РБК. Для развития городов и бизнеса: чем полезны сервисы геоаналитики

Тип: статья

«МегаФон», который развивает сервисы на основе геоаналитики с 2018 года, подтверждает, что решения, построенные на анализе больших данных, пользуются высоким спросом. Так, общий прирост выручки по дата-сервисам в 2021 году составил 35%. При этом выручка b2g-сегмента дата-сервисов, то есть полученная от реализации проектов для государственных предприятий и структур, увеличилась в 2021 году более чем вдвое относительно 2020 года. По итогам 9 месяцев 2022 года прирост выручки в госсегменте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уже превысил 65%.

Что такое геоаналитика и как она работает

Сервисы геоаналитики собирают, хранят, анализируют и обеспечивают графическую интерпретацию множества типов информации: о населении, ландшафте, местонахождении объектов инфраструктуры и других, они позволяют ее сравнивать и противопоставлять. Например, карта одного населенного пункта может содержать информацию о среднем доходе его жителей, уровне продаж определенного товара или развитости транспортной инфраструктуры, а, указав место или объект на цифровой карте, например, банк или магазин, можно понять его среднесуточную посещаемость. Сервисы предлагают дополнительные инструменты фильтрации и визуализации, а слои наборов данных позволяют отсортировать их по конкретному показателю, чтобы отображалась, например, только демографическая информация.

Когда пользователи мобильной связи перемещаются по городу, их телефоны переключаются от одной базовой станции к другой. При этом телеком-оператор видит данные о создаваемой на них нагрузке, далее его IT-система агрегирует анонимные данные об отдельных абонентах в данные об их «потоке» с привязкой к заданной географической точке. «Поток», в свою очередь, относят к определенному профилю с набором качественных характеристик: пола, возраста, дохода и прочих. В итоге аналитическая платформа анализирует эти данные в привязке к географическим точкам и формирует, к примеру, картину транспортного потока. При этом сам оператор видит лишь модель поведения устройства пользователя, а не его личные данные. Корпоративные клиенты также получают только агрегированные и деперсонифицированные данные без возможности идентифицировать абонента.

Чтобы понять масштаб больших данных, достаточно вспомнить, что у того же «МегаФона» более 74 млн абонентов. При этом, благодаря партнерам, аналитические инструменты компании анализируют данные 98% населения страны. «Сервисы компании построены на основе самообучающихся алгоритмов. Чтобы добиться максимально глубокого анализа геоданных, они учитывают множество независимых переменных. Также мы применяем запатентованное решение геомэппинга — использует математические алгоритмы для построения точной траектории перемещения объектов», — рассказывает руководитель дирекции по цифровому маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона» Кирилл Самошонков.

Где применяют сервисы геоаналитики

Промышленность

Геоинформационные системы (ГИС) помогают отслеживать производительность предприятий и работы строек в реальном времени. «Роскосмос» и предприятие «Терра Тех» в 2022 году запустили совместный портал «Геопространственная аналитика» с информацией об изменениях в природе и экологии, чрезвычайных ситуациях и социально-экономических процессах в России и мире. Система использует данные спутникового мониторинга, инструменты дистанционного зондирования Земли, геоинформационные технологии, она включает интерактивную инфографику и анализ.

Госуправление

В России геоаналитик, согласно исследованию «Сбера» и ВШЭ 2021 года, является одной из пятидесяти профессий будущего и одной из четырех ключевых профессий в урбанистике. Это отвечает тренду развития «умных» городов, ориентированных на комфорт, безопасность и удовлетворение нужд населения.

Органы федеральной и местной власти применяют геоаналитические сервисы для управления транспортной инфраструктурой, сельским и лесным хозяйством, горнодобывающей промышленностью, водными ресурсами. Местные органы власти используют геоаналитику для наблюдения за дорожным движением, контроля качества окружающей среды, распространения заболеваний, распределения нагрузки на предприятия коммунального хозяйства. Это позволяет своевременно реагировать на проблемы и запросы населения.

В России насчитывается уже 16 городов-миллионников. Властям крупных населенных пунктов важно получать актуальную аналитику по различным параметрам в том числе и в географическом контексте — оценивать реальное количество населения в конкретном районе, анализировать транспортные потоки и, исходя из этого, планировать развитие городской инфраструктуры.

«МегаФон» развивает собственный сервис для оценки ключевых показателей развития города или региона — «Аналитика городской среды». С его помощью можно оценить реальный объем населения, его социально-демографическую структуру и уровень дохода, проанализировать перемещения на территории муниципалитетов и их взаимосвязанность, благодаря чему выявить районы концентрации рабочих мест и мест проживания, оценить уровень оттока трудовых ресурсов. За 9 месяцев 2022 года спрос на решение «Аналитика городской среды» вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года более чем в 1,5 раза, это привело приросту выручки более чем на 40%.

Также он позволяет анализировать высоконагруженные транспортные направления. Аналитический продукт «МегаФона» активно используют городские власти, особенно, когда речь идет о планировании новых маршрутов общественного транспорта. Так, в Самарской области сервис помог местным властям оценить данные о ежесуточной миграции между населенными пунктами и принять решение по проекту строительства высокоскоростной железной дороги в рамках Самарской агломерации.

