Принятие закона закрепит четыре основных принципа реализации задач модернизации системы ЖКХ в регионе: единообразие, взаимодействие, координация и контроль, что, по мнению министра строительства ЖКХ и энергетики Марины Усовой, однозначно способствует повышению эффективности.
«Основной целью Правительства Магаданской области в сфере ЖКХ является обеспечение надежности и безотказной работы всех коммунальных систем региона. Для этого необходим комплексный подход при разрешении накопившихся проблем в этой сфере и при реализации программ модернизации системы ЖКХ. Что такое системный подход - это взгляд на систему ЖКХ региона как на единый организм, что требует иных, в том числе, правовых инструментов. Одним из таких инструментов является внесённый законопроект о перераспределении полномочий», - пояснила Марина Усова.
Сейчас разработкой или актуализацией, а также утверждением схем тепло- и водоснабжения занимаются муниципалитеты и каждый отвечает за себя, нарабатывая и применяя собственные практики. Отсюда и разное качество разработанных схем, в то время как цена ошибок и неточностей – необоснованно завышенный тариф и увеличение расходов потребителей на оплату коммунальных услуг.
«Только при вмешательстве региональных органов исполнительной власти рост тарифа по теплоснабжению одного из муниципальных образований составил 7, а не 22 %, как было бы в случае применения показателей выработки тепловой энергии, указанных в утвержденных схемах теплоснабжения, - поясняет Марина Усова. - В связи с чем право принятия решений и выбора тактики работы в вопросах модернизации коммунальной инфраструктуры не отдельно взятого городского округа, а всей Магаданской области, является необходимым фактором в дальнейшем развитии коммунальной системы Колымы».
Министр подчеркнула, что при этом основной целью в решении вопроса о перераспределении полномочий является сохранение компетентных кадров в городских округах.
Существенное значение имеет и финансовая составляющая, ведь модернизация коммунальных систем весьма затратное мероприятие, на которое необходимые средства у региона отсутствуют. Так стоимость программ модернизации систем теплоснабжения в двух муниципальных образованиях превышает 4 млрд. руб. Следовательно, нужно привлекать федеральное финансирование, что возможно исключительно при подготовке огромного объёма обосновывающей документации. При этом, проблема не столько в наличии на муниципальном уровне дефицита определённых компетенций, сколь в объективном отсутствии системного подхода.
«Каждый муниципалитет отвечает только за себя и не видит картины по области в целом. При таком подходе не было возможности комплексно оценить соотношение качества предоставляемых услуг и их стоимость для потребителей. С принятием нового закона министерство сможет оценивать мультипликативный эффект. Также мы сможем использовать лучшие практики, наработанные в наших же муниципалитетах, и применять их в целом для области», - заключила Марина Усова.
Таким образом, внесение указанных изменений в региональное законодательство – это требование времени, обусловленное необходимостью выработки стратегических и управленческих решений по развитию коммунальной инфраструктуры не на уровне отдельных муниципальных образований, а в рамках всей Магаданской области.