Сохранение наследства
— Сегодня много говорят о необходимости улучшения условий жизни в городах, особенно средних и малых, разработаны программы, выделяются деньги. Почему вопрос встал так остро?
— Нефть и газ рано или поздно закончатся, источником экономического роста неизбежно станет человеческий капитал. Чиновники это понимают и реагируют. Одна из самых наглядных реакций — действие нацпроекта «Жилье и городская среда». Еще несколько лет назад трудно было представить, что из федерального бюджета будут финансировать локальные городские проекты в сфере общественных пространств, экологии.
Сегодня у немногих российских городов есть свое лицо. Это города-миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Хабаровск, Владивосток. Среди крупных, средних и малых городов свое узнаваемое лицо имеют немногие — в основном те, которые пытаются раскрыть свой туристический потенциал.
— В чем причина?
— У муниципальных властей зачастую отсутствует система преемственности. Новая команда не продолжает дело предшественников, а все начинает с нуля. Теряются многие хорошие инициативы. С ходу могу назвать только один город — Череповец, где налажена преемственность управленческих команд. Они поддерживают высокий уровень управления городом при всех его экологических проблемах, им удается сохранять позитивный городской образ. А вот городам Поволжья и Сибири это не удается, многие из них крайне неблагополучны и однообразны. Именно оттуда люди чаще всего переезжают в Москву, ближнее Подмосковье, другие мегаполисы.
Открыть атомграды
— К атомным городам применимы те же подходы, что и к обычным, или здесь унифицированные схемы не работают?
— Если речь идет о моногородах, то подойдут унифицированные, а вот у ЗАТО — своя специфика, связанная с законодательством и ограничениями. Их преимущества — высокий человеческий потенциал, поскольку в атомградах много высококвалифицированных специалистов, выше уровень доверия друг к другу в городском сообществе, так называемый социальный капитал. Потенциальные риски — этот капитал может быть и патриархальным. Я имею в виду иждивенческие настроения жителей по отношению к градообразующим предприятиям. Это когда население настроено пассивно, поскольку убеждено, что руководители предприятий обязаны решать в городе все проблемы.
— Закрытость идет городам на пользу или во вред?
— Открытые атомграды могли бы стать диверсифицированными, комфортными городами, даже образцами для средних городов всей страны. Я считаю, что напрасно в атомном сообществе перестали обсуждать вопрос их открытия. По оценкам экспертов, в половине ЗАТО без ущерба для безопасности можно было бы оставить за колючей проволокой только небольшой периметр — саму промзону. Это дало бы бурный толчок экономическому развитию территорий. Резко усилились бы межгородские взаимодействия, начал бы более активно формироваться единый рынок труда. Особенно в ЗАТО, находящихся вблизи крупных городов.
Но сложилась система, когда все потенциальные лица, которые могли бы принять решение снять барьеры, не заинтересованы в этом. Население таких городов также опасается снижения бюджетной обеспеченности, ухудшения криминогенной ситуации. Во многих странах после Второй мировой вой¬ны появились закрытые города, но сегодня от этого формата все отказались. Есть только конкретные охраняемые территории за колючей проволокой, а сами муниципалитеты не прячутся за стенами.
— Вы тесно работали с двумя атомградами — Глазовом и Новоуральском. Помогали властям разработать стратегии развития. Расскажите, с чем столкнулись.
— В Глазове к нашему приходу стратегия в головах местных элит уже существовала, мы должны были лишь придать ей должную форму. По замыслу Глазов должен стать северной столицей Удмуртии с точки зрения инфраструктурного развития. В этом городе «все друг друга знают», поэтому заказчику были прекрасно известны все потенциальные точки развития и проблемы, которые надо решать. Стратегия легко разбилась на несколько направлений, предстояло только обсудить ее со всеми заинтересованными сторонами, расставить приоритеты реализации, вычленить противников, найти способы и мотивы сделать их соучастниками. Наши клиенты хотели, чтобы реализация проектов стратегии способствовала диверсификации экономической базы города, повышению ее устойчивости и росту качества жизни.
