Рассмотрев запрос, Комиссия по этике отметила, что уже неоднократно высказывалась по подобным вопросам, но поскольку они продолжают поступать, это свидетельствует о необходимости сформулировать общий подход Комиссии к их разрешению.
Условия и виды оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, пребывающий в отставке, установлены п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
В абзаце первом данного пункта определены общие условия осуществления судьей в отставке оплачиваемой деятельности (возраст; стаж работы в должности судьи), исчерпывающе названы виды органов и организаций, в которых он может работать, и отдельные должности, которые он может замещать, а также установлено, что судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
В свою очередь в абзаце втором этого пункта предусмотрено, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования подп. 1 п. 3 той же статьи, в котором говорится о том, что судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром
Тем самым, поясняет Комиссия по этике, федеральный законодатель закрепил право бывших судей занимать иные (кроме должности судьи) государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, сохранив прямой запрет на замещение должностей прокурора, следователя и дознавателя.
Других исключений в отношении возможности замещения судьей в отставке конкретных государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы Закон о статусе судей не предусматривает.
Федеральное законодательство не ограничивает право пребывающего в отставке судьи замещать названные должности в зависимости от вида соответствующей службы, от предмета ведения и полномочий органа, в котором такая служба осуществляется. Не связывается соответствующее право и с возможностью последующего судебного контроля (обжалования в судебном порядке) принимаемых государственным, муниципальным служащим решений.
Также федеральный законодатель не признает несовместимым со статусом судьи в отставке занятие деятельностью, непосредственно связанной с досудебным урегулированием споров.
В заключении, кроме того, отмечается, что пребывающий в отставке судья не осуществляет правосудие и не может оказаться в ситуации конфликта интересов в том значении, как это определяет Закон о статусе судей. А предотвращение и урегулирование конфликта интересов, который может возникнуть при выполнении им обязанностей по замещаемой должности государственной службы, может и должно осуществляться в соответствии с законодательством, регулирующим прохождение соответствующего вида государственной службы.
Поэтому, подытоживает Комиссия по этике, исполнение судьей в отставке обязанностей государственной службы в любой должности государственной службы (за исключением прямо обозначенных законодателем должностей прокурора, следователя, дознавателя) не противоречит законодательству о статусе судей в РФ. При надлежащем исполнении бывшим судьей обязанностей такой службы исключается возможность причинения ущерба интересам правосудия.
Аналогичный подход применим и к рассмотрению вопросов о возможности замещения судьей в отставке муниципальных должностей, должностей муниципальной службы.
И главное - изложенный подход по общему правилу не предполагает необходимости анализа обязанностей, устанавливаемых конкретным должностным регламентом.
Применительно к рассмотренному Комиссией запросу это означает, что заявитель вправе замещать каждую из названных в нем должностей.
В заключение Комиссия по этике напомнила, что при замещении бывшим судьей должностей, указанных в подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, судья в отставке не может по доверенности выполнять функции представителя органа, в котором проходит службу.