– Началась ведь эта история еще до распада СССР, с тех самых первых демократических выборов на альтернативной основе?
Совершенно верно – история современного местного самоуправления в Новокузнецке началась с первых выборов на демократической основе, которые прошли в 1990 году. И хотя эти Советы отработали всего три года, они сделали очень весомый задел на будущее.
Тот Горсовет был гораздо крупнее всех последующих – в нем было около 200 депутатов. И все были очень активными. В Горсовет попали разные политические силы, которые стремились во все вникнуть, освоить, разобраться. В числе депутатов было много ярких личностей, поэтому в Горсовете было много споров, дискуссий.
Председателем Совета стал главный инженер проекта института «Сибгипромез», более 30 лет проработавший в металлургии, кандидат экономических наук Роальд Владимирович Бабун, сделавший много для становления местного самоуправления не только в Новокузнецке, но и в России в целом.
– С чего пришлось начинать?
Начинали почти с нуля, ведь это был Горсовет совершенно иного характера, чем предыдущие. И время было уже совсем другое.
Фактически тот Городской совет закладывал основы будущего местного самоуправления Новокузнецка. Разрабатывали устав, стратегический план развития города. Начали налаживать взаимодействие города с пригородной зоной, а также городов внутри региона.
Стоит отметить, что уже тогда, еще до распада СССР, 6 июля 1991 года вышел закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Однако из–за известных событий он полностью так и не заработал. Хотя само его появление уже обозначило осознание необходимости перемен на местном уровне власти.
– А потом случился декабрь 1991 года, и прежней страны не стало. Какие вопросы пришлось решать местному самоуправлению в новых условиях?
Появилось множество новых проблем. Прежде всего, пришлось осваивать экономику, хозяйство.
Городу досталось множество объектов соцкультбыта – гостиницы, кинотеатры, клубы, детские сады, магазины. Всем этим имуществом нужно было как–то распоряжаться, взять на баланс, привести в порядок документы, организовать соответствующие муниципальные учреждения. И местные власти занялись этим – они не стали сразу приватизировать все подряд.
Приватизацией жилья и предприятий заниматься тоже пришлось. Так, одним из первых в Новокузнецке был приватизирован «Водоканал».
У местного самоуправления в то время было гораздо больше и юридических, и финансовых возможностей, чем сейчас. Это такая своеобразная историческая норма – в тяжелые для страны экономические времена центр всегда «отпускает» регионы, окраины, давая им больше самостоятельности, а потом возвращает все в привычное русло.
– На начало 1993 года пришлись и географические перемены – это тоже история.
Эта история небольшая, но она есть. До весны 93–го и администрация, и горсовет работали вместе в здании на Металлургов, 44.
Новое здание для горисполкома на Кирова, 71 начали строить еще при СССР – в 1979 году, но завершили строительство лишь к концу 1992–го. В январе 1993–го сюда переехала администрация, а Горсовет отправился на Свердлова, 20 в бывшее здание горкома партии, где проработал до осени 1993–го, когда был распущен.
Ну а в 1997–м Горсовет и городская администрация вновь объединились на Кирова, 71.
– Говоря о роспуске городского совета… Это же эхо октябрьских событий в Москве в 1993 году?
Да. После событий октября 1993 года Советы по всей стране были ликвидированы. 12 декабря 1993 года мы приняли Конституцию РФ, в которой появилась норма о местном самоуправлении. Началась разработка соответствующего федерального закона.
Причем закон разрабатывало две группы – президентская (в которой в том числе участвовал Роальд Владимирович Бабун) и депутатская.
В 1995 году депутаты обсуждали два проекта, было очень много возражений. Звучало мнение, что народ не готов к самоуправлению, что это развалит страну, что на это нет денег.
В итоге был принят президентский проект.
Спустя два года после принятия Конституции РФ, 28 августа 1995 года принимается закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вслед за этим многие города в России почти сразу проводят выборы органов местного самоуправления – депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.
– Однако Кузбасс пошел по своему пути…
Да. В Кузбассе с этим решением затянули, и в результате группа новокузнечан обратилась в суд, который обязал главу администрации Кемеровской области провести выборы в городе Новокузнецке.
При этом был принят закон Кемеровской области, и выборы прошли не только в Новокузнецке, но и везде в Кузбассе. А предварительно во всех городах и районах Кузбасса в 1997 году прошли референдумы по принятию уставов.
– А вот здесь уже отличился Новокузнецк.
Во всех городах Кузбасса вопрос на референдуме был один – о принятии Устава города.
