КС Российской Федерации разъяснил, когда пристав может установить новый срок для исполнения требования неимущественного характера

Тип: обзор

История вопроса

В производстве Костромского областного суда находится жалоба администрации города Костромы на выписанные ей штрафы за неисполнение решения суда. В январе 2017 года суд обязал местные власти предоставить 20-летней сироте С. жилое помещение, что не было сделано вплоть до 2022 года со ссылкой на уважительные причины. За неисполнение судебного решения с городской администрации взыскали исполнительский сбор, а затем дважды административный штраф. Поскольку это не помогло, судебный пристав вновь вынес постановление о назначении должнику очередного штрафа и, не дожидаясь вступления его в силу, установил новый срок исполнения требования о предоставлении жилья. По мнению автора запроса, норма не позволяет определить момент, с которого приставы могут установить новый срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.  

Позиция Суда

Предусмотренное оспоренной нормой административное правонарушение выражается в виновном бездействии должника. Юридическое лицо (администрация) привлекается к ответственности по данной статье, если установлено, что у него имелась возможность для выполнения решения суда, но не были предприняты все меры по его исполнению. Законодатель исходит из необходимости применения повышенной штрафной ответственности к должникам, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после их привлечения к административной ответственности за это на основании части 1 статьи 17.15 КоАП, т.е. после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Поэтому выписывать штраф на основании части 2 статьи 17.15 КоАП вновь (в том числе повторно) можно только после вступления в силу постановления о привлечении должника к ответственности соответственно по части 1 или 2 данной статьи. Однако это не исключает права пристава установить новый срок исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований после вынесения постановления о привлечении его к ответственности на основании части 1 или части 2 статьи 17.15 КоАП, не дожидаясь его вступления в законную силу. Иначе ограничивалось бы применение административных средств понуждения к исполнению судебного решения и нарушалось право граждан на судебную защиту.

Определение КС РФ (24,9 КБ)

С.Образцова-юрист СМО Хабаровского края, по информации Пресс-службы Конституционного Суда РФ