовать до 1 сентября 2028 года
Аварийные ситуации на объектах теплоснабжения делятся на четыре группы в зависимости от последствий. Авария может привести:
- к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
- разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок трое суток и более;
- разрушению или повреждению сооружений, где находятся объекты, которые привели к прекращению теплоснабжения потребителей;
- перерыву теплоснабжения потребителей на срок более шести часов или снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения.
В первых трех случаях причины аварийной ситуации расследует Ростехнадзор. Муниципалитет, как собственник объекта теплоснабжения, должен передать федеральной службе оперативную информацию и уведомить ее о возникших последствиях. В новых правилах установлен конкретный срок — два часа с момента выявления аварийной ситуации. Прежняя формулировка была расплывчатой: уведомить Ростехнадзор нужно было «незамедлительно».
В четвертом случае расследование проводит собственник объекта теплоснабжения. Но и об этой аварийной ситуации собственник должен сообщить в Ростехнадзор. Срок остался прежним — восемь часов с момента, когда возникла авария.
Какую информацию передать Ростехнадзору, посмотрите в списке ниже. Этот перечень не изменился. Получив информацию, федеральная служба в течение 24 часов примет решение провести расследование причин аварийной ситуации.
Что сообщить Ростехнадзору, если произошла авария
Наименование собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла авария |
|
Наименование и место расположения объекта |
|
Дату и местное время возникновения аварии в формате «ДД.ММ.ГГ. в ЧЧ:ММ» |
|
Обстоятельства, при которых произошла авария: схемные, режимные и погодные условия |
|
Наименование отключившегося оборудования |
|
Технические параметры оборудования: тепловая мощность, паропроизводительность |
|
Сведения о не включенном после аварийной ситуации оборудовании |
|
Причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования |
|
Сведения об объеме полного или частичного ограничения теплоснабжения. Укажите категории потребителей, их количество, а также состав отключенного оборудования |
|
Хронологию ликвидации аварии. Сообщите даты и местное время, в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации, и восстановления теплоснабжения потребителей. Даты и время указывайте в формате «ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ» |
|
Информацию о наступивших последствиях |
Изменятся состав комиссии по расследованию и порядок ее работы
Ростехнадзор своим приказом создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. С 1 сентября в комиссию разрешено включать представителей собственника или иного законного владельца объекта теплоснабжения, на котором произошла авария. Если объект находится в муниципальной собственности, то в комиссию могут войти представители органа МСУ. Расследование начинается незамедлительно после того, как Ростехнадзор принял решение его провести.
На заметку: Комиссия отражает свои действия в протоколе. Его подписывает председатель комиссии
Комиссия должна выяснить причины аварии не более чем за 20 календарных дней. Этот срок не изменился, Правительство лишь уточнило, что дни календарные, а не рабочие. В случае необходимости срок можно продлить. Но при этом он не должен превысить 65 календарных дней. Здесь изменений также нет: нынешние правила разрешают продлить расследование на срок не более 45 дней.
В ходе расследования комиссия или привлеченная ею организация сможет совершать действия, которые не были предусмотрены в прежних правилах. Посмотрите ниже перечень действий с 1 сентября.
Какие действия может совершать комиссия в ходе расследования
Сохранять послеаварийную обстановку (по возможности) |
|
Изымать регистрограммы, записи оперативных переговоров и иные необходимые документы |
|
Описывать послеаварийное состояние указателей положения защитных устройств и блокировок |
|
Собирать документацию по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования |
|
Проводить осмотр, делать фотографии послеаварийной обстановки, снимать ее на видео, составлять схему и эскиз места аварийной ситуации |
|
Опрашивать очевидцев аварийной ситуации, руководителей и оперативный персонал организации, на объекте которой произошла авария, получать объяснения опрошенных лиц |
|
Выяснять обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливать их причины |
|
Выяснять характер нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования |
|
Оценивать действия оперативного персонала и руководителей организации по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации |
|
Проверять действия оперативного персонала на соответствие нормативным и техническим требованиям |
|
Выявлять нарушения установленных норм и правил эксплуатации объекта |
|
Проверять соответствие объекта и технологического процесса проектным решениям |
|
Проверять соответствие использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения |
|
Проверять наличие средств защиты персонала и их исправность |
|
Проверять наличие технической документации по эксплуатации объекта |
|
|
+ Новое с 1 сентября |
Изымать фотокопии оперативных журналов персонала, занятого в ликвидации аварийной ситуации |
|
Собирать сведения о предаварийном состоянии указателей положения защитных устройств и блокировок |
|
Собирать сведения о причинах вывода или избыточного ввода защитных устройств и блокировок в предаварийном режиме |
Будете отчитываться об авариях на новом бланке
Муниципалитет обязан ежемесячно представлять в Ростехнадзор сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях в системах теплоснабжения. Включайте в отчет сведения об аварии до момента ее полной ликвидации. С 1 сентября используйте форму из приложения № 3 к постановлению № 1014. До конца лета продолжайте заполнять бланк из приказа Ростехнадзора от 25.04.2016 № 158.
В новой форме по-прежнему надо будет отражать:
На заметку: Чтобы составить отчет, используйте данные из приложения № 2 к постановлению № 1014
- учетные признаки каждой аварийной ситуации;
- классификацию видов оборудования;
- классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования;
- общее количество аварийных ситуаций с классификацией по видам оборудования;
- классификацию аварийных ситуаций по причинам их возникновения .
Форма изменилась незначительно. Например, стало больше признаков организационных причин аварийной ситуации. В их число включили несоблюдение сроков, невыполнение в требуемых объемах диагностики оборудования и устройств.
Если расследование причин аварии завершилось, когда вы уже сдали отчет за месяц, то сведения о ситуации нужно внести в следующий отчет. При этом скорректируйте данные за месяц, в котором произошла аварийная ситуация. Направьте отчет в Ростехнадзор не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
На заметку:
Что считать аварийной ситуацией при теплоснабжении с 1 сентября
С 1 сентября изменится определение понятия «аварийная ситуация при теплоснабжении» (п. 2 Правил, утв. постановлением № 1014). Таковой будет считаться технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений или оборудования, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии. К аварийным ситуациям при теплоснабжении не будут относиться технологические нарушения, которые привели к неконтролируемому взрыву или выбросу опасных веществ.