Виктор Симоненко, председатель организационного комитета проекта Национальный рейтинг прозрачности закупок:
"Несомненно, ускорение закупочного процесса важный механизм в текущих экономических условиях. Но необходимо сохранить доступ к информации для изучения и анализа. Отмечу, что в нестратегических отраслях должна сохраниться возможность конкурентного рынка через прозрачные тендерные инструменты, проверенные на практике".
Светлана Сафина, эксперт по государственным и корпоративным закупкам "Контур.Школы":
"Пока не вполне понятно, как будет развиваться ситуация на практике. Судя по имеющимся комментариям, предполагается, что регионы смогут "в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов". То есть изменения могут коснуться не всей сферы госзакупок, а только отдельных, стратегически важных проектов. С другой стороны, мораторий, мораторием, но ведь правил бюджетного санкционирования и финансирования расходов никто не отменял. Нужна будет комплексная корректировка многих норм, чтобы освоение бюджетных средств действительно ускорилось. Все-таки ждем реакции парламента и правительства".
Павел Лисин, руководитель АНО ДПО "Академия Контрактных Отношений", главный редактор сетевого издания "Цифровые закупки":
"Такая позиция спикера Совфеда сегодня у всех вызвала множество вопросов. Впрочем, поскольку подробностей-то никаких нет, то понять, в какой части закон может быть на время заморожен, достаточно сложно.
А если говорить в принципе, то да, в воздухе уже давно витает история с необходимостью что-то делать с законом. Действительно, сейчас закон не учитывает резкие колебания цен, отсутствие той или иной техники, которая раннее была иностранной, а сейчас должна импортозамещаться и многие другие аспекты. Так что доработка нужна, и экспертное сообщество это поддерживает.
Если говорить в общем, то необходимо законодательно разработать такие нововведения которые бы не помешали развитию конкуренции, прозрачности проведения госзакупок и борьбе с коррупцией.
Параллельно следует усиливать вопросы обоснования цены, описания объектов закупки, экспертизы результатов исполнения контрактов. То есть даже если будет введен мораторий на сами процедуры, то все равно заказчик не должен пострадать с точки зрения поставки ему некачественной продукции. У нас должна быть прозрачная система закупок, но при этом следует учитывать все реалии текущей ситуации, связанные с проведением специальной военной операцией. Мы понимаем, что это и санкции и контрсанкции и соответственно сложности с ценообразованием, то есть это все надо учитывать".
Антон Свириденко, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей, директор института Экономики роста им. П.А.Столыпина:
"В этом году мы в специальном докладе по деловому климату делали раздел про госзакупки. Что можно констатировать? За 10 лет в этой системе решаются две важных проблемы: больше внимания МСП - объем закупок госкомпании и госорганов у МСП, сроки оплаты, размер обеспечения - все это снижено. Второе - погашение задолженности перед бизнесом - 225 млрд. С 2015 года Генпрокураторой и с нашим участием погашено просроченных долгов. Это хороший результат.
Но проблема остается - 44-ФЗ часто меняется, больше 200 изменений только в 2021 году, большой объем неконкурентных закупок, по разным видам до 74% доходит, ну и правила игры. За небольшое нарушение могут из системы вообще выкинуть, в то время как реальные "черные дыры" никто будет не замечать - невысокая прозрачность.
Но проблемы с закупками есть во всем мире, везде это сложная, коррупциогенная сфера, и каждый борется, как может. Мы в свое время как раз много практикумов для предпринимателей сделали по борьбе с коррупцией в сфере госзакупок. Так что сфера проблемная, никто не спорит. Но с другой стороны, это целая система, которая работает 10 лет и слом ее, несмотря на несовершенство процедур, может привести, наоборот, к затруднениям, а не улучшениям. Ведь Валентина Матвиенко о чем говорит? Что сами торги - долгие, пока процедуры завершишь - уже и несколько месяцев пройдет. Есть ведь еще проблема доведения бюджетных средств. Пока их доведут - 3-4 месяца, еще торги - 2-3 месяца, а потом и год закончился и не потраченные средства в бюджет надо возвращать. Так что процедуры не дают результата, а соцобъекты обычно строит не малый бизнес. Надо над этими конкретными процедурами работать, на них особое внимание уделить, поправить, упростить в законе, но оставить контроль и конкурентные процедуры иначе мы из плохого консенсуса перейдем к очень плохому".
Никита Городилов, руководитель гражданско-правовой практики адвокатского бюро Moscow legal:
"Необходимо отметить, что такие предложения должны рассматриваться в свете того, насколько полезно будет в той или иной степени такое законодательное решение. По моему мнению, если будет принят закон, вводящий мораторий на применение 44-ФЗ будет больше вреда, чем пользы. Данный федеральный закон направлен не только на упрощение процедуры заключения государственных контрактов, но он также направлен на транспарентность и прозрачность в сфере госзакупок. На мой взгляд, это его основная задача. Государство может закупать, как ему хочется, но вот есть федеральный закон, который регламентирует саму процедуру и устанавливает определённые требования, которые позволяют говорить о прозрачности госзакупок.
Если мы говорим о моратории, то возможно возникнет большое количество злоупотреблений и пользы от этой инициативы станет гораздо меньше, чем вреда.
Если резюмировать то, инициатива приведет к огромному числу злоупотреблений самого разного рода, совсем не связанных с обеспечением нужд проведения Специальной военной операции".