Как администрация Медногорска повысила доходы и оптимизировала расходы местного бюджета

Тип: статья

— Ирина Валерьевна, Медногорск уже не первый раз занял призовое место во всероссийском конкурсе. Что дает участие в нем кроме наград за победу?

Медногорск — активный участник федеральных и региональных конкурсов по управлению общественными финансами. Участие в конкурсах помогает выявлять и улучшать наши сильные стороны, решать проблемы, дает возможность профессионального роста, стимулирует к дальнейшей качественной и эффективной работе. Победы означают, что мы движемся в правильном направлении. Кроме того, Минфин Оренбургской области финансово мотивирует участников всероссийских конкурсов. Они получают дотации из областного бюджета и направляют эти средства на реализацию муниципальных программ, которые помогают в том числе увеличить доходы и повысить эффективность бюджетных расходов.

— Какую работу проводит администрация города, чтобы увеличить налоговые доходы?

Мы пересмотрели действующие ставки по налогам и оценили налоговую нагрузку на население города. По результатам анализа приняли решение поднять ставку налога на имущество физических лиц с 0,1 до 0,15 процента в отношении объектов недвижимости. В итоге дополнительные поступления в бюджет города составят более 400 тыс. руб. ежегодно.

Постановлением администрации города мы отменили все налоговые льготы. Исключение сделали лишь для субъектов инвестиционной деятельности, которые реализуют в городе приоритетные проекты. Эти налоговые льготы продолжат стимулировать экономическую активность, помогут увеличить поступления в бюджет и привлечь инвестиции в промышленность.

В 2021 году мы направляли руководителям предприятий, организаций и учреждений города письма, в которых напоминали о необходимости своевременной уплаты налогов. Кроме того, проводили разъяснительную работу со старшими по домам. Через них передавали жителям МКД информацию о необходимости своевременно уплатить начисленные имущественные налоги. Чтобы напомнить горожанам о сроках уплаты этих и других налогов, широко использовали СМИ и официальный сайт администрации Медногорска.

Ежемесячно городская комиссия по стабилизации экономического развития и легализации объектов налогообложения приглашала на свои заседания должников. Это организации, ИП и физические лица. На заседаниях мы рассматриваем вопросы погашения задолженностей по налогам и страховым взносам. Выясняем причины выплаты зарплаты ниже МРОТ, возникновения убытков, неформальной занятости. Информация о лицах, не пришедших на заседания комиссии, но имеющих значительную недоимку, доводится до органов прокуратуры города.

В результате проведенной работы в 2021 году плановое задание по местным налогам на сумму 17,3 млн руб. выполнено на 105,1 процента. Была погашена налоговая задолженность в сумме 1,3 млн руб. Недоимка по налоговым платежам сократилась на 8 процентов.

— Каким образом вы повышаете поступления неналоговых доходов?

Мы предоставляем право на размещение в городе нестационарных торговых объектов по итогам аукционов. В результате нам удается ежегодно увеличивать плату за предоставление этого права. Например, в 2021 году она увеличилась в два раза по сравнению с уровнем 2020 года.

Также мы проводим аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Общая сумма платежей по таким договорам увеличилась в 2021 году на 50,2 тыс. руб.

Мы активно работаем с основным градообразующим предприятием города — Медногорским медно-серным комбинатом. Администрация заключила с ним соглашение о социально-экономическом партнерстве. В его рамках бюджет пополнят безвозмездные поступления на развитие образования, культуры и инженерной инфраструктуры. Их общая сумма составит 105,4 млн руб.

— Вы упомянули работу с должниками. Пожалуйста, расскажите подробнее: как она организована в вашем муниципалитете?

Мы каждый месяц анализируем задолженности по налоговым и неналоговым платежам. Данные о налогах сверяем с межрайонной инспекцией ФНС по Оренбургской области, а по неналоговым платежам — с главными администраторами доходов.

