Стандарт зрелости управления рисками в контрольно-надзорной деятельности

Тип: статья

Необходимость в разработке данного Стандарта обусловлена сдержанным характером внедрения управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, обусловленной существующей правовой регламентацией.

В настоящее время отсутствует приемлемое для контрольно-надзорной деятельности понятие «риск», нет комплексного описания процесса  управления  рисками, его основных элементов, инструментов и взаимосвязи между ними, в том числе не продемонстрированы связь профилактической деятельности с управлением рисками, влияние применения риск-ориентированного подхода на результативность и эффективность деятельности контрольно-надзорных органов, не сформулированы принципы управления рисками, включая вопрос ответственности за риски не только контрольно-надзорных органов, но и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений, не раскрыты необходимые содержательные требования к критериям риска, не приведены все меры реагирования на риск. Отсутствие соответствующих нормативных установок служит одним из факторов формального отношения ведомств к внедрению и применению риск-ориентированного подхода[1].

В свою очередь, Стандарт призван разъяснить необходимость и значимость управления рисками для обеспечения наибольшей безопасности охраняемых законом ценностей и содействия экономическому развитию, раскрывает содержание ключевых понятий управления рисками, цели и этапы процесса управления рисками, описывает возможные стратегии и меры реагирования на риски в условиях их сбалансированного применения, дает качественную характеристику правового инструментария управления рисками.

Стандарт задает основные элементы и сущностные характеристики ведомственной системы управления рисками с описанием ее поэтапного развития по уровням зрелости вплоть до комплексной интеграции управления рисками в деятельность контрольно-надзорных органов.

Стандарт демонстрирует, что управление рисками и система управления рисками – это не самостоятельная надстройка в деятельности контрольно-надзорных органов, а инструмент достижения целей деятельности органов власти, который позволяет реализовать их с оптимальными ресурсными затратами  и минимальной административной и финансовой нагрузкой на подконтрольных субъектов.

  1. Для кого разработан Стандарт

Стандарт предназначен для использования контрольно-надзорными органами в Российской Федерации в целях разработки и совершенствования системы управления рисками.

Стандарт также может быть использован органами исполнительной власти, которые не наделены контрольно-надзорными полномочия, но осуществляют разрешительные функции, органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений.

Основными группами целевой аудитории Стандарта являются:

- руководство, формирующее государственную политику в отношении государственного и муниципального контроля (надзора). Указанным лицам рекомендуется ознакомиться с общими положениями об управлении рисками в контрольно-надзорной деятельности;

- руководство контрольно-надзорных органов, отвечающее за внедрение системы управления рисками. Указанные лица должны хорошо понимать общее устройство ведомственной системы управления рисками, а также взаимосвязи между ее основными элементами для того чтобы успешно выстраивать подобные системы в своих ведомствах;

- сотрудники контрольно-надзорных органов, непосредственно отвечающие за внедрение и применение ведомственной системы управления рисками. Данная целевая группа должна понимать не только концептуальные схемы процесса управления рисками, но также разбираться в методологических вопросах внедрения и применения конкретных практических инструментов;

- сотрудники контрольно-надзорных органов, уполномоченные на непосредственное осуществление государственного контроля (надзора). Данные лица также должны хорошо понимать и  применять  в текущей практике меры реагирования на риски;

- сотрудники ведомства, за которыми закреплены задачи методологического сопровождения внедрения ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах;

- общественность и представители бизнеса. Для построения успешных систем управления рисками требуется постоянное участие представителей общественности и подконтрольной среды, которые в свою очередь также должны понимать концептуальные основы системы, в которой будут участвовать;

- представители экспертного и научного сообщества. В процессе разработки ведомственных систем управления рисками может потребоваться проведение научно-исследовательских работ и экспертного анализа. Большая часть данных работ будет носить предметный и узконаправленный характер, однако для того чтобы лучше понимать для чего будут использованы данные результаты, научным работникам и экспертам также необходимо ознакомиться со Стандартом.

 


[1]                    О текущем состоянии внедрения риск-ориентированного подхода см., например, подготовленный Минэкономразвития России Сводный отчет о внедрении риск-ориентированного подхода по итогам 2017 года //  http://ar.gov.ru/ru-RU/document/default/view/512

Стандарт управления рисками (150,9 КБ)

Пахомов А.В. Аналитический центр при правительстве РФ