Как подготовиться к изменениям в Правилах противопожарного режима? /Правила предусмотрены постановлением Правительства от 24.10.2022 № 1885 и начнут действовать 1 марта 2023 года. К этому сроку органам местного самоуправления предстоит, в частности, провести работы на территориях, прилегающих к лесным массивам. Также внесите изменения в муниципальные правовые акты и программные документы.
Придется расширить защитные противопожарные полосы
Документ: Правила противопожарного режима (ППР) утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479. Поправки — в постановлении от 24.10.2022 № 1885
С 1 марта будут действовать более жесткие требования к ширине противопожарной минерализованной полосы. Она отделяет территорию, находящуюся в муниципальной собственности и используемую муниципалитетом, от лесных массивов. Сейчас минимальная ширина минерализованной полосы — 50 см. С 1 марта — 1,4 м (п. 70 ППР).
Устройство минерализованной полосы — один из трех способов защитить территорию муниципалитета от лесных пожаров. Это самый простой вариант. Полный перечень способов посмотрите ниже.
Три способа защитить от пожаров территорию, прилегающую к лесу
- Устроить противопожарную минерализованную полосу шириной 1,4 м. До 1 марта достаточная ширина — 50 см.
- Очищать прилегающую к лесу полосу шириной не менее 10 м от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов. Делайте это со дня схода снега до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования нового снежного покрова.
- Использовать иные противопожарные барьеры. Например, противопожарные разрывы, противопожарные опушки, пожарные водоемы.
ППР содержат особые требования к защите от природных пожаров населенных пунктов. Вокруг них должны быть созданы минерализованные полосы шириной не менее 10 м или установлены иные противопожарные барьеры. С 1 марта правила в этой части станут менее жесткими. Минерализованные полосы шириной не менее 10 м останутся обязательными вокруг населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других природных пожаров. В остальных населенных пунктах их нужно будет устраивать только в случае установления особого противопожарного режима (п. 70 ППР).
На заметку: Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других природных пожаров, устанавливает региональный орган исполнительной власти
Будет снят запрет на разведение костров
С 1 марта уже не будет действовать запрет на разведение костров, установленный в пункте 66 ППР. Сейчас нельзя разводить костры в населенных пунктах на землях общего пользования и территориях частных домовладений.
При этом Правительство установило ограничения для индивидуальных земельных участков населенных пунктов, садовых и огородных земельных участков. На них место использования открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности должно располагаться как минимум в 15 м от зданий, сооружений и иных построек (подп. «б» п. 2 приложения № 4 к ППР). Для всех остальных мест в населенных пунктах по-прежнему будет действовать другое ограничение — 50 м от открытого огня до зданий, сооружений и иных построек.
Также при разведении костров надо выполнять требования, указанные в приложении № 4 к ППР. В частности, территория в радиусе 10 м вокруг места использования открытого огня должна быть очищена от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов.
Рекомендуем обновить сведения о запрете на разведение костров и других правилах пожарной безопасности на официальном сайте местной администрации и на информационных стендах в общественных местах.
Изменятся противопожарные требования к муниципальным зданиям и сооружениям
Часть изменений касается пожарной безопасности зданий и сооружений (см. таблицу ниже). Органы местного самоуправления обязаны соблюдать эти требования на принадлежащих им объектах.
Новые противопожарные требования к муниципальным зданиям и сооружениям
К чему относится требование | До 1 марта | С 1 марта |
---|---|---|
Временная электропроводка | Нельзя использовать, если проводятся аварийные, строительно-монтажные и реставрационные работы | Нельзя использовать в любых ситуациях |
Глухие решетки | Запрещены на всех окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами | Запрещены на окнах подвалов и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (подп. «г» п. 16 ППР) |
Переносные огнетушители | Действуют жесткие нормы обеспечения объектов | Объем и стоимость огнетушителей будет меньше (приложение № 1 к ППР) |
Инструкция о мерах пожарной безопасности | В каждом здании или сооружении должна быть своя инструкция | Можно утвердить одну инструкцию для группы зданий или сооружений (п. 2, 393 ППР)* |
Время наблюдения за местом, где проводятся огневые работы** | Как минимум 4 часа | Как минимум 2 часа. Возможно дистанционное, в том числе видеонаблюдение (п. 318, 363 ППР) |
* Здания или сооружения должны быть однотипными и находиться по одному адресу. Внесите в инструкцию перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом.
** Должно быть указано в инструкции по проведению огневых работ. Выясняйте это в ходе документарной проверки предприятий.
Форму ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты с 1 марта устанавливает руководитель объекта. При этом журнал можно будет вести в электронном виде, а не только на бумажном носителе (п. 17.1 ППР). В журнал по-прежнему надо будет вносить сведения об эксплуатации автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и т. п.
Правительство конкретизировало перечень участков путей эвакуации и помещений, запоры на дверях которых должны открываться свободно изнутри без ключа (п. 26 ППР). Это двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений. Исключение — объекты защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности).
В отдельных помещениях предстоит установить автономные дымовые извещатели
С 1 марта вводится требование об установке автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов. Это касается не любого жилья, а лишь того, которое занимают многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении (п. 85.1 ППР).
Оснащение квартир и домов автономными дымовыми пожарными извещателями не относится к расходным обязательствам органов МСУ. Но можно внести эти вопросы в муниципальную программу, цель которой — поддержка социально незащищенных семей и категорий граждан.
На заметку:
Каких семей касается новое требование об оборудовании квартир
Семья находится в социально опасном положении, если:
• дети или родители совершили правонарушение, систематически употребляют наркотики, алкоголь, занимаются проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
• родители не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Трудная жизненная ситуация — это обстоятельства, которые сделали жизнь членов семьи хуже и с которыми она не может справиться самостоятельно. Например, инвалидность члена семьи, катастрофа или стихийное бедствие, в результате которых семья осталась без жилья.
Чтобы выяснить количество семей в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, обратитесь в органы социальной защиты населения, МВД, ЗАГС.