Усиление работы по брендированию муниципалитетов обозначил в своем ежегодном послании депутатам регионального парламента губернатор Тюменской области Александр Моор 24 ноября. Поручение он дал департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства совместно с главами муниципалитетов и Торгово-промышленной палатой Тюменской области.
"Бренд — это не красиво нарисованная картинка, это смысл, жизнь территории. Проводим первый, но не последний разговор на эту тему. Для нас бренд — это идентичность территории. То, с чем мы связываем место и что мы можем показать людям. Тюменская область богата на смыслы. Бренд — это про то, зачем человек должен сюда приехать, про то, чем можно гордиться в своей деревне или селе. Необходимо рассказать о том, что происходит на территории, чтобы она стала точкой притяжения для других людей. Сильный регион – это субъект, развивающийся всей своей территорией, а не только областным центром. Именно по этому пути идет Тюменская область", — добавила Ольга Езикеева.
Сейчас ряд муниципалитетов уже имеет смыслы: Ярковский район ассоциируется с Распутиным, Ишим — с Коньком-горбунком, Заводоуковск — с крыльями Сибири. По словам Езикеевой, это только первые шаги, территории могут обрасти и новыми брендами.
Бренды, по мнению генерального директора Инвестиционного агентства Тюменской области Николая Пуртова, могут помочь в развитии территорий и привлечении инвестиций. "Брендирование — серьезнейший инструмент, позволяющий по-иному взглянуть на территорию, увидеть ее сверху, понять источники, за счет которых можно продвигаться. Это может быть набор торговых марок или услуг. Все это тоже большая часть составного бренда территории муниципального образования. Мы должны понять, какая у нас основа, лучшие места, почему они должны стать будущими брендами", — поделился он.
В Тюменской области есть примеры удачного брендинга, который внедрили за последние несколько лет. Николай Пуртов остановился на термальных источниках, которые называют "наследниками древнего моря". "Однажды в Сочи познакомился с туристами из других регионов. Когда я представился и сказал, что я из Тюмени, они воскликнули: "О, термальные источники!". Это говорит о том, что нас уже знают не только как нефтяную столицу, но и как термальную", — сказал он.
На первую встречу по заданной теме пригласили экспертов, имеющих опыт в брендировании. Историю брендинга рассказала директор по маркетингу лизинговой компании "Талк-лизинг", бренд-стратег Анна Русакова. "Бренд — это ментальная оболочка создаваемого продукта. То, что возникает в голове у потребителя. Бренд — это обещание. То есть каждая территория обещает что-то разным целевым аудиториям. Он помогает конкурировать за внимание", — рассказала эксперт.
По ее словам, в первую очередь все начинается с анализа, затем продумывается стратегия, без нее заниматься брендингом не совсем правильно. После уже можно перейти к коммуникативной стратегии, а затем к визуальной истории — айдентике. Для создания привлекательного бренда не нужно сочинять про место то, чего там нет, необходимо опираться на глубокие исследования и ставить четкие цели.
"Цель брендинга — развитие территории, увеличение влияния этого места внутри региона и страны. Развитие территории — это про каждого из нас. Человек задается вопросом: "Кто я в этом месте?". Важно, что вы не одни. Нельзя действовать в одиночку. Не могут в Упоровском или Уватском районе создавать что-то, не взяв во внимание Invest Tyumen или Visit Tyumen. Задача — донести до широкой общественности идею уникальности этой территории, преодолеть дефицит материальных и нематериальных ресурсов региона, создать эффект места происхождения уникальных товаров", — добавила Анна Русакова.
Бренд-стратег подчеркнула, что при этом целевой аудиторией, на которую направлены усилия, являются местные жители, поскольку важно, чтобы местным жителям было хорошо. При этом, думая о туристах, нужно создавать место, куда люди захотят вернуться. В качестве удачных примера брендинга эксперт привела город Выксу Нижегородской области, в котором проживают чуть более 50 тыс. человек. Как сказала Анна Русакова, их фестиваль современной культуры "Арт-овраг" — один из немногих российских проектов про развитие территорий. "Вместе с местными жителями город превратили в галерею современного искусства. К ним приезжают звезды, художники, скульпторы. С каждым "Арт-оврагом" преображается не только облик города, но и экономика. За один уикенд несколько ресторанов получают больше миллиона рублей выручки. Сейчас в Выксе пошли дальше, они рисуют то, что хотят жители. У города сильно поменялась история: возвращается молодежь, средний возраст жителей теперь составляет около 35 лет", — поделилась Анна Русакова.
Небольшой Зеленоградск, расположенный в Калининградской области, тоже отличился в эффективном брендировании: город развивали через кошек. Зеленоградск наводнен туристами с утра до вечера: везде домики для животных, на улице есть автомат, в котором любой желающий может купить корм. В качестве хорошего примера гастрономического туризма бренд-стратег отметила сам Калининград, где запустили единственный в России фестиваль уличной еды. Победителей этого события отправляют на международные конкурсы за границу, продвигая там свои ценности, страну.
В дальнейшем работа по брендированию в Тюменской области будет разделена на четыре больших блока. "Мы подберем в свою команду бренд-стратегов, людей, которые работают со смыслами, тех, кто могут создавать бренды. Под руководством заместителя губернатора Тюменской области Андрея Пантелеева создадут рабочую группу. С участием капитанов бизнеса она будет помогать в организации по брендированию территорий. Впереди - обучение, слушатели узнают, что такое бренд и как его нужно создавать", — поделилась Ольга Езикеева.
Она подчеркнула, что бренд нужно не только создать, но и внедрить, сделать так, чтобы им гордились местные жители и использовал бизнес для продвижения.