Что изменится для органов МСУ в правилах противопожарного режима

Тип: статья

Как подготовиться к изменениям в Правилах противопожарного режима? /Правила предусмотрены постановлением Правительства от 24.10.2022 № 1885 и начнут действовать 1 марта 2023 года. К этому сроку органам местного самоуправления предстоит, в частности, провести работы на территориях, прилегающих к лесным массивам. Также внесите изменения в муниципальные правовые акты и программные документы.

Придется расширить защитные противопожарные полосы

Документ: Правила противопожарного режима (ППР) утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479. Поправки — в постановлении от 24.10.2022 № 1885

С 1 марта будут действовать более жесткие требования к ширине противопожарной минерализованной полосы. Она отделяет территорию, находящуюся в муниципальной собственности и используемую муниципалитетом, от лесных массивов. Сейчас минимальная ширина минерализованной полосы — 50 см. С 1 марта — 1,4 м (п. 70 ППР).

Устройство минерализованной полосы — один из трех способов защитить территорию муниципалитета от лесных пожаров. Это самый простой вариант. Полный перечень способов посмотрите ниже.

Три способа защитить от пожаров территорию, прилегающую к лесу

  1. Устроить противопожарную минерализованную полосу шириной 1,4 м. До 1 марта достаточная ширина — 50 см.
  2. Очищать прилегающую к лесу полосу шириной не менее 10 м от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов. Делайте это со дня схода снега до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования нового снежного покрова.
  3. Использовать иные противопожарные барьеры. Например, противопожарные разрывы, противопожарные опушки, пожарные водоемы.

ППР содержат особые требования к защите от природных пожаров населенных пунктов. Вокруг них должны быть созданы минерализованные полосы шириной не менее 10 м или установлены иные противопожарные барьеры. С 1 марта правила в этой части станут менее жесткими. Минерализованные полосы шириной не менее 10 м останутся обязательными вокруг населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других природных пожаров. В остальных населенных пунктах их нужно будет устраивать только в случае установления особого противопожарного режима (п. 70 ППР).

На заметку: Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других природных пожаров, устанавливает региональный орган исполнительной власти

Будет снят запрет на разведение костров

С 1 марта уже не будет действовать запрет на разведение костров, установленный в пункте 66 ППР. Сейчас нельзя разводить костры в населенных пунктах на землях общего пользования и территориях частных домовладений.

При этом Правительство установило ограничения для индивидуальных земельных участков населенных пунктов, садовых и огородных земельных участков. На них место использования открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности должно располагаться как минимум в 15 м от зданий, сооружений и иных построек (подп. «б» п. 2 приложения № 4 к ППР). Для всех остальных мест в населенных пунктах по-прежнему будет действовать другое ограничение — 50 м от открытого огня до зданий, сооружений и иных построек.

Также при разведении костров надо выполнять требования, указанные в приложении № 4 к ППР. В частности, территория в радиусе 10 м вокруг места использования открытого огня должна быть очищена от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов.

Рекомендуем обновить сведения о запрете на разведение костров и других правилах пожарной безопасности на официальном сайте местной администрации и на информационных стендах в общественных местах.

Изменятся противопожарные требования к муниципальным зданиям и сооружениям

Часть изменений касается пожарной безопасности зданий и сооружений (см. таблицу ниже). Органы местного самоуправления обязаны соблюдать эти требования на принадлежащих им объектах.

Новые противопожарные требования к муниципальным зданиям и сооружениям

К чему относится требование   До 1 марта   С 1 марта
Временная электропроводка Нельзя использовать, если проводятся аварийные, строительно-монтажные и реставрационные работы Нельзя использовать в любых ситуациях
Глухие решетки Запрещены на всех окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами Запрещены на окнах подвалов и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (подп. «г» п. 16 ППР)
Переносные огнетушители Действуют жесткие нормы обеспечения объектов Объем и стоимость огнетушителей будет меньше (приложение № 1 к ППР)
Инструкция о мерах пожарной безопасности В каждом здании или сооружении должна быть своя инструкция Можно утвердить одну инструкцию для группы зданий или сооружений (п. 2393 ППР)*
Время наблюдения за местом, где проводятся огневые работы** Как минимум 4 часа Как минимум 2 часа. Возможно дистанционное, в том числе видеонаблюдение (п. 318, 363 ППР)

 

* Здания или сооружения должны быть однотипными и находиться по одному адресу. Внесите в инструкцию перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом. 
** Должно быть указано в инструкции по проведению огневых работ. Выясняйте это в ходе документарной проверки предприятий. 

Форму ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты с 1 марта устанавливает руководитель объекта. При этом журнал можно будет вести в электронном виде, а не только на бумажном носителе (п. 17.1 ППР). В журнал по-прежнему надо будет вносить сведения об эксплуатации автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и т. п.

Правительство конкретизировало перечень участков путей эвакуации и помещений, запоры на дверях которых должны открываться свободно изнутри без ключа (п. 26 ППР). Это двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений. Исключение — объекты защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности).

В отдельных помещениях предстоит установить автономные дымовые извещатели

С 1 марта вводится требование об установке автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов. Это касается не любого жилья, а лишь того, которое занимают многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении (п. 85.1 ППР).

Оснащение квартир и домов автономными дымовыми пожарными извещателями не относится к расходным обязательствам органов МСУ. Но можно внести эти вопросы в муниципальную программу, цель которой — поддержка социально незащищенных семей и категорий граждан.

На заметку:

Каких семей касается новое требование об оборудовании квартир

Семья находится в социально опасном положении, если:

• дети или родители совершили правонарушение, систематически употребляют наркотики, алкоголь, занимаются проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 
• родители не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые сделали жизнь членов семьи хуже и с которыми она не может справиться самостоятельно. Например, инвалидность члена семьи, катастрофа или стихийное бедствие, в результате которых семья осталась без жилья.

Чтобы выяснить количество семей в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, обратитесь в органы социальной защиты населения, МВД, ЗАГС.

Алексей Евдокимов, доцент Саратовской государственной юридической академии, Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии им. Н.И. Вавилова, к. ю. н. Галина Надежкина, доцент Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии им. Н.И. Вавилова, к. т. н. Практика муниципального управления