"Зебру" снег не заметет
Три года назад на десяти пешеходных переходах Кирова установили проекторы, которые высвечивают на дорожном полотне "зебру". В городской администрации сообщили, что общая стоимость проекта составила около 7 миллионов рублей. Все исправно работают и по сей день.
Спроецированная разметка прекрасно заметна даже, когда на проезжей части есть снег. Чтобы оценить нововведение муниципальные власти провели опрос в соцсетях. Он показал, что для 58,7 процента горожан благодаря нововведению "зебры" стали заметней.
Действительно, на таких пешеходных переходах чувствуешь себя намного уверенней, ведь в отличие от обычной разметки, которая живет в лучшем случае 4-5 месяцев, проекцию видят и пешеходы и водители.
Табло до памятника доведет
В Нижнем Новгороде девять лет назад организовали систему видеонаблюдения правоохранительного сегмента в рамках реализации проекта "Безопасный город". "Она, например, включала в себя интерактивные панели "Imotion". Они предназначены для быстрого доступа к информации с функцией вызова экстренных служб", - сообщает министерство цифрового развития и связи Нижегородской области.
Все комплексы были оснащены IP камерами и использовались для наблюдения за прилегающей территорией. Камеры, установленные в интерактивных панелях "Imotion", стали частью систем видеонаблюдения правоохранительных органов и обеспечивали передачу "картинки" круглосуточно.
В то же время программное обеспечение интерактивных комплексов "Imotion" было наполнено информацией о Нижнем Новгороде и городах Нижегородской области, основных достопримечательностях и музеях областного центра, а также подробной картой Нижнего Новгорода и содержало схему маршрутов общественного транспорта. Табло особенно были востребованы в 2018 году в дни проведения в Нижнем Новгороде Чемпионата мира по футболу. На них транслировали информацию, полезную для болельщиков, которые приехали на матчи со всего мира.
Интерактивные табло установили в местах, где всегда много народа. Например, в исторической части Нижнего Новгорода, на остановках общественного транспорта, где сходится много городских маршрутов.
На установку всех этих комплексов из бюджета Нижегородской области было потрачено около 47 миллионов рублей.
И в каком состоянии они сейчас? Со временем интерактивные табло одно за другим стали терять свои информационные функции. Часть из них по разным причинам перестала работать, глючила.
В 2021 году 29 комплексов интерактивных табло были переданы на баланс города. Как сообщает администрация Нижнего Новгорода, проведена их инвентаризация, зафиксировано техническое состояние. И уже запланированы работы по восстановлению и модернизации табло. Будут менять поврежденные внешние конструкции, обновят программное обеспечение, чтобы создать новые сервисы.
В скором времени жители и гости Нижнего Новгорода смогут воспользоваться новыми туристическими сервисами на панелях. Хотя, если откровенно, то эти табло были полезны не жителям Нижнего Новгорода, а его гостям. На них довольно внятно объяснялось как, куда и на чем проехать. В том числе - в города области, где тоже есть, что посмотреть интересного.
Хотелось бы, чтобы обновленное программное обеспечение интерактивных табло отвечало более широкому спектру запросов. Было полезно еще и жителям региона. Но то, что эту систему сохранили и снова пытаются запустить в работу, факт положительный.
Мусор и ныне там
В Севастополе в три года назад году запустили систему онлайн-контроля за перемещением строительных отходов. Подрядчиков обязали установить на грузовики датчики ГЛОНАСС и подключиться к электронной системе слежения. Без этого они не могут работать на госконтрактах.
Передвижение мусоровозов можно отслеживать на карте в режиме реального времени. Так власти города пытались решить проблему свалок строительного мусора. Их число стало быстро расти после того, как в Севастополе развернулись крупные стройки, капремонты ремонты дорог и коммуникаций, больниц и детсадов. Водители грузовиков, вместо того, чтобы сдать строительный мусор на переработку, сгружали его в ближайший лес или овраг. Новые свалки постоянно фиксировал Севприроднадзор и общественники.
Система отслеживания была создана силами департамента цифрового развития Севастополя, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Грузовики со строительным мусором добавили в систему, которая отслеживает передвижение скорой помощи, коммунальной техники, школьных автобусов. Треки грузовиков хранятся в базе несколько месяцев: если обнаружится свалка, можно выяснить, какая машина побывала на этом месте. И наказать виновных.
Как сообщили "РГ" департаменте городского хозяйства, передатчик ГЛОНАСС должен быть установлен на машинах, которые перевозят мусор, без этого подрядчикам не выдают разрешение на перемещение строительных отходов. "Есть добропорядочные подрядчики, которые получают разрешение и выполняют все требования. Их транспорт можно увидеть на карте. Если от жителей поступает сигнал о том, что мусор сбрасывают в лесу, мы сразу можем проверить, чей это грузовик, есть ли у него разрешение, и далее принимать меры", - рассказал представитель Севприроднадзора Андрей Тихомиров.
