Республика Татарстан. Регион может стать пилотным по проведению жилищных уроков в России

Тип: статья

– Владимир Иванович, откуда взялась такая идея – проводить жилищные уроки в школах?

На самом деле идея появилась достаточно давно. Ведь всем нам важно, чтобы собственники квартир были грамотными, понимали свои права и обязанности. И конечно, лучше жилищную грамотность прививать со школьной скамьи. Чтобы дети понимали, как устроена система жилищно-коммунального хозяйства, бережно относились к дому, подъезду, своему двору. Знали о том, как важно экономить ресурсы. Приведу пример. У нас на одной детской площадке пять раз ломали баскетбольное кольцо. Ну висят на нём великорослые подростки, фильмов спортивных насмотрелись… Ребятам на одном из жилищных уроков мы объяснили – на ремонт деньги идут из кармана родителей, потому что других возможностей нет. С помощью этих средств можно было бы решить какую-то другую задачу по благоустройству. Это заставило учеников задуматься.

Цель уроков в том, чтобы ребята познакомились с основными правами и обязанностями участников жилищных правоотношений, научились ориентироваться в правовых документах, разбирались в структуре местного самоуправления. И в конечном итоге всё это способствовало бы более открытым и уважительным взаимоотношениям жителей и работников ЖКХ. Разве это не хорошо?

– Конечно, хорошо. А расскажите, где прошёл первый жилищный урок? О чём на нём говорили? Какие впечатления у школьников?

Сейчас я работаю начальником отдела по развитию группы компаний «ДомСервис» в Казани, и наш директор Айрат Залялеев поддержал инициативу по проведению жилищных уроков. Поэтому они проходят на подшефной территории, которую обслуживает управляющая компания. Первая встреча состоялась в школе №170 с учениками девятых классов в конце сентября. Нашу инициативу также поддержала ассоциация «Содружество организаций управляющих многоквартирными домами РТ».

Сразу хочу сказать, что обу­чение проходит во внеурочное время раз в месяц. Поэтому какой-то серьёзной дополнительной нагрузки на ребят нет. Первое занятие носило ознакомительный характер – мы рассказали о структуре и основных задачах жилищно-коммунальной сферы. Школьники были довольны. Мы не ожидали, что всё это им настолько понравится. Ребята включились в процесс, задавали вопросы и даже после занятия ко мне подходили, уточняли какие-то моменты.

Уроки имеют просветительский формат. Мы предложили рассказать о них родителям, чтобы на следующий урок старшеклассники смогли задать вопросы, которые актуальны для родителей. Так мы задействуем в этом проекте ещё и взрослых.

– Есть какая-то перспектива по проведению жилищных уроков?

Конечно. У нас разработана специальная программа. Она состоит из четырёх обширных тем. Следующий урок пройдёт в ноябре. Разберём тему «Дом, в котором я живу». Я расскажу об управлении многоквартирным домом, какие есть формы управления им, об инженерной инфраструктуре, организации текущего и капитального ремонта, а также о подготовке жилого дома к зиме.

В феврале будущего года раскроем тему жилищно-коммунальных услуг. Поговорим, как формируется квартплата, кто и какие тарифы устанавливает. А в апреле пройдёт урок по защите прав и интересов жителей. Думаю, вопросы интересные и актуальные. Это ведь важно, что дети будут их обсуждать дома с родителями, мы ещё и взрослых вовлечём в этот процесс.

Я не только за теорию, но и за практику. В Казани есть музей ЖКХ – единственный в России. Он находится на базе УК «Уютный дом», что на улице Четаева, 17. В рамках этого проекта мы обязательно сводим туда ребят.

Хочу отметить, что каждому классу от нашей управляющей компании была подарена библиотека собственника жилья в многоквартирном доме – это двадцать брошюр, которые включают ответы на самые важные вопросы в сфере управления многоквартирным домом. По итогам жилищных уроков мы предложим ученикам написать сочинение на одну из тем: «Энергосбережение – наше будущее», «Дом, в котором я живу», «Мой дом – моя крепость», «Я учусь быть хозяином дома», «Живём под одной крышей». Это будет неким показателем того, насколько ребятам удалось разобраться в сфере ЖКХ. Авторы лучших сочинений будут награждены почётными грамотами и благодарностями.

– А что дальше? Будут ли жилищные уроки в других школах?

Буквально на этой неделе стартуют уроки ещё и в школе №177. Есть договорённость провести такие встречи в школе в селе Большие Кабаны Лаишевского района, потому что я там учился и хочу передать ребятам эти знания. Поймите, что пока это частная инициатива группы управляющих компаний. Мы не можем охватить всех и сразу, двигаемся небольшими шагами.

В своё время проект «Живи как хозяин» внедрялся в Ново-Савиновском районе на базе управляющей компании «Уютный дом». Руководитель этой организации Марат Нуриев – сейчас депутат Госдумы. Он тоже приверженец идеи проведения жилищных уроков в школах. У него есть желание сделать данную инициативу более масштабной. В июне нынешнего года в Минстрое РТ прошло совещание, где как раз говорили об этом. Было принято решение, что Татарстан станет пилотным регионом по проведению жилищных уроков. Те шаги, которые мы сейчас делаем, как раз в рамках этой идеологии.

На самом деле то, что мы проводим, не сложно, но очень важно. Это работа на перспективу. Мы закладываем основу, чтобы молодые люди впоследствии стали грамотными собственниками жилья. Хотел обратиться к управляющим компаниям города, к нашим жилищникам: пусть каждый возьмёт по одной школе и станет проводить такие просветительские жилищные уроки. Я готов полностью обеспечить желающих методическими материалами. Обучу и подскажу, как всё организовать. Это будет иметь очень хороший эффект – молодёжь станет более ответственной и грамотной в вопросах жилищно-коммунального хозяйства. А она, как известно, наше будущее.

Газета «Республика Татарстан»