В Новокузнецке было два вопроса: о принятии устава и о способе выбора главы города – всеобщим голосованием или решением депутатов. Город выбрал первый вариант.
Представительный орган власти, к слову, в Новокузнецке, согласно уставу стал называться Городским собранием.
После референдума были объявлены выборы депутатов и главы города, причем число депутатов Городского собрания по сравнению с предыдущим горсоветом значительно сократилось.
– То есть более трех лет в Новокузнецке не было представительного органа местного самоуправления?
Именно так. Более того – после ухода в отставку Евгения Ивановича Блинова, с 1995 года у нас до выборов 97–го года и главы города не было – Геннадий Мирошников и Сергей Мартин были лишь исполняющими обязанности.
И после выборов 1997 года у Городского собрания не было председателя – вместо него был ответственный секретарь. Первым этот пост занял Андрей Юрьевич Ващенко, который также возглавлял в Городском собрании постоянную комиссию по местному самоуправлению, а позже перешел на работу в аппарат городской администрации.
Председательствовал же на заседаниях Городского собрания, согласно уставу Новокузнецка, глава города.
В 2001 году новый состав депутатов был избран уже как Городской совет, в котором появилась должность председателя. Первым председателем стал Валерий Нефедов, занимавший эту должность два созыва – десять с половиной лет.
– 6 октября 2003 года выходит новый федеральный закон №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и жизнь местных органов власти вновь меняется?
Таким, каким мы видим этот закон сейчас, он стал далеко не сразу – за 20 лет в него было внесено очень много поправок. Но что–то, конечно, изменилось уже тогда.
Так, в нем были обозначены типы муниципальных образований. До этого все они были одинаковы и решали 30 вопросов местного значения. При этом понятно, что большой город со своими ресурсами, это совсем не то, что небольшое село. Возникли споры, что равное число вопросов и для маленького поселка, и для крупного города – неправильно. Тогда в новом Законе муниципальные образования разделили по типам.
Появились в законе и новые требования к территориальной организации – муниципальные образования должны иметь единую территорию. В результате к Новокузнецку официально были присоединены поселки Листвяги, Абагур, Притомский, Металлург. В 2004 году вышел специальный областной закон, который лишил их статуса административно–территориальной единицы. Они сохранились в составе города как микрорайоны. Иначе бы они стали городскими поселениями Новокузнецкого муниципального района.
После некоторых поправок новый закон также ограничил имущество, которым могут владеть муниципалитеты – в их ведении оставалось только то имущество, которое используется для исполнения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Раньше у городов было гораздо больше объектов в муниципальной собственности: кинотеатры, клубы, магазины, гостиницы. За счет всего этого хорошо пополнялся местный бюджет.
Теперь пришлось приватизировать кинотеатры, гостиницы, магазины и т.п. Так в Новокузнецке исчезли почти все муниципальные кинотеатры, о чем многие новокузнечане сегодня вспоминают с грустью. Разово были получены какие–то средства, а затем этого источника дохода для города не стало, либо он значительно сократился, так как собственник обязан был платить только земельный налог.
– Почти двадцать лет уже местное самоуправление живет по 131–му федеральному закону. Каким видится вам будущее местных представительских и исполнительских органов власти?
Прогнозировать более–менее точно очень сложно. Но какие–то перемены все же обязательно будут.
Так, например, в 2011 году в Новокузнецкий Городской совет (как и в представительные органы многих других городов) впервые прошли выборы по смешанной системе: 18 депутатов было избрано по одномандатным округам, а 18 – по партийным спискам. Спустя десять лет в некоторых городах стали возвращаться к выборам исключительно по одномандатным округам. Может быть, эта тенденция когда–то дойдет и до нас.
В феврале 2019 года областным законом были отменены прямые выборы глав городов Кемерова и Новокузнецка. Теперь они будут избираться по конкурсу специальной комиссией. В Кемерове через такую процедуру один раз уже прошли, Новокузнецку это предстоит сделать сентябре текущего года.
131–й закон тоже, кстати, не вечен. Относительно недавно была предпринята попытка разработать новый закон о местном самоуправлении, однако после множества замечаний и возражений он был отложен.
Местное самоуправление – еще очень молодой институт в нашей стране. Я считаю, что необходимо стремиться к тому, чтобы на уровне муниципалитетов и местных сообществ наконец сформировались и стали устойчивыми местные традиции. Частые перемены правил местной жизни вредят, вызывают недоверие к власти у жителей. И, конечно, всем, и жителям, и представителям власти предстоит еще многому научиться и многое преодолеть.
Новокузнецк. Наталья Мальковец рассказала о развитии местного самоуправления в городе
Тип: статья