Как именно это будет работать, пока не ясно. Ларьки или фудтраки зачастую можно встретить возле ТК и сейчас. И, как правило, мелкие предприниматели арендуют площади у самих торговых комплексов. По словам президента ассоциации малоформатной торговли Владлена Максимова, вопрос касается муниципальной земли, и возможность для размещения киосков будут искать местные власти. И в первую очередь это касается крупных городов. Для небольших территорий вопрос не так актуален, потому что там больше помещений для торговли, а власти и так рады любому налогоплательщику, поэтому конкуренции за каждый клочок земли нет:
«Насколько я понимаю, письмо адресовано к муниципалитетам и эти вопросы будут решать не торговые центры, - говорит собеседник «Новых известий», - Есть земля под ТК, и она примыкает к муниципальной. Именно на ней администрации городов должны ставить такие объекты. Мы эту инициативу только поддерживаем. Это некое продолжение тренда правительства, когда премьер рекомендовал размещать НТО без аукционов или на льготных условиях. Тема правильная».
ТК не хотят видеть конкурентов
Ответ от торговых комплексов поступил практически молниеносно. Российский союз торговых центров направил письмо в Минпромторг, в котором заявил, что ларьки получат доступ к трафику, а ТК потеряют покупателей.
«Не исключено, что в случае проведения комплексной индивидуальной работы с предпринимателями и «тонкой настройки» концепции крупных торговых мест некоторые из сетевых магазинов и торговых центров смогут получить полезное дополнение к тому, что у них есть сейчас. Мы, конечно, готовы заняться такими проектами, - сообщил «Новым известиям» управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский. А также письмо РСТЦ, - чисто физические возможности для такого размещения, конечно, имеются в большинстве случаев. Однако надо смотреть индивидуально – будет ли достигнут синергетический эффект с общим увеличением продаж или же НТО элементарно ожидают, что получат трафик на благоустроенной территории, то есть придут на всё готовенькое и отнимут часть прибыли «наторгованного места». В распоряжении прямо сказано «В целях использования их покупательского трафика». Для НТО, которые, смогут торговать не только продуктами питания, но и, очевидно, любыми потребительскими товарами, настоятельно рекомендуется предоставлять торговые площадки на льготных условиях или даже безвозмездно, что изначально создаст им значительные конкурентные преимущества перед стационарной торговлей».
При этом в РСТЦ отмечают, что под определение «торговый центр» может попасть крытый рынок, и тогда будет не понятно, почему одни продавцы должны платить, а другие получат место бесплатно. С другой стороны современные модные ТЦ могут обрасти, базаром, который отпугнет покупателей.
«Даже чистые и ухоженные торговые места рыночного типа будут заслонять весь глянец фасада ТЦ, и может получиться так, что трафик, на который так рассчитывает Минпромторг, начнёт сокращаться, в результате арендаторы торгового центра почувствуют себя не очень хорошо, будут задавать вопрос, а зачем тогда они платят аренду, делают красивые магазины, - говорит Олег Войцеховский, - вряд ли это даст дополнительный трафик, т.к. НТО будут стоять на трафике крупных магазинов и ТЦ. То есть прямо у них перед входом. Специально к такому ритейлу покупатели, конечно, не пойдут. Фактически, нестационарные торговцы здесь будут пользоваться результатами маркетинга и прочей «раскрутки», проведённой крупным ритейлом и девелоперами ТЦ. А в каких-то случаях и загораживать витрины и фасады, которые у продвинутых торговых объектов являются предметами особой гордости и поддержания в «глянцевом» состоянии. То есть неизбежно придётся учитывать хотя бы базовые требования урбанистики и дизайна, а это точно без затрат сделать не получится. Конечно же, никто не отменит и требований по поддержанию территории в чистоте, обеспечению безопасности и т.д. Кто будет всем этим заниматься и кто выделит бюджет? Не вменят ли данные требования крупноформатной торговле?»