Помимо комиссии, которую я уже упомянула, есть еще одна — по контролю за поступлением арендной платы за государственные земельные участки и муниципальное имущество. На ее заседания мы приглашаем арендаторов, у которых есть значительные долги. Выясняем причины неуплаты в срок, изучаем возможности для предоставления рассрочки, устанавливаем новые сроки погашения задолженности.

По итогам проведенных заседаний в 2021 году была погашена задолженность на сумму 500 тыс. руб. Недоимки по неналоговым платежам удалось снизить на 32,4 процента.

— Показатель просроченной кредиторской задолженности часто служит индикатором эффективности работы по управлению финансами. Какие профилактические меры вы принимаете?

Администрация города утвердила дорожную карту по недопущению просроченной кредиторской задолженности. Ежемесячно мы проводим мониторинг задолженности путем сбора сведений, пояснений от муниципальных учреждений. При исполнении бюджета осуществляем контроль за использованием субсидий. Ведем подневный кассовый план, чтобы не допускать кассовых разрывов. Проводим работу по регистрации бюджетных обязательств, постановке на учет договоров и контрактов муниципальных учреждений. Если суммы договорных обязательств меняются, своевременно производим корректировку принятых обязательств.

— Давайте поговорим об оптимизации бюджетных расходов. На чем получается экономить?

Мы реализуем целый комплекс мероприятий. Например, в ходе реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности были модернизированы элементы системы наружного освещения города в рамках энергосервисного контракта. В результате экономия в 2021 году составила почти 3,7 млн руб.

В 2022 году в Ледовом дворце были установлены современные светодиодные прожекторы, в физкультурно-оздоровительном комплексе — светодиодные панели и энергосберегающие лампы. В результате в этих учреждениях расходы на коммунальные услуги снизились почти на 1,6 млн руб.

— Какие новые технологии управления финансами городская администрация использует в работе?

В 2019 году в систему управления финансами муниципалитета был внедрен перспективный инструмент — обзоры бюджетных расходов. Их подготовкой занимается финансовый отдел администрации. Цель обзоров — высвободить ресурсы, которые используются недостаточно эффективно, и перенаправить их на решение приоритетных задач. На основе информации из обзоров мы определяем приоритеты расходования средств, поддерживаем оптимальные объем и структуру расходов на реализацию функций и обязательств постоянного характера.

Результаты обзоров интегрированы в бюджетный процесс. Мы используем их при составлении программ и планов оптимизации расходов, а также проекта бюджета на будущий год и плановый период.

— Помогают ли эти обзоры решать текущие задачи муниципалитета?

Безусловно. Например, обзор помог нам сократить расходы на коммунальные услуги для МБУ физкультуры и спорта, имеющего в своем составе ледовую арену. В рамках нацпроекта «Демография» регионального проекта «Спорт — норма жизни» в учреждении установили новое промышленное холодильное и вентиляционное оборудование. Также провели реконструкцию подачи хладоносителя на ледовую арену. Заменили теплообменники вентиляционного оборудования для отопления и кондиционирования. Установили экономичные светодиодные лампы вместо дроссельных дуговых ртутных. В результате потребление теплоэнергии и электроэнергии снизилось на 25 процентов.

Но нам хотелось еще большей экономии. Мы подсчитали, что замена воздухоопорного купола ледовой арены на жесткую каркасную кровлю позволит нам значительно сократить потребление энергоресурсов. Объем подкупольного пространства уменьшится, в нем не надо будет поддерживать давление и обеспечивать вентиляцию. Предположительная экономия энергоресурсов составит не менее 50 процентов.

Строительство газопоршневой установки с ДВС и генератором, работающей на природном газе, в рамках энергосервисного контракта позволит нам снизить электропотребление на 30 процентов. Учреждение уменьшит затраты на закупку энергоресурсов. Минимальный размер экономии по проекту составит 50 процентов. Максимальная экономия расходов учреждения на закупку энергоресурсов — 95 процентов. По итогам анализа обзора расходов на коммунальные услуги для МБУ мы рекомендовали ГРБС заключить энергосервисный контракт.

