«На базе индексов и рейтингов можно строить гипотезы о том, как развивать город, какие принимать решения с точки зрения инвестиций или размещения социальных объектов. Важно понимать, что не надо бояться большого количества рейтингов, потому что у каждого из них свой фокус и своя специфика. Если мы хотим рассматривать города по различным направлениям и понимать, какие структуры развиваются и какая у них специализация, то хорошо иметь несколько линеек оценки для того, чтобы четко понимать, куда город движется», - заявила в начале мероприятия модератор сессии, замдиректора дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Вовк.
Эксперт центра пространственного развития фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Куликов представил результаты анализа качества городской среды в пилотных городах программы. Большинство участников «пилотов» (72 %) обратили внимание на плохое состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах, еще 61% сообщили о дефиците квалифицированных кадров и проблемах в сфере градостроительства и здравоохранения, а 56 % респондентов указали на социально-демографические проблемы.
Также специалисты центра оценили уровень комфортности жизни в «городах-пилотах», выделив 29 показателей по 12 направлениям городского развития. По итогам анализа в первую пятерку городов по уровню жизни вошли Кольцово (Новосибирская область), Дубна (Подмосковье), Курчатов (Курская область), Заречный (Свердловская область) и Королев (Подмосковье). В конце списка расположились Железногорск (Красноярский край), Снежинск (Челябинская область), Димитровград (Ульяновская область), Глазов (Удмуртия), Зеленогорск (Красноярский край).
По словам Куликова, в число лидеров рейтинга вошли преимущественно муниципалитеты, локализованные в агломерациях крупных городов, в то время как меньшие показатели набрали города в периферийных районах. Индекс комфортности городов составлялся по схожему с Индексом качества жизни ВЭБ.РФ методологическому подходу. Благодаря этой методике составленная по результатам расчетов аналитика позволила специалистам перейти от качественных оценок к количественным, добавил Куликов.
Замдиректора института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Юлия Зворыкина, говоря об Индексе качества жизни ВЭБа, отметила, что команда специалистов сейчас работает над его усовершенствованием. В планах – добавить сводные показатели по всем городам и включить в рейтинг муниципалитеты с населением 50 тыс. человек и меньше. По ее словам, на оценку городов и их стратегий развития в индексе влияют четыре параметра: уровень зарплат местных жителей, наличие дефицита кадров, состояние системы ЖКХ и решение проблем в сфере здравоохранения.
В городах, где есть стабильное действующие предприятия, например, Росатома, все большую роль играет личность руководителя как основа для развития населенного пункта, добавила Зворыкина. При этом в текущих реалиях многие муниципалитеты сокращают свои драйверные модели развития. Также эксперты заметили тренд на увеличение срока влияния инвестпроектов на результативность изменения городской среды – теперь этот процесс занимает в среднем семь лет.
Руководитель аналитического направления компании «Новая земля» Мария Бобринская представила Индекс инфраструктурной обеспеченности территорий, созданный во время разработки стратегии развития Ижевска. В его основе лежит концепция «15-минутный город», согласно которой вся необходимая для жизни горожанина инфраструктура должна располагаться на расстоянии 15 минут ходьбы или езды на транспорте.
«Мы сформировали инструмент для распределения финансирования в рамках муниципальных программ. Мы использовали его не только для аналитики, но и для создания решений по реализации стратегии развития города. Таким образом были определены территории для дальнейшего развития с учетом того, что это территории с достаточным уровнем инфраструктурной обеспеченности», - заявила Бобринская.
Индекс оценивает местонахождение, достаточность и удобство инфраструктуры для людей: это социальные объекты – школы, детские сады, поликлиники; культурно-досуговые объекты – магазины, кафе, развлечения и услуги; инженерно-рекреационные объекты – общественные и озелененные пространства; а также рабочие места.
Также инструмент позволяет выявить пространственные резервы города – это территории с потенциалом развития среды, например, заброшенные участки или участки с аварийной застройкой. Порядок расходования таких резервов следующий: сначала территории отдают под создание «зеленого каркаса» города, затем – для развития транспортно-инженерной инфраструктуры, инновационной инфраструктуры и в последнюю очередь для возведения многофункциональной городской среды.
Замдиректора Лаборатории инициатив АСИ – руководитель блока «Рейтинги» Михаил Уткин рассказал о Рейтинге качества жизни Агентства, а также об особенностях современной верификации и гармонизации данных. По его словам, сейчас исследователи оперируют тремя уровнями данных – это геоаналитика, статистические данные и опросы. Первый вид используется для регулирования логистических процессов, а также дорожной и транспортной инфраструктуры.
«При использовании геоаналитики фактически сразу видно изменения, статистики – через полтора-два года, опросов – в срок до семи лет. Но эти три уровня надо всегда использовать вместе. То, что не даст геоаналитика и статистика – это обратная связь и оценка удовлетворенности качеством жизни, поэтому опрос – это один из самых важных элементов. У жителя каждого города в зависимости от возрастной группы нужно уточнять, что его больше всего интересует, а это можно узнать только в рамках опроса, поэтому их надо проводить с определенной периодичностью. Гармонизация данных возможна только при использовании всех трех уровней», - заявил Михаил Уткин.
Финальная дискуссия цикла мероприятий, посвященных презентации экспертно-аналитического доклада АСИ и ЦСР о сервисно-инфраструктурной обеспеченности городов с ВНТП, состоится 23 марта. На ней будут представлены экспертные предложения по изменению подходов к развитию стратегически важных для страны городов.