Но свалок меньше не стало. Нарушения то и дело фиксирует природоохранная прокуратура. И даже если виновных удается поймать, суммы штрафов их не пугают. Как правило, они оказываются физлицами и отделываются штрафами в несколько тысяч рублей
Впрочем, сама система исправно работает, правда, не развивается. Доступ к онлайн-карте есть только у сотрудников департамента городского хозяйства Севастополя. А ведь при ее запуске обещали, что она станет доступна жителям города и общественникам.
А им есть что сказать. Например, о договорах на вывоз мусора. Общественники утверждают, что, как правило, их заключают для галочки, чтобы выполнить требования властей. А на практике мусор со стройки забирают другие грузовики, не занесенные в систему. И они могут выгрузить его где угодно.
"Система онлайн-контроля ни к чему не привела, - считает севастопольский представитель Национального комитета экологической безопасности Валерий Стрюков. - Хотя отследить мусоровозы элементарно просто, но это никому не выгодно. Мусор прячут по оврагам, грудами свозят на кладбища. Это теневой бизнес. Если бы система заработала, проблему бы решили. 90 процентов строек в Севастополе - государственные объекты. В смету включены деньги на вывоз и утилизацию строительного мусора. Солидные суммы. Вот мусор и сбрасывают, а деньги - себе в карман".
Дороги под разгрузкой
В Ставрополе заработал первый на Северном Кавказе Центр организации дорожного движения (ЦОДД), который контролирует интеллектуальную транспортную систему города. В народе ее прозвали "умные светофоры".
Край вошел в число 22 регионов, заявки которых Росавтодор отобрал и профинансировал. Программа рассчитана на города с населением свыше 300 тысяч человек, а такой в крае всего один - Ставрополь.
Интеллектуальная система под контролем ЦОДД удаленно управляет движением автотранспорта, автоматически определяет нештатные ситуации и ведет видеоконтроль улично-дорожной сети города.
Для Ставрополя, где транспортная проблема - одна из главных, жители города ждали хоть что-то, что помогло бы если уж не решить ее, то улучшить ситуацию на дорогах.
Одно из первых, на что обратили внимание горожане - умные светофоры заставили водителей отказаться от своей привычки к моменту, когда счетчик красного света показывает последние секунды, ставить ногу на газ. Чтобы в первые мгновения зеленого тронутся с места. Теперь это может привести к проблемам. "В один момент могут изменить режим работы светофоров на перекрестке. Поэтому секунды закончились, а красный все еще горит. Если не обратить на это внимание и поехать, то можно попасть в ДТП", - говорит автовладелец из Ставрополя Сергей Зимин.
На первый этап внедрения интеллектуальной транспортной системы регион получил 300 миллионов рублей из федерального бюджета, еще 200 миллионов добавил край.
"Опыт других городов говорит, что увеличение пропускной способности на 25-30 процентов - это теоретический максимум подобной системы. На сколько мы к нему приблизимся, зависит как от качества выполнения проекта, так и от возможностей нашей улично-дорожной сети, - говорит эксперт АНО "Города за здравый смысл" Алексей Целиковский.
По его словам, число автомобилей увеличивается примерно на пять процентов в год, то есть эффект от внедрения системы будет кратковременным. Более того, увеличение пропускной способности дорог приводит к увеличению количества машин. Таким образом, если не принять более эффективных мер, через несколько лет в пробках встанет на 25 процентов больше автомобилей. Время в дороге для горожан продолжит расти.
Безопасный город
Умный город это, прежде всего, безопасный город. Для курортного региона именно такой критерий является ключевым. Год назад в Симферополе начал работу Центр обработки вызовов, подключенный к системе "112".
Этому предшествовало пять лет кропотливого совместного труда специалистов экстренных служб. Сейчас один оператор в среднем обрабатывает за смену около 300 звонков. Во время чрезвычайных ситуаций их количество может удваиваться.
В рамках программы "Безопасный город" в Крыму уже работает система фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения с центром автоматической регистрации административных правонарушений. Для предупреждения опасности, связанной с паводками, на Аянском, Белогорском, Изобильненском, Партизанском, Симферопольском и Загорском водохранилищах установлены десятки систем мониторинга уровня воды "Эмерсит-35М". На территории Международного детского центра "Артек" пятый год работает система раннего обнаружения лесных пожаров "Лесной дозор".
В числе первых элементы системы "Безопасный город" были внедрены на предприятиях химического комплекса республики. В городах Армянск и Красноперекопск и непосредственно на заводах работают локальные системы оповещения и электросирены с функцией громкоговорителя.
Внедрение системы "Безопасный город" продолжается. В Симферополе на эти цели в течение ближайших двух лет планируется выделить более 9 миллионов рублей. А в целом по Крыму на "Безопасный город" в 2022-2023 годах предполагается потратить около 600 миллионов рублей.