Обязательные страницы органа МСУ в соцсетях. Как соблюсти новые требования

Тип: статья

Прочтите, как использовать официальные аккаунты органа МСУ в социальных сетях с 1 декабря. Начиная с этой даты органы местной власти и подведомственные им организации будут обязаны создавать страницы в соцсетях и размещать на них информацию о своей деятельности. Сейчас органу власти достаточно иметь официальный сайт.

В каких социальных сетях завести страницы органа МСУ

Документ: Изменения внесены Федеральным законом от 14.07.2022 № 270-ФЗ в Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Не позднее 1 декабря 2022 года создайте страницу органа местного самоуправления в двух соцсетях: «ВКонтакте» и «Одноклассники». Эти соцсети Правительство указало в распоряжении от 02.09.2022 № 2523-р. Обе сети находятся в российской юрисдикции. Они популярны и давно изучены большинством российских пользователей интернета. Так, в марте 2022 года ежемесячная аудитория «ВКонтакте» впервые превысила 100 млн пользователей. Жителям вашего муниципалитета будет несложно получать через эту соцсеть информацию о деятельности органа власти

Иные социальные сети официально использовать пока запрещено. Соцсети, которые находятся вне юрисдикции РФ, невозможно принудить к исполнению в полном объеме требований российского законодательства.

Запрет не распространяется на мессенджер Telegram. Он не является соцсетью. Хотя этот мессенджер и зарегистрирован не в российской юрисдикции, орган местного самоуправления вправе вести собственный телеграм-канал. Такое разъяснение дал депутат Госдумы Александр Хинштейн. 

Какую информацию размещать в соцсетях

Разместите на странице в соцсети общую информацию об органе МСУ, а также о деятельности самого органа и подведомственных ему организаций (ч. 1.2 ст. 13 Закона № 8-ФЗ). Общая информация должна включать наименование органа, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, сведения об официальном сайте органа МСУ.

Информация о деятельности должна включать отчеты о проводимых мероприятиях и комментарии по актуальным вопросам. Позаботьтесь о том, чтобы аккаунт содержал также справочную информацию для местных жителей. Например:

На заметку: Максимальный объем сообщения во «ВКонтакте» — 7900 знаков, в «Одноклассниках» — 4096 знаков
  • где и когда запланированы дорожные ремонты;
  • какую сумму выделили на ремонт того или иного объекта социальной инфраструктуры;
  • какие цветы высадят на городских клумбах;
  • где будут монтировать новое наружное освещение;
  • какие дома попадают в план капитального ремонта на будущий год.

Для создания публикаций можно составить список наиболее важных информационных поводов. Примерный перечень посмотрите ниже.

Посты в соцсетях могут быть текстовыми, содержащими фото, видео или смешанными. Например, к сообщению на странице «ВКонтакте» можно добавить до 10 фотографий.

Примерный перечень информационных поводов для публикаций в соцсетях

  1. Изменения в ЖКХ и содержании жилья: новые нормы, изменение тарифов, ограничения.

  2. Строительство и крупные ремонты, благоустройство территорий, улучшение жилого фонда, расселение аварийных домов.

  3. Дороги: обслуживание, ремонты, строительство, перекрытия, дорожные знаки.

  4. Отчеты о публичных слушаниях, заседаниях представительного органа, комиссий, комитетов, общественных советов, созданных при главе, встречах с населением.

  5. Мероприятия с участием главы, председателя думы, депутатов: встречи, поздравления ветеранов, благотворительные концерты, акции и т. п.

  6. Транспорт: изменения в расписании или маршрутах, тарифы.

  7. Медицина: изменения в больницах, ремонты, новое оборудование, эпидемии, новые врачи.

  8. Образование: любые нововведения и ограничения для школ и детских садов.

  9. Новые предприятия и рабочие места, закрытие предприятий и сокращения.

  10. Спортивные мероприятия, победы местных спортсменов.

  11. Досуг: куда пойти и чем заняться в свободное время.

  12. Льготы для пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных семей и других категорий населения: любые изменения.

  13. Новые назначения руководителей муниципального образования и администрации.

  14. Награждения горожан, в том числе памятными знаками (юбилейные медали ветеранам, знаки материнской доблести, подарки к золотой свадьбе).

  15. Многофункциональные центры: открытие новых МФЦ, изменения в графике работы, оказание новых услуг.

Какую информацию нельзя размещать в соцсетях

Владельцы социальных сетей обязаны:

  • не допускать распространения в них запрещенной информации;
  • осуществлять постоянный мониторинг соцсети в целях выявления запрещенной информации;
  • ограничивать или блокировать доступ к аккаунту тем, кто регулярно нарушает законодательство о защите информации.

Виды запрещенной к размещению в соцсетях информации перечислены в части 1 статьи 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Полный перечень посмотрите ниже.

Чтобы владельцы соцсетей не заблокировали доступ к официальным страницам органа местного самоуправления, назначьте ответственных за размещение и обновление информации на них. Эти специалисты будут выявлять и своевременно удалять запрещенную информацию. Лучше всего с этим справятся сотрудники пресс-службы, департамента по информационной политике или иной структуры по общественным связям, коммуникациям, взаимодействию с населением.

Эту информацию запрещено размещать в соцсетях

  • Информация в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции или органам власти.
  • Информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
  • Недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений.
  • Информация, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной социальной инфраструктуры, объектов энергетики, промышленности или связи.
  • Информационные материалы иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной в России. Сведения, позволяющие получить доступ к вышеперечисленной информации или материалам.
  • Материалы с порнографическими изображениями. Объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера
  • Информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах в местах культивирования наркосодержащих растений.
  • Информация о способах совершения самоубийства, а также призывы к нему.
  • Информация, нарушающая требование о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием интернета.
  • Информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, этилового спирта, спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством.
  • Информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни, здоровья либо для жизни и здоровья иных лиц.

Где разместить ссылки на аккаунты в соцсетях

Информацию об официальных страницах органа местного самоуправления со ссылками разместите на его официальном сайте. Лучше, если это будет кнопка, — так нагляднее. Ее можно расположить на главной странице сайта или на странице с контактной информацией органа местного самоуправления.

Кнопки и ссылки на аккаунты в социальных сетях размещайте в нижней части страницы. Кнопки соцсетей, закрепленные сверху, будут отвлекать внимание пользователя. Также не рекомендуем располагать кнопки в шапке сайта, чтобы не мотивировать пользователя сразу уйти в соцсети. Боковое меню — тоже не лучшее место для кнопок и ссылок на аккаунты. Такое меню будет выглядеть перегруженным.

Можно ли освободить подведомственную организацию от ведения аккаунтов

Подведомственные органу МСУ организации могут не создавать официальные страницы в соцсетях. Но есть одно условие: это решение надо согласовать с учредителем (ч. 1.1 ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Учитывайте особенности сферы деятельности подведомственной организации. Если учреждение предоставляет услуги широкой аудитории, а их перечень периодически меняется, то создание страниц в соцсетях будет полезно как для самой организации, так и для потребителей. Пользователи смогут оставлять отзывы о работе учреждения. А оно сможет изучать спрос, вводить новые и исключать невостребованные услуги, повышать качество обслуживания.

Павел Гулидов, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»