Ханты-Мансийский АО. Зачем Югре нужны агломерации?

Тип: статья

Вернулись к ним в 2017-м. Пять лет назад обсуждался вопрос о создании первой югорской агломерации на базе Сургута и района. Тогда региональные власти планировали присоединить часть территорий соседнего муниципалитета, а точнее Белый Яр, Солнечный и Барсово, к самому крупному городу Югры. Однако от этой идеи по ряду причин отказались.

Создание агломераций, как подчеркивают чиновники, тренд федеральный. Правительство России к 2030-му намерено создать 41 объединение в разных точках страны. Зачем? Что такие соглашения о сотрудничестве муниципалитетов значат для жителей и какие совместные проекты готовы уже сегодня реализовывать руководители территорий?

Проект по созданию крупнейшей агломерации «Сургут – Нефтеюганск» продиктован федеральным трендом на укрепление муниципалитетов. Подписание документа о сотрудничестве между Сургутом, Нефтеюганском, Пыть-Яхом, Сургутским и Нефтеюганским районами, прежде всего, нацелено на совместное социально-экономическое развитие.

«Это фактически формализованная правовая основа для реализации совместных инфраструктурных и других проектов. То есть мы подошли к такой черте своего развития в своих границах, особенно с коллегами Сургутского района, где наши земляки могут жить и работать в Сургутском районе или наоборот, и вся жизнь уже начинает пересекаться. Очень важно сегодня в рамках и бюджетного правила, и правовых основ сформировать такие условия для жителей, чтобы они уже не чувствовали этих разграничений. В первую очередь, можно говорить о совместных инфраструктурных проектах, то есть дорогах, транспортных артериях, пассажирских перевозках и так далее. Но это очень широкий взгляд на совместное развитие», – объяснил глава города Андрей Филатов.

Создание агломерации не имеет ничего общего с изменением границ муниципалитетов, сегодня вопрос об этом не стоит, подчеркивают чиновники. Каждая территория, несмотря на соглашение, управляется своей администрацией и продолжает развивать свои проекты, но при этом теперь будет активно делиться и перенимать удачный опыт коллег.

«Для Пыть-Яха в частности мы видим непосредственно подготовку концессионных соглашений в жилищно-коммунальном комплексе. Соответственно, будет рассматриваться несколько территорий. Это, конечно, приоритетное значение для муниципалитетов в этой части на сегодняшний день», – добавил глава Пыть-Яха Александр Морозов.

Дальше будет создан координационный совет. В состав войдут до трех представителей от каждого муниципалитета. В первую очередь, соглашение определяет общий порядок взаимодействия территорий в планировании и реализации совместных проектов. Масштабная цель агломерации ясна – объединиться для совместного развития.

«Чтобы максимально конкретно ответить на ваш вопрос, наверное, первым проектом могло стать продолжение улицы Киртбая до городского поселения Белый Яр, чтобы объединить город Сургут и Белый Яр одной магистралью. Для Белого Яра видимое большое преимущество, что это потребует расширения улично-городской сети городского поселения. Если придет четырехполосная магистраль в поселок, то, безусловно, потребуется перестройка центральных дорог городского поселения. Вот вам как минимум один большой проект», – прокомментировал глава Сургутского района Андрей Трубецкой.

Транспортные артерии – неотъемлемая часть любой агломерации. Связанность муниципалитетов автомобильными и железными дорогами по сути является причиной объединения территорий соглашением о сотрудничестве. И одним из пунктов, который, благодаря документу, можно и нужно будет развивать.

«Агломерация – это серьезный ресурс, который позволит нам решить ряд проблем и задач, ну и основным хотелось бы высказать свое мнение о том, что это позволит создавать нам масштабные инвестиционные проекты, позволит реализовывать нашу транспортную систему уже в другом виде, позволит решать государственные задачи. Это немаловажный фактор», – прокомментировала глава Нефтеюганска Эльвира Бугай.

На территории городов и районов, которые стали одной агломерацией – более 700 тысяч человек. Это 41 процент от общей численности населения региона. При этом большинство из них живут в одном муниципалитете, а учатся или работают в соседнем. Подписание соглашения, по словам чиновников, должно стереть эти границы между территориями.

«Думаю, что совместно нам будет интересно и проекты как агропромышленного, так и дорожного сервиса, и этнотуризм можно будет развивать и все-таки стремиться к тому, чтобы стереть эти границы проживания наших жителей на территории городских поселений, городских муниципалитетов и сельских поселений. Конечно, в любом случае бенефициаром нашего соглашения должен быть житель. Житель Югры», – отметила глава Нефтеюганского района Алла Бочко.

«Если говорить о крупных, конкретных проектах, которые будут работать, я могу сейчас только обозначить, в любом случае, это будут проектные группы, это будет работать целый состав представителей разных муниципалитетов, но один из крупнейших проектов – это, конечно, научно-технологический центр, который сегодня существует. Он в себе содержит огромное количество модулей, так скажем, в которые будут вовлечены и которыми будут заинтересованы все муниципальные образования, которые сегодня присутствовали», – добавил председатель думы Сургута Максим Слепов.

Благодаря агломерации сроки реализации проектов должны быть ускорены. Например, минимизируется бюрократия.

«Агломерационные процессы, которые позволяют главам муниципальных образований тесно, конкретно участвовать в тех проектах, которые на стыке их границ. Я как человек-производственник, когда работали на электростанции в «Тюменьэнерго», все вопросы когда возникали, когда на стыке двух ведомств каких-то, сразу здесь ищи проблему. То есть мелочи в этом кроются», – рассказал депутат Госдумы Вадим Шувалов.

Однако соглашение не решает, пожалуй, одного из главных вопросов – финансирования.

«Единственный момент, который одеяло на себя затаскивает с точки зрения федеральной возможности, у нас нет с вами нормального законодательства бюджетного, межбюджетного взаимоотношений вот этих структур», – добавил Вадим Шувалов.

Сегодня бюджетный кодекс России не предусматривает создания в агломерации межмуниципальной казны. Это значит, что при строительстве, например, продолжения улицы Киртбая до Белого Яра часть полотна будет оплачивать Сургут на своей территории, остальной асфальт – район, уже в свои границах. А здесь разными могут быть и подрядчики, и проект, и стиль. Что кажется не очень логичным. Поэтому денежный вопрос на уровне закона еще предстоит проработать.

сайт https://in-news.ru