Страхование и недвижимость

В данных сферах геоаналитика позволяет планировать открытие новых офисов и прогнозировать их загруженность, а также выстраивать ценовую политику, исходя из ситуации в конкретном регионе.

Росреестр в декабре 2021 года представил сервис «Умный кадастр», который помогает вовлекать в оборот неиспользуемые объекты недвижимости. А «Росгосстрах» уже внедрил аналитическую геосистему с интерфейсом «умных» карт в помощь страховым агентам. Она отражает актуальную картину по страхованию объектов в масштабе отдельного населенного пункта.

Туризм

Геоаналитические данные позволяют понять потребности приезжих в конкретном регионе: проанализировав точки притяжения туристов, можно выбрать правильную локацию для размещения новой гостиницы, подходящий месяц для проведения кинофестиваля, познакомиться со своей целевой аудиторией, исходя из ее возраста, проявляемых интересов и множества других параметров. Обладая этими знаниями, можно не только прицельно развивать туристическую отрасль, но и, например, оттолкнувшись от возраста и интересов приезжающих на выходные граждан, составить подходящую развлекательную программу общественного мероприятия и предложить партнерство релевантному рекламодателю.

В декабре 2021 года правительство России утвердило госпрограмму по развитию туризма, которая предполагает объединение точек притяжения туристов в разных субъектах страны в единые маршруты. В июне 2022 года на ПМЭФ подписали соглашения между Ростуризмом и главами восьми регионов, которые вошли в туристический макрорегион «Из Москвы в Санкт-Петербург». Кроме того, ведомство в рамках нацпроекта «Развитие туризма и индустрии гостеприимства» разрабатывает схему развития туризма России в целом. Ее презентовали на сессии в Нижнем Новгороде в июле 2022 года. Первый этап проекта включает оценку туристического потока территорий, точек входа и проработку маршрутов с акцентом на межрегиональные. Теперь от властей требуется собрать и систематизировать исходные данные, в том числе статистические.

Для аналитики и мониторинга ключевых показателей туристической отрасли «МегаФоном» разработан сервис «Цифровой туризм». Он позволяет оценивать объем турпотока в городе или регионе, его динамику, потенциал открытия новых туристических направлений, проведения различных мероприятий. С помощью сервиса можно составить агрегированный портрет туриста. При этом он будет включать пол, возраст, страну и город постоянного проживания, интересы. Кроме того, компаниям и учреждениям доступен обезличенный поведенческий профиль туриста, который включает информацию о цели приезда, длительности пребывания, посещаемых локациях в городе и регионе, типе размещения на ночь.

В 2018 году решение от «МегаФона» помогало анализировать туристический поток в Москве во время Чемпионата мира по футболу. Теперь его используют ряд крупных туристических регионов страны, в том числе для оценки потенциальных изменений турпотока. Спрос на решение «Цифровой туризм» за 9 месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился более чем на 30%, выручка выросла более чем на 60%.

Бизнесу подобные сервисы позволят предложить пользователям комплексные цифровые решения для организации путешествий, а также оценить турпоток и другие показатели, чтобы планировать собственное развитие.

Окружающая среда

Экологи и предприятия используют геоинформационные системы для изучения изменений климата, подземных вод и оценки воздействия человека на природу. В 2021 году «Росатом» разработал систему «Логос Гидрогеология», с помощью которой можно оценивать воздействие техногенных объектов на подземные воды и грунт как для штатного режима работы предприятий, так и для вероятных аварийных ситуаций. Модель прогнозирует уровень затопления территорий, риски прорыва плотин, подъем или понижение уровня воды от строительства дамб и каналов.

Сельское хозяйство

Фермеры используют геоаналитику для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Данные поступают из различных источников: с метеорологических станций, наземных датчиков, образцов почвы, спутников и беспилотников. В 2022 году «Терра Тех» запустила платформу Pixel.AI, которая предоставляет отчеты об определенном участке Земли, используя данные со спутниковых снимков за нужный период времени. Pixel.AI определяет границы полей, а также категории их использования.

Как сервисы геоаналитики применяют в мире

Правительства разных стран активно внедряют в свою работу сервисы геоаналитики. Например, власти американского штата Пенсильвания используют сервис GeoAnalytics для сокращения задержек, связанных с авариями и другими происшествиями на дорогах. Система помогает находить операторов скорой помощи, пожарных и эвакуаторов всего за несколько секунд после происшествия. Это позволило значительно сократить время реагирования на инциденты.

А власти Тбилиси задействовали сервис геоаналитики от PwC Georgia, чтобы разработать план инфраструктурного развития Тбилисского моря. Популярное у жителей и гостей города место решили превратить в жилой район с коммерческими и рекреационными объектами. В проекте использовали анализ пространственных данных для выбора мест строительства туристических, гостиничных и торговых площадок вдоль водохранилища.

РБК