Другие проблемы, которые помогли решить бюджетные обзоры

Проблема
В чем помог бюджетный обзор
Какое решение приняла администрация
Экономия
Расходы на охрану зданий муниципальных учреждений культуры и образования не были оптимальными
Сопоставить расходы на организацию охраны зданий спецслужбами и на содержание персонала, выполняющего функции охраны. Выяснить, что организация охраны объектов с помощью частных охранных предприятий более эффективна
Перевели здания учреждений на охрану ЧОПами
Около 2,8 млн руб.
При обслуживании газовых котельных учреждения несли расходы на зарплату операторам, замену оборудования, проведение экспертиз, поверку приборов и др.
Выяснить, что фонд оплаты труда операторов газовых котельных значительно превышает расходы на услуги специализированной организации
Привлекли к эксплуатации объекта энергоснабжения специализированную организацию
629 тыс. руб.

— Конец лета и начало осени — время составлять проект местного бюджета на будущий год. Есть ли у вас особые методики для выполнения этой задачи?

Прежде чем составить проект бюджета на очередной финансовый год, мы формируем «минимальный бюджет». Данный документ составляется по требованию регионального Минфина. «Минимальный бюджет» содержит показатели налоговых и неналоговых доходов и дотаций, сведения об оплате труда работников бюджетной сферы и их численности, о расходах на оплату коммунальных услуг. Основные параметры «минимального бюджета» отражены в отдельном приложении к решению о местном бюджете. Это тот минимум, который мы должны заложить в бюджет. Он и позволяет нам исполнить расходные обязательства в будущем году.

— Из-за отсрочек по налогам и других антикризисных мер местные бюджеты недополучат в 2022 году часть доходов. Многим сейчас приходится корректировать бюджет или компенсировать выпадающие доходы. Как у вас обстоят дела с исполнением бюджета?

На сегодня бюджет города по расходам исполнен на 89,2 процента. Пока нам не пришлось его корректировать. Мы ежемесячно составляем отчет об исполнении основных параметров местного бюджета. Это позволяет оперативно анализировать и оценивать ситуацию.

— Сегодня многие предприниматели оказались в нелегком положении. Как поддерживаете бизнес?

Чтобы помочь предпринимателям, мы утвердили график работы прямой линии с представителями муниципального образования. В WhatsApp создана группа быстрого реагирования на возникающие проблемы. Создана рабочая группа, которая занимается вопросами оказания имущественной поддержки местным предпринимателям.

Утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование субъектам МСП. При расчете арендной платы для них мы применяем льготный понижающий коэффициент 0,9. Данная преференция доступна и для самозанятых.

— Не могли бы вы дать совет коллегам, которые пытаются реформировать муниципальные финансы? Что необходимо для успеха?

Внутренние стимулы и обязательства перед вышестоящими инстанциями. Например, администрация ежегодно заключает с Минфином Оренбургской области соглашение о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. По условиям соглашения администрация должна обеспечить достижение целевых показателей социально-экономического развития города и принять меры для повышения эффективности бюджетных расходов. Медногорск обязуется обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов, увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, снизить недоимку по доходам в бюджет. Также в числе наших задач — не допустить роста просроченной кредиторской задолженности по обязательствам местного бюджета и муниципальных учреждений.

— Каким образом все это будет достигнуто?

Чтобы выполнить условия соглашения с региональным Минфином, мы разработали и утвердили план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов Медногорска на 2017–2024 годы. План включает мероприятия, которые позволят увеличить поступления налоговых и неналоговых доходов, оптимизировать бюджетные расходы и не допустить роста просроченной кредиторской задолженности. Часть мер направлена на совершенствование системы закупок для муниципальных нужд, сокращение муниципального долга. Ежегодно план актуализируется. Бюджетный эффект от реализации плана за 2021 год превысил 26,9 млн руб. План перевыполнен на 12,9 процента.

Ирина Никитина, заместитель главы муниципального образования по финансово-экономической политике – начальник финансового отдела администрации города Медногорска Оренбургской области