Один из главных проектов, воплощаемых сегодня, — капремонт и переоснащение Глазовской межрайонной больницы. Бюджет проекта — около 2 млрд рублей. Глазовский политехнический колледж станет частью федерального проекта «Профессионалитет». На его базе появится образовательно-производственный центр «Атомная отрасль». Откроется набор по четырем новым профессиям и одной новой специальности, увеличится количество целевых мест, техникум будет оснащен новым оборудованием для организации образовательного процесса. Это одно из решений проблемы оттока молодежи из города и с севера Удмуртии. К 2027 году учреждения среднего профессионального образования начнут принимать в два раза больше студентов, а вузы — в полтора. В городе появится 4 тыс. новых рабочих мест. А к 2030 году средняя зарплата в Глазове должна вырасти в два раза.
— А что было в Новоуральске?
— Был сюрприз — несмотря на все ограничения, связанные с закрытостью города, мы увидели здесь достаточно диверсифицированную экономику. Например, предприятия фармацевтической отрасли. Правда, это диверсификация в ручном режиме. В каждом случае заход в периметр требует процедуры согласования и принятия решения. На этом поле остаются работать только предприниматели с высоким уровнем мотивации и бизнес-интереса. Они находят решения, запускают производства и бизнесы, не связанные технологически с градообразующим предприятием.
Наш фонд помог разработать стратегию долгосрочного социально-экономического развития Новоуральского городского округа на период до 2035 года. Ее цель — создать среду проживания, привлекательную для высококвалифицированной молодежи, населения активного трудового возраста и горожан пенсионного возраста. В стратегию включено 13 программ, начиная с поддержки малых инновационных предприятий и развития кластерных инициатив, заканчивая созданием качественного профессионального образования в Новоуральске и внедрением технологий умного города в местную систему ЖХК.
Аренда вместо собственности
— Власти закрытых городов говорят, что сегодня одна из самых главных проблем — отток молодежи. Это решаемо?
— Привилегии особого статуса атомградов не могут отбить у молодежи стремления познавать мир. Важно, чтобы значительная часть возвращалась назад после учебы, чтобы в атомграды приезжали жить молодые люди из других городов — те, кому интересно поработать именно здесь. В этом контексте применительно к Глазову была сформулирована идея, что город должен создать у себя набор маркеров столичности. Чтобы было не хуже, чем в Москве, не только по параметрам обеспеченности, но и по самому образу жизни — динамике, событийности. Ведь не все хотят жить в Москве, многих пугает темп столичной жизни, там сложнее сделать карьеру. Эти люди могут стать жителями атомградов, если их заинтересовать.
Еще один очень важный момент — нужно запустить госпрограмму по обеспечению арендным жильем по ценам ниже рынка. Это актуально для всех городов, для атомных же особенно ¬остро. Это обеспечит прирост численности населения. Нынешнее молодое поколение ценит мобильность, любит менять места работы, переезжать с места на место. Молодые люди не готовы сразу становиться собственниками жилья в городах, к которым только-только присматриваются. У нас доля жилья в собственности — одна из самых высоких в мире, больше только в некоторых странах Восточной Европы, а вот рынок наемного жилья совсем не развит. Почти никто не строит такие дома.
— Строить должно государство?
— Нужно создавать новый институт, и да, для этого необходим толчок от государства — вброс денег, чтобы капитализировать организации, которые потом смогут работать по принципам самоокупаемости. Государство может дать деньги на строительство домов либо гарантии по кредитам, частично компенсировать процентную ставку. В ответ собственник дома обеспечит более низкую ставку аренды. Наймодателями могут быть разные структуры: специально созданные государственные или муниципальные организации, некоммерческие организации и даже коммерческие организации, готовые участвовать в таких моделях. Есть инициатива по строительству наемного жилья на Дальнем Востоке, в последнем послании президент говорил о необходимости строительства наемного жилья для работников оборонно-промышленного комплекса.
— А вообще будущее за городами с какой численностью?
— Будущее за созвездиями городов, городскими агломерациями, живущими единой системой. Когда у людей есть доступ ко всем рабочим местам агломерации, всем социально-культурным объектам независимо от места проживания — в центре, небольшом городе или сельской местности. То есть они могут приехать в центральный парк, музей, театр центра агломерации за полтора часа в один конец, а поездка на работу должна длиться не больше часа в один конец. Обязательна полная транспортная доступность. Также жителям должен быть доступен любой формат проживания: квартира в многоэтажке, дом на земле и т. п. При желании человек должен иметь возможность сочетать одно и другое, а также иметь возможность легко переезжать в пределах своей агломерации на разных этапах своей жизни, не меняя место работы, если такой цели нет.