В конфликте со средой
- В подходах и принципах создания уличного искусства мнения жестко разделились по профессиональному признаку, - говорит член архитектурно-художественной секции градостроительного совета города Иркутска Александр Картопольцев. – На разных полюсах оказались архитекторы и художники. Мы видим, насколько синтетично видение процесса проектирования пространства у первых, и насколько локальное - у вторых.
По мнению Александра Петровича, художники видят стену как чистых холст, и изливают н нее свои внутренние переживания, не обращая внимание на контекст. Чаще всего произведение размещается на всей плоскости фасада – при этом изначальная композиция не всегда учитывает расположение швов на фасаде, материал стены, и так далее.
- В итоге получается, что важные для изображения элементы – например, лица людей, попадают на швы, - говорит член градостроительного совета. - Часто бывает, что объекты уличного искусства изобилуют ненужными деталями, которые также влияют на целостное восприятие. Если убрать часть из них, зритель не заметит разницы, но рисунок от этого станет только понятнее.
Идеальное решение, по мнению специалиста, – сомасштабность изображения членению здания, лаконичность и ясность темы и соответствие художественной палитры гамме свободной плоскости фасада.
В 2008 году на уровне мэрии и городской думы разрабатывалась концепция создания произведений монументального искусства на улицах Иркутска. Среди них, например, была девятиэтажка на проспекте Жукова, рядом с памятником маршалу.
- К работе привлекли историка Евгения Ячменева и Народного художника России Виталия Смагина, - добавляет Александр Картопольцев. – Они выбирали важные исторические события, обосновывали размещение объекта монументального искусства в том или ином месте и рекомендовали формат исполнения: барельеф, мозаика, фреска и так далее. Паспорта всех объектов тогда подготовить не успели. Но среди готовых были мозаики в «японском скверике» и на торце дома номер 214 на улице Байкальская. Как раз недавно рядом появилась стела «Город трудовой доблести». Так что на фасаде можно вполне создать монументальное произведение, которое раскрывало бы эту тему.
Исполняющий обязанности кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна имени Смагина Дмитрий Дорохин подчеркнул, что для художников-монументалистов понятие синтеза является ключевым.
- Мы учим студентов встраиваться в среду, с которой уже поработали архитекторы, - говорит он. - Среди основных принципов: неполное заполнение поверхности, создание объекта в формате вставки. Именно такой формат позволяет проявиться как художнику, так и архитектору. Всегда рассматриваем композицию с разных видовых точек, чтобы она не перетягивала одеяло на себя.
Не только вандализм
Если с заранее согласованными произведениями с четко обозначенными размером и тематикой все понятно, то как быть со стихийными надписями и неаккуратными тегами, которые наносят дети и подростки? Именно с ними, а не с эстетичными рисунками и качественными граффити, к сожалению, стрит-арт ассоциируется у большинства горожан.
- Это промежуточный этап развития уличного искусства, ступенька, перешагнув через которую начинающий художник захочет создавать нечто более качественное, - говорит исследователь уличного искусства Юлия Смирнова. – Необходимо повышение культурного уровня, демонстрация качественных работ в качестве альтернативы - но точно не запреты. Действительно, качественный арт-объект появившийся на фасаде дома, как правило, не портят «мусорными» тегами.
В качестве примера можно привести заброшенное здание бывшего ночного клуба «Стратосфера», на котором нарисовали зрителей первого иркутского кинотеатра, который появился в доме напротив 125 лет назад. Как результат – ранее изобиловавшее тегами разной степени эстетичности строение перестали портить вандалы.
- Раньше у подростков не было такого доступа к баллончикам и маркерам, а сейчас он есть – отсюда и бурное развитие уличного искусства, - подчеркивает куратор фестиваля уличного искусства «Голос улиц» Илья Сергеев. - Сейчас появляется много новых муралов и качественных работ в городе. Молодые художники находят общий язык с опытными авторами, которые рассказывают им о правилах согласования. Однако к борьбе с тэгами все же есть вопросы. Когда коммунальные службы перекрывают надписи квадратом, отличающимся по оттенку, это зачастую раздражает не меньше. Высока вероятность, что через день-два на том же месте появится новый рисунок.
По мнению монументалиста Сергея Пнёва, художник выпал из процесса создания городской среды еще в 90-х годах. - Классическое монументальное искусство зародилось н фасадах общественных зданий, когда архитектор изначально в проекте закладывал глухую стену или пространство над входом для размещения фрески или мозаики, - подчеркивает художник.
- И в таком случае можно было действительно говорить о синтезе двух видов искусства. А нынешняя ситуация, когда для работы используются торцы типовых многоквартирных домов, является вынужденной историей. В таком случае задача по созданию гармоничного пространства усложняется. Сейчас, на мой взгляд, нужно постараться соединить изобразительные языки советского монументализма с его вечными темами и стрит-арт с его легкостью, чтобы вписаться в нынешнюю городскую среду.
Обозначить правила игры
По словам руководителя клуба молодых архитекторов Иркутска Романа Малиновича, для того, чтобы искоренить представление о стрит-арте как о вандализме, необходимо давать уличным художникам больше возможностей для развития.
- Если мы устанавливаем правила для размещения больших работ на фасадах, нужно обозначить и нормы работы с маленькими поверхностями – например, трансформаторными будками, - подчеркивает он. В этом случае не стоит вводить какие-то жесткие ограничения. Также нужно больше поверхностей для свободного творчества. Сейчас в городе две таких стены, но можно подумать и о переносных поверхностях.
Архитектор Сергей Демков призвал художников и архитекторов наладить диалог и найти точки соприкосновения, чтобы сделать город лучше.
- Мы как будто пытаемся «разорвать» город, но нужно его, наоборот, собирать, - говорит архитектор. - Проблема художника и рамок будет существовать всегда. Иногда и то искусство, которое выходит за рамки, имеет свой шарм. Например, мне нравятся небольшие работы, которыми перекрывают рекламу наркотиков в городе. Их автору я пожал бы руку. Они не только спасают молодых людей от вредной информации, но и добавляют эстетики в городскую среду.
Председатель правления Иркутской региональной организации Союза архитекторов России Игорь Козак назвал примеры органичного синтеза архитектуры и искусства, на которые стоит равняться.
- На мой взгляд, это станции Московского метро – например, «Маяковского» и «Белорусская», - рассказывает он. - Там художник никогда не работает без архитектора – даже на новых станциях. Чтобы создать такой же удачный синтез, нам нужно договориться и обозначить правила игры. Когда мы говорим о системе «художник - архитектор», не замечаем, что в ней недостает главного компонента – жителя. Среда создается в первую очередь для людей. И сложность в том, что представители этих двух профессий должны в равной степени нести ответственность за художественное воспитание горожанина.