Президент ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов считает, что ларьки наоборот дополнят ассортимент ТК.
«Инициатива вызвала бурную дискуссию, но мы считаем, что как раз симбиоз крупного и малого бизнеса и дает кумулятивный эффект, объект становится интереснее, когда при нем появляется что-то новое», - говорит собеседник.
Назад в 90-е?
В целом тема нестационарной торговли является спорной, и уже несколько лет между обществом, бизнесом и чиновниками идет спор нужен ли такой формат. С одной стороны это возможность для небольших производителей наладить сбыт, без кабалы со стороны торговый сетей, это рабочие места и пусть и не большие, но налоги. С другой стороны, ларьки часто ассоциируются с упадком 90-х: антисанитария, мусор, криминал. Москва несколько лет назад попыталась решить этот вопрос одним махом с помощью «ночи длинных ковшей». В регионах тоже говорили о зачистках, но так эффектно это сделать не удалось.
По словам Владлена Максимова, ситуация с регулированием на малоформатной торговли по регионам очень разнится. При этом есть около 25 субъектов, где власти пытаются вести непримиримую борьбу с ларьками.
«Самая большая проблема – это административное давление, она актуальная для 25 регионов страны, обычно, столицы субъектов. Например, в Екатеринбурге плохая ситуация, в Перми. Странно уничтожать объекты, которые могли бы работать давать налоги, трудоустраивать людей, это товаропроводящая цепочка для малого бизнеса».
В Санкт-Петербурге вокруг киосков разворачивается несколько локальных сюжетов. Например, активисты, пытаются вывести ларьки с территории возле станции метро «Приморская». Добиваются запретов, но вскоре продавцы появляются снова, не в ларьке, так просто со столом, на котором раскладывают все от фруктов до рыбы. И борьба начинается с новой силой. При этом, у проблемы есть и теневая сторона. Ларьки – это, как правило. наличка, плюс оставшиеся с 90-х полулегальные и криминальные схемы. Например, в Челябинске несколько лет назад объявили крестовый поход против ларьков и одним решением поставили в нелегальное поле почти все ларьки. И те, что поставили незаконно, и те, что имели какие-то отношения с мэрией. Чтобы снова стать легальным, нужно пройти через конкурсные процедуры, где не факт, что выиграешь, а разрешение дается на короткий срок, за который не окупишь вложения в новый павильон, как того требуют условия работы. При этом все, что подлежало сносу, должна была ликвидировать городская организация, но ее мощностей не хватало и коммерсанты обращали внимание, что кого-то на стихийном рынке сносили без сожаления, а кого-то не трогали, и после зачисток на бойких перекрестках снова появлялась торговля. При этом несколько лет длилась юридическая неопределенность, так как администрация не могла привести в соответствие с законом свою нормативную базу. Документы, регламентирующие снос киосков то отменяли, то принимали заново. В итоге весь рынок жил в неком пограничном состоянии: снесут – не снесут.
По словам юриста из Челябинска Ирины Плещевой, часть проблем удалось снять после принятия регионального закона о нестационарной торговли, но все равно часть киосков еще остаются с неясным статусом. Плюс мэрия ищет новые основания для претензий.
«Сейчас основной вопрос – это размещение ларьков в зоне инженерной инфраструктуры, но судебная практика пока в нашу пользу, кроме того, мы продлили еще на год амнистию для тех, у кого были когда-то договоры с мэрией. Они могут заплатить долги, обновить павильоны и работать дальше», - говорит Ирина Плещева.
Этот же путь сейчас начинает Екатеринбург, который в сентябре прошлого года создал нормативную базу для сноса незаконных киосков. При этом есть и позиция Минпромторга, который уже несколько лет пытается донести до регионов, что малоформатная торговля нужна и убивать ее жестким регулированием нельзя. Есть и третий аспект. Если ржавые киоски из 90-х до сих пор стоят, значит, это выгодно, потому что у них по-прежнему покупают и людям они почему